БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЯП)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЯП)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЯП)" читать бесплатно онлайн.
В. Н. Горегляд.
Литературоведение. Термин «бунгэйгаку» (калька, от нем. Literaturwissenschaft) как название науки о литературе возник в Я. в середине 20-х гг. 20 в. Но истоки литературоведения восходят к раннему средневековью (предисловия и комментарии к поэтическим памятникам и т. п.). Становление науки о литературе Я. проходило под влиянием различных течений западного литературоведения; одним из зачинателей был Янти Хага (1867—1927; «Очерки истории японской литературы», 1900), получивший образование в Германии. Литературоведение Я. развивалось во взаимодействии направлений: библиографического, соединяющего биографический метод с источниковедением (Нобуцуна Сасаки, 1872—1963, «Проблемы поэтики», 1908; Сэнъити Хисамацу, р. 1894, «Очерки национальной литературы. Объект и метод изучения», 1944); культурно-исторического, исходящего из позитивистского метода И. А. Тэна (Сакутаро Фудзиока, 1870—1910, «История японской литературы периода Хэйан», 1905; Сокити Цуда, 1873—1961, «Исследование народной идеологии, отражённой в литературе», 1916—21); академического, связанного с духовно-исторической школой немецкого литературоведения (Мацудзо Кайто, 1878—1952, «Метод изучения национальной литературы», 1930; Ёсиэ Окадзаки, р. 1892, «Новые теории японского литературоведения», 1961); социально-исторической школы, опирающейся на принципы культурно-исторического направления и марксистское учение (Таро Синода, «История японской литературы с точки зрения исторического материализма», 1932; Тадаёси Кондо, р. 1901, «Основы японской литературы», 1937). В 30-е гг. 20 в. марксистское литературоведение представлено работами Корэхито Курахара («Теория искусства», 1937), Кэй Морияма (р. 1904; «Теория литературы», 1936), Юйити Хомма (1909—59; «Литературоведение», 1937), в 50—70-е гг. — Сэйдзабуро Ямада (р. 1896; «История пролетарской литературы», 1954), Хироси Кавагути (р. 1905), Фусадзи Ямамура (р. 1908), Сидзуо Сато (р. 1919; «Марксистская теория литературы», 1974). На антимарксистской платформе стоят Еситака Такахаси (р. 1913; «Проблемы изучения литературы», 1958), Такааки Ксимото (р. 1924; «Конец ложной системы», 1962), Такэо Окуно (р. 1926; «Основы современной литературы», 1967). В области сравнительного изучения литератур выделяются работы Киндзи Симата (р. 1901; «Современная компаративистика», 1956), Сабуро Ота (р. 1909; «Переводная литература», 1959). Проблемы современной японской литературы разрабатываются в трудах Хидэо Одагири (р. 1916; «Личность в современной литературе», 1958), Сэйити Ёсида (р. 1908; «Современная литература и классика», 1961), Мицуо Накамура (р. 1911; «Критика и творчество», 1964), Сюго Хонда (р. 1908; «История послевоенной литературы», 1966), Кэнкити Ямамото (р. 1907; «Сто лет японской литературы», 1968). Среди литературоведческих изданий выделяется серия «Литература» (1977), посвященная современным проблемам японской и мировой литератур.
К. Рехо.
Литературная периодика. Первый японский литературный журнал появился в 70-х гг. 19 в. Издававшийся в 1887—99 «Кокуминно томо» стоял на общедемократических позициях. В конце 19 — начале 20 вв., в годы движения за новую японскую литературу, важную роль сыграли журналы «Бунгакукай» (1893—98) и «Мёдзё» (1900—08). Журнал «Васэда бунгаку» (1891—98) уделял внимание писателям и критикам реалистического направления. Журнал «Сиракаба» (1910—23) был органом одноименной литературной группы, выступавшей за гуманистическое искусство. В 20—30-х гг. появились журналы левого революционного направления: «Танэмаку хито» (1921— 1923), «Бунгэй сэнсэн» (1924—32), «Сэн-ки» (1928—31), «НАПФ» (1930—31). В числе модернистских журналов — «Бунгэй дзидай» (1924—27) и «Ака то куро» (1923—24). В конце 1945 начала возрождаться журнальная пресса, дезорганизованная войной. В 1946 основан «Син нихон бунгаку», объединивший прогрессивных писателей. С 1965 выходит «Минею бунгаку» — орган Союза демократической литературы Я. Среди современных периодических изданий наиболее известны «Синтё» (с 1900), «Бунгэй сюндзю» (с 1923), «Бунгэй» (с 1933), «Бунгакукай» (с 1933), «Гундзо» (с 1946). Вопросам теории и истории литературы посвящают свои страницы «Кокуго то кокубунгаку» (с 1924), «Бунгаку» (с 1933) и др.
К. Рехо.
