» » » » Владимир Егоров - Философия открытого мира


Авторские права

Владимир Егоров - Философия открытого мира

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Егоров - Философия открытого мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия открытого мира
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия открытого мира"

Описание и краткое содержание "Философия открытого мира" читать бесплатно онлайн.








Представление о материальности мира всегда сопровождалось системным представлением как о целом, так и о его составляющих.

31

Важное свойство материальности - дискретность - лежит в основе системного подхода. Мономатериализм - субстанциональная основа системного подхода независимо от времени его происхождения. Понятие системы, системности является характеристикой дискретности материальных образований самых различных уровней. Если убрать дискретность как признак материальности, потеряет смысл, лишившись своего основания, и системность. Поэтому системный подход есть продолжение и развитие субстанционального мономатериалистического.

Для материальных систем различных уровней (вплоть до глобального) характерны связь между дискретными частями и силовое взаимодействие между ними.

Гравитационное взаимодействие (всемирное тяготение) было принято Ньютоном в порядке допущения и развито затем в стройную физическую теорию, наличие которой помогло открыть наряду с гравитационным и другие виды взаимодействия. До сих пор их не удается увязать в теорию "всего", но работа в этом направлении продолжается.

Информация как нематериальная природная сущность имеет несистемный характер, она распространяется мгновенно, поскольку не ограничена скоростью распространения света в вакууме.

В силу этого для информации характерно несиловое взаимодействие. Другими словами, в системности выражается дискретность материальных образований и силовое взаимодействие между ними. Для нематериальных природных сущностей, имеющих исходно всеобщий характер и несиловое взаимодействие, понятие системности неприемлемо.

Поэтому представление о системности как универсальном мировоззренческом подходе, характеризующем как материальные, так и нематериальные природные сущности, - глубоко ошибочно, ибо ведет к рассмотрению нематериальных сущностей по аналогии с материальными, а значит, закрывает путь к выяснению их специфики.

Общая теория систем Берталанфи содержит в себе этот коренной порок. Правда, его теория прямо не связана с субстанциональностью и исходит из противопоставления биологических и физических систем как открытых, так и закрытых. Гравитация и информация как материальное и нематериальное, силовое и несиловое взаимодействие, не перекрывают и не отрицают, а дополняют друг друга на субстанциональном уровне.

32

Попытка обнаружить внутренний источник развития материальной субстандии на системном уровне привела к созданию теории самоорганизации как содержательного наполнения открытых систем. Поскольку за мировоззренчески исходное здесь принята материальная субстанция как всеобщая и единственная сущность мира, то и открытые системы и их самоорганизация относятся лишь к этой субстанции. В то же время для их характеристики привлекаются и такие нематериальные сущности, как информация - обмен системы с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Больше того, на исходном уровне материальное оторвано от идеального, без чего (то ли в виде Бога, то ли иного демиурга) не могут обойтись ни математика, ни физика, ни биология.

Самоорганизация имеет место лишь в рамках систем. За пределами систем, то есть на исходном уровне, это уже не самоорганизация, а миропроявление, выражающее открытость мира.

На более конкретном уровне миропроявление принимает системное выражение, связанное с дискретностью материи. А идеальное в этом случае выражает взаимодействие дискретных материальных образований и тем самым источник их саморазвития, самодвижения.

В рамках системности теория самоорганизации не представляет самостоятельного мировоззренческого подхода, а лишь наследует его ограниченность, поскольку его исходное начало - мономатериализм - исчерпал себя не только на умозрительном, но и на верифицируемом уровне.

1.6. Открытый мир и синергийно-информационный подход

Открытый мир как мировоззренческое понятие не совместим с понятием системы, поскольку в противном случае пришлось бы допустить возможность конечного представления о бесконечном. В этом гносеологическая сущность и ограниченность системного подхода.

33

С позиций системности, сам мир представляет собой лишь наиболее общую систему по сравнению с другими, частными. Этим исключается открытость на исходном уровне, то есть как мировоззренческое понятие.

Поскольку научная аргументация в неравновесной термодинамике, лазерной физике, молекулярной биологии и других областях, которые являются правофланговыми в постнеклассической науке, связана с микроуровнем, открытость рассматривается как открытость систем, то есть как преодоление закрытости на микроуровне, и лишь затем распространяется на другие (макро- и мега-) "этажи" мироздания, исходным же понятием здесь является закрытость.

