Михаил Абрамов - Шотландская философия века Просвещения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шотландская философия века Просвещения"
Описание и краткое содержание "Шотландская философия века Просвещения" читать бесплатно онлайн.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем некоторые итоги проделанного исследования учения о природе человека и политических теорий философов Шотландии Ф. Хатчесона и Д. Юма. В их творчестве нашли свое теоретическое выражение глубокие социальные и культурные преобразования в их стране. Опираясь на опыт осмысления Английской революции в трудах ее современников Гоббса, Локка и разработки философов послереволюционного периода Шефтсбери, Мандевиля, Беркли и др., шотландские мыслители сумели по-своему воспринять и переосмыслить традиционные проблемы метафизики, теории познания, этики, эстетики и т. п. Усилив в своих учениях значение субъективного фактора в философской антропологии, развив систему моральной философии, сентиментализм, наполнив теорию непосредственным экзистенциальным переживанием, Хатчесон создал позитивную платформу для радикальных новаций Юма в области гносеологии и этики, истории и политики и своим непоследовательным натурализмом утвердил Юма в необходимости избавиться не только от теистических и деистических способов обоснования метаэтики, но проведя полномасштабную секуляризацию наук о природе человека, обосновать гносеологически самодостаточный феноменальный мир человеческой личности, мир не когнитивный, а ценностный, в котором ведущую роль играют чувства, аффекты, вера, основанная на привычке, а разуму оставлены в удел математические науки и поиски средств для осуществления целей, заданных чувственными желаниями и аффектами.
Скажем несколько слов о преемниках Хатчесона и Юма, о их влиянии на последующее развитие философской и общественной мысли в рамках века Просвещения, что должно стать целью дальнейшего исследования. Младшие современники Хатчесона и Юма — А. Смит (276) и А. Фергюсон в основном приняли теорию морального чувства. Они же двинули дальше социальную и политическую науку на основе политологических разработок и идей Ф. Хатчесона и Д. Юма.
Сентиментализм вылился в эстетическую теорию у Г. Хоума (см. 121).
Скептическая теория познания Юма и его методология вызвали ответную реакцию со стороны Т. Рида, главы шотландской школы философии здравого смысла (231), который в своей системе использовал принцип действия внутренних чувств, приписав его суждениям здравого смысла.
Юмовский подход к проблеме причинности, необходимости и свободы пробудил от догматической дремоты И. Канта. О Хатчесоне и Юме он говорил, как о философах, опыты которых хотя и незакончены, при всех недостатках «тем не менее всего больше преуспели в раскрытии основ всякой нравственности…» (66, 286).
Противопоставление живого и непосредственного Sensus абстрактному и холодному Ratio создало альтернативу рационалистическому Просвещению и получило отражение в литературе, живописи и других искусствах, а также в «философии чувства и веры» в Германии.
Проведенное исследование, думается, позволяет оценивать шотландскую философию как самостоятельное направление в истории британской мысли века Просвещения. Детальное и систематическое изучение творчества оригинальных мыслителей Шотландии остается актуальной исследовательской задачей отечественной историко-философской науки.
Литература
1. Абрамов М. А. Век «здравомыслия (Англия в ХУШ веке)». Депонировано в ИНИОН АН СССР. Новая сов. сер. 3 1974.
2. Абрамов М. А. Реферат книги Д. Ноксона «Философское развитие Юма» // РЖ. 1975. Лит. по философии № 1.
3. Абрамов М. А. «Здравый смысл» в английской буржуазной философии // История философии и современность. М., 1976. Вып. 1.
4. Абрамов М. А. Бэкон в советской историко-философской литературе // Филос. науки. 1979. № 1.
5. Абрамов М. А. О шотландской философии ХVIII века // Филос. науки. 1981. № 1.
6. Абрамов М. А. Некоторые вопросы изучения античной философии в историко-философской литературе Англии ХVII-ХVIII вв. // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. М., 1983.
7. Абрамов М. А. Юм и Кант. // Философия Канта. Современные исследования и дискуссии. М., 1983.
8. Абрамов М. А. Разработка проблем этики в философии шотландского просвещения // Общественная мысль: исслед. и публ. Вып. I. М., 1990.
9. Абрамов М. А. Ф. Хатчесон, Д. Юм и кальвинизм о свободе воли // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. IV. М., 1993.
10. Абрамов М. А. Догмы и поиск. М., 1994.
11. Абрамов М. А. Проблема свободы и свобод в Британской философии века Просвещения // Социальная философия и философская антропология. М., 1995.
12. Абрамов М. А. Послесловие к книге О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли // Общественная мысль. Исследования и публикации. Вып. IV/ М., 1993.