Лит.: Астон В. Г., История японской литературы, пер. с англ., Владивосток, 1904; Конрад Н. И., Японская литература в образцах и очерках, Л., 1927; его же, Очерки японской литературы, М., 1973; Глускина А. Е., Логунова В. В., Очерки истории современной японской демократической литературы, М. — Л., 1955; Курахара К., Статьи о современной японской литературе, [пер. с япон.], М., 1959; Японская литература. Исследования и материалы, М., 1959; История современной японской литературы, [пер. с япон.], М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература. Краткий очерк, М., 1964; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, М., 1971; Горегляд В. Н., Дневники и эссе в японской литературе Х—XIII вв., М., 1975; Рехо К., Современный японский роман, М., 1977; Хирауо Кэн, Гэндай нихон бунгаку нюмон (Введение в современную японскую литературу), Токио, 1955; ёсида Сэйити, Сидзэнсюги кэнкю (Исследование японского натурализма), т. 1—2, Токио, 1956; Накамура Мицуо, Сакка ронсю (Сборник статей о творчестве японских писателей), т. 1—3, Токио, 1957; Хонда Сюго, Моногатарп сэнго бунгаку си (История послевоенной японской литературы), Токио, 1966; Keene Donald, Modern Japanese poetry: an essay, Michigan, 1964; Janeira A. М., Japanese and Western literature. A comparative study, Tokyo, 1970.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники искусства Я. относятся к культуре дзёмон . Формы и узоры глиняных сосудов упрощаются, приобретают более утилитарный (чем в культуре дземон) характер с появлением в 1 в. до н. э. бронзовых изделий (в т. ч. ритуальных колоколов дотаку и зеркал).
В 3—6 вв. н. э. в связи с развитием культа предков в Я. начинается строительство грандиозных царских курганов (кофун) круглой и подковообразной формы, обнесённых рвом с водой. Расположенные по их поверхности полые глиняные фигурки (ханива), изображающие ноинов, жриц, слуг, коней и птиц, модели жилых домов, отличаются живой непосредственностью мимики и жестов.
Наряду с курганами первыми сооружениями, выделяющимися среди примитивных земляночных построек древней Я., были зернохранилища; возведённые из массивных брёвен, лишённые окон, приподнятые для защиты от наводнений столбами над землёй, они перекрывались 2-скатной соломенной крышей, имели высокие приставные лестницы. Расчищенная вокруг них площадь служила местом первых земледельческих обрядов. По типу этих древних амбаров на обширных засыпанных галькой территориях, обнесённых четырьмя оградами, в первые вв. н. э. были возведены синтоистские святилища в Исе и Идзумо. Простотой и ясностью своей конструкции они заложили основу традиции японского зодчества.
Вместе с распространением буддизма в Я. с конца 6 — начала 7 вв. (т. н. период Асука; по названию древних японских столиц, которые переносились из одного места в другое) началось строительство монастырей, пагод и храмов по китайским и корейским образцам. Небольшие по площади, разнообразные по своей внутренней планировке ансамбли Асукадера (588), Ситеннодзи (593), Хоккидзи (начало 7 в.) и Хорюдзи (607) включали пагоду, главный храм Кондо и ряд 1-этажных храмовых помещений, обращённых фасадом на юг, примыкающих стенами и крытыми коридорами к южным и средним воротам. Здания возводились по стоечно-балочной системе на белокаменной платформе, имели окрашенные красным лаком колонны и кронштейны, поддерживающие массивную черепичную, изогнутую по краям, 1-ярусную или (в главных постройках) 2-ярусную крышу, сочетающую 2-скатное и 4-скатное покрытие (иримойя дзукури). Квадратные в плане пагоды отличались чёткостью и рациональностью форм, значительной сейсмоустойчивостью. В отличие от ничем не заполненных внутри синтоистских святилищ, центральная часть буддийских храмов составляли алтари, включающие изображения буддийских божеств, выполненные из золочёной бронзы или раскрашенного дерева. Статуям высших божеств 7 в., генетически восходящим к раннесредневековой пластике Китая и Кореи, присущи суровость и аскетическая отрешённость. Более разнообразны по типу и позам божества милосердия — босацу (бодхисатвы); их лица озарены выражением одухотворённой нежности, головы увенчаны драгоценными коронами.
Времени утверждения единого централизованного феодального государства соответствует создание в 710 первой постоянной японской столицы Нара (Хэйдзё-кё), выстроенной по образцу китайских регулярных в плане городов. Главные храмовые ансамбли города (Якусидзи, Тодайдзи, Тосёдайдзи) выделялись чёткой симметрией планов, небывалой пространств, масштабностью площадей и путей процессий, величием и мощью конструкций.
С укрупнением храмов изменился и характер буддийской пластики — дифференцировались образы божеств, умножилось кол-во статуй. Среди материалов нарской скульптуры — бронза, дерево, сухой лак, глина. Развитие японской государственности отразилось в монументальных, полных внутренней силы, национальных по типу лиц, героизированных скульптурных образах. Их движения приобрели большую свободу, тела — округлость и пластичность; композиции утратили былую замкнутость. Особой экспрессией отличались позы и жесты полубогов — защитников буддизма, изображаемых в доспехах воинов. В 8 в. возникли и первые скульптурные портреты знаменитых проповедников буддизма. Большое распространение получили гротескные ритуальные маски. Исполненные гибкими линиями с лёгкой подкраской настенные росписи храма Хорюдзи (8 в.), близкие индийским и китайским образцам, свидетельствуют о высоком уровне японской живописи того периода.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЯП)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЯП)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЯП)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЯП)", комментарии и мнения людей о произведении.