Это тот случай, когда мировоззренческий и научный уровни исследования не совпадают. С этим связано понятие новой активности материи, сингулярности, доприродного существования стрелы времени и т.д.

С позиций современного миропонимания открытость является исходным понятием, исключающим всякую ограниченность, замкнутость, предельность и означающим безначальность и бесконечность мира, и миропроявление как ее выражение.

В соответствии с достигнутым уровнем познавательной способности человека мир представляется имеющим вещественно-энергетическую основу.

Исходная дискретность вещества и энергии предполагает структурирование природных и общественных процессов на уровне системной организации, что представляет собой определенную мировоззренческую позицию.

На макроуровне это связано с поиском "кирпичика" мироздания элементарной частицы, а на мегауровне с попыткой определить самую глобальную систему, то ли в виде нашей галактики, то ли в виде вселенной, включающей и другие галактики, то ли в виде ансамбля вселенных. Завершается эта конструкция "Большим Взрывом", которым фиксируется начало, а значит, и предполагается конец мира. Другими словами, эта мировоззренческая позиция последовательно исходит из закрытости систем и конечности мира. И поэтому все противоречащие ей последние данные постнеклассической науки рассматриваются как преодоление исходной закрытости, но не как исходная открытость. В результате открытость рассматривается как открытость систем, то есть как обмен между системами,

34

или системы со средой веществом и энергией в каждой точке. Однако в этом случае разрушается само понятие системы, ибо она теряет свои основные признаки: закрытость, замкнутость и упорядоченность. Именно поэтому, оставаясь в пределах системного мировоззрения, понятие открытости связывается в конечном счете с системой более высокого уровня, где понятие организации трансформируется в понятие самоорганизации, означающее лишь более высокий уровень системной организации или упорядоченности.

Самоорганизация представляет собой самоорганизацию, то есть организацию, или внутреннюю упорядоченность, системы более высокого уровня. Но в этом случае за пределы исходной системности, организации, замкнутости на любом уровне выйти невозможно. Другими словами понятие самоорганизации выражает мировоззренческое представление об исходной системности, замкнутости, упорядоченности, которое с современных позиций представляется устаревшим.

Постнеклассической науке соответствует синергийно-информационная концепция миропонимания. Согласно этой концепции безначальность и бесконечность мира предполагают исходное единство хаоса и порядка, а не хаос, порождающий порядок, который в этом случае вопреки логике объявляется детерминированным.

Материалистическое представление об ограниченности мира вещественно-энергетическим содержанием (исходная первичность материального) предполагает силовое взаимодействие (гравитационное, электромагнитное) на всех уровнях природных связей. Объединить эти силовые взаимодействия в "теорию всего" не удается, как по причине того, что гравитация была принята Ньютоном как произвольное допущение, так и потому, что основы мироздания материальным или вещественно-энергетическим содержанием не ограничиваются. Начиная с исходного уровня, материальное начало неотделимо от идеального, существует с ним в неразрывном единстве. Чем дальше, тем больше появляется убедительных свидетельств этому. Наиболее существенным и практически значимым является открытие характера информации как "содержания, полученного из внешнего мира" [1]. Информация транслирует идеальные значения природных связей и отношений, вплоть до самых глубинных и наиболее общих, в том числе и принципиально недоступных человеческому познанию.

1 Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1958. - С. 31.

35

Самоорганизация, как и организация, выражает материальную (вещественно-энергетическую) основу и силовое взаимодействие. Информация же характеризует принципиально новый способ взаимодействия - несиловой. Информация не является ни материей, ни энергией и не имеет отношения к формам ее движения. Она исходно открыта, универсальна; общедоступна, а вследствие этого принципиально отлична от форм реализации энергетических основ. Это связано прежде всего с тем, что распространение информации, поскольку она нематериальна, не ограничивается скоростью света и осуществляется моментально.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия открытого мира"

Книги похожие на "Философия открытого мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Егоров

Владимир Егоров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Егоров - Философия открытого мира"

Отзывы читателей о книге "Философия открытого мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.