13. Абрамов М. А. Секрет философа Давида Юма, эсквайра. Предисловие к изданию // Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 1–2.; 3 т.: Малые произведения. М., 1995–1996.
14. Абрамов М. А. Неопределенность свободы // Вопросы философии. 1996. № 10.
15. Абрамов М. А. Статьи в философской энциклопедии. «Война всех против всех» «Ральф Кедворт»; «Френсис Хатчесон»; «Система моральной философии»; «Эдвард Герберт Черберийский»; «Давид Юм»; «Трактат о человеческой природе»; «Антони Шефтсбери»; «Характеры людей, нравов, мнений и эпох»; «Кембриджские платоники»; «Шотландское просвещение»: «Просвещение в Англии» (в печати).
16. Абрашнев М. М. Проблема обыденного здравого смысла, «наивного реализма» в исследованиях домарксистской философии. Горький, 1971.
17. Августин Блаженный. Против академиков. М., 1999.
18. Английская буржуазная революция ХVII века в современной зарубежной историографии // Реферативный сборник. М., 1978. Ч. 1–2.
19. Английские деисты ХVII и ХVIII столетий. Записки Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1868.
20. Английские материалисты ХVIII в. В 3 т. М., 1967–1968.
21. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. М., 1981.
22. Апресян Р. Г. Учение о благожелательности в этике Френсиса Хатчесона // Вестник Моск. гос. ун-та. 1979. № 3.
23. Апресян Р. Г. Шефтсбери о моральном чувстве // Филос. науки. 1979. № 6.
24. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975–1984.
25. Асмус В. Ф. Избранные философские труды. Т. 1–2. М., 1969.
26. Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма. Становление историзма. М., 1998.
27. Бейль П. Исторический и критический словарь: В 2 т. М., 1968.
28. Беркли Д. Сочинения. М., 1978.
29. Беркли Д. Алкифрон или Мелкий философ. СПб., 1996.
30. Бернал Д. Д. Наука в истории общества. М., 1956.
31. Богомолов А. С. Критика субъективного идеализма философии Д. Беркли. М., 1959.
32. Богомолова А. Г. Д. Юм о месте разума и чувств в морали // Мораль, общество, личность. М., 1979.
33. Болингброк Генри Сент-Джон. Письма об изучении и пользе Истории. М., 1978.
34. Бокль Г. История цивилизации в Англии. СПб., 1895.
35. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1980.
36. Быховский Б. Э. Беркли. М., 1970.
37. Бэкон Ф. Сочинение: В 2 т. М., 1978.
38. Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М., 1990.
39. Вальденберг В. Закон и право в философии Гоббса. СПб., 1900.
40. Васильев В. В. Учение о душе в метафизике XVIII века. Барнаул, 2000.
41. Васильев С. Теоретическая философия Давида Юма. б.м., 1922.
42. Виноградов Н. Д. Философия Давида Юма. Ч. 1. М., 1905; Ч. 2. М., 1911.
43. Гассенди П. Сочинения: В 2 т. М., 1966.
44. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1929–1959.
45. Гиббинс Г. Английские реформаторы. М., 1896.
46. Гоббс Т. Сочинения в двух томах. М., 1989.
47. Гоббс Т. Избранные произведения. М., 1964.
48. Голосов В. Ф. Очерки по истории английского материализма. Красноярск, 1958.
49. Городенский Н. Г. Полемика Локка против теории прирожденности и его собственное воззрение по вопросу о происхождении знания. Сергиев Посад, 1898.
50. Гроций Г. О праве войны и мира. Репринт с изд. 1956 г. М., 1994.
51. Грязнов А. Ф. Философия шотландской школы. М., 1979.
52. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
53. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1994.
54. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.
55. Жучков В. А. Из истории немецкой философии ХVIII века (предклассический период). М., 1996.
56. Жердецкая Э. В. Этика Юма и ее современное значение // Человек, общество, этика. М., 1990.
57. Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1990.
58. Зверева Г. И. История Шотландии. М., 1987.
59. Игнатович В. В. История английских университетов. СПб., 1861.
60. Из истории английской эстетической мысли ХVIII века. М., 1982.
61. Иодль Ф. Давид Юм, его жизнь и философия. М., 1901.
62. История философии. М., 1941–1943.
63. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 2. М., 1996.
64. История философии: В 6 т. 1957–1961.
65. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 1–2. М., 1997–1998.
66. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963–1966.
67. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шотландская философия века Просвещения"
Книги похожие на "Шотландская философия века Просвещения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Абрамов - Шотландская философия века Просвещения"
Отзывы читателей о книге "Шотландская философия века Просвещения", комментарии и мнения людей о произведении.