БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЦЫ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЦЫ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЦЫ)" читать бесплатно онлайн.
В СССР Ц. л. появилась в середине 20-х гг. с созданием письменности (на основе русского алфавита). Основы советской цыганской литературы заложили писатели А. В. Германе (1893—1955; книги «Ганка Чямба и другие рассказы», 1935; «Стихи», 1935; «Стихи и песни», 1937; «Повести и рассказы», опубликованы в 1960), Н. А. Панков (1895—1959; переводы «Кармен» П. Мериме, 1935, «Цыган» и «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, 1937). На цыганском языке выходили общественно-политические и художественные журналы «Романы зоря» (1927—30) и «Нэво дром» (1930—33). В конце 20-х — начале 30-х гг. выступили И. Безлюдский (1901—70), И. И. Ром-Лебедев (р. 1903), О. И. Панкова (р. 1912; «Стихи», 1936), Вано Тимофееве (настоящее имя — И. В. Хрусталёв, р. 1913; «Стихи», 1936), Н. Г. Саткевич (р. 1917) и др. Спектакли по пьесам цыганских писателей ставит Московский театр «Ромэн» . Ц. л. 20—30-х гг., развивавшаяся в тесном взаимодействии с русскими и др. национальными литературами СССР, сыграла важную роль в процессе, приобщения цыган к оседлости, труду и культурной жизни. После того, как в 1939—40 в состав СССР вошли прибалтийские республики, Западная Белоруссия, Западная Украина, Бессарабия, Ц. л. в СССР развивается на местных цыганских диалектах и языках населения республик. В Молдавии печатаются стихи Г. В. Канти (р. 1940; сборник «Фолклорос романо», 1970); в Латвии — стихи К. Рудевича (р. 1939) и Лексы Мануша Белугина (р. 1942; сборники «Хочу лошадку», 1973; «Звездочка», 1976); на Алтае — стихи Вано Романо (И. М. Панченко, р. 1941). Саткевич опубликовал сборник стихов «Струны» (1972). В 1974 издан сборник стихов цыганских поэтов «Костры» (сост. Саткевич).
В послевоенные годы в некоторых странах Европы опубликованы произведения цыганских литераторов: в Польше — сборник стихов «Песни Папуши» (1956) Папуши Брониславы Вайс (р. 1910); в Болгарии — сборник стихов «Песни из катуна» (1955) У. Керима (р. 1927); в Чехословакии — «Песнь над ветром» (1964) Д. Банга (р. 1934); в Югославии — сборник стихов «Цыган ищет место под солнцем» (1970) P. Джурича (р. 1947); в Венгрии — стихи и проза И. Дароци Чоли (р. 1939), М. Бари, М. Лакатоша, Андро Лолеште; во Франции — романы «Предсказания» (1946) и «Седьмая дочь» (1967) М. Максимова (р. 1912); в Швеции — публицистика и книги для детей «Катицы» (1970) Катарины Тайкон (р. 1933); в Финляндии — роман из цыганской жизни «Сверкающая дорога» (1969) В. Бальтазара (р. 1946).
Отсутствие единой литературной нормы в цыганском языке ограничивает число читателей: сочинения писателей-цыган понимают лишь говорящие на диалекте автора. В 60—70-е гг. цыганские литераторы всё чаще пишут на языках стран, в которых они живут.
Лит.: Романо альманахе. Скэдыя А. Германе, М., 1934; Poésie Tsigane, Р., 1974; Rom som, Cigány klubjának havi tájékoztatója, Bdpst, 1974—77. см. также лит. к ст. Цыгане и Цыганский язык .
Л. Н. Черенков.
Цыганская музыка
Цыга'нская му'зыка, 1) национальная музыка цыган, таборные и городские песни на родном языке — протяжные, любовные, плясовые, типа баллад и т.п. Ц. м. характеризуется обилием хроматизмов, особой экспрессивностью. Обнаруживает значительное влияние песенного искусства окружающих народов. И. Гайдн, И. Брамс, С. В. Рахманинов и др. композиторы использовали в своих сочинениях подлинные цыганские мелодии. а также собственные мелодии в духе цыганских. В СССР новые цыганские песни (авторские и фольклорные) нередко обнаруживают сходство с массовой песней. Цыганские песни исполняются ансамбля ми цыганской песни и пляски, включаются в спектакли Московского театра «Ромэн». 2) Музыка различных народов, переосмысленная исполнителями-цыганами. Отличается яркой эмоциональностью, подчёркнутыми контрастами, чертами импровизационности. Под сильным влиянием исполнителей-цыган возникли особые стили — фламенко в Испании, вербункош в Венгрии. В России с начала 19 в. получили распространение цыганские хоры с певцами-солистами и гитаристами-аккомпаниаторами. В их исполнительской практике сложился особый жанр — цыганский романс .
Цыганский романс
Цыга'нский рома'нс, жанр русского романса , сформировавшуюся к середине 19 в. на основе русских народных песен и бытовых романсов под влиянием своеобразной манеры их исполнения певцами-солистами и гитаристами-аккомпаниаторами хоров петербургских и московских цыган. Ему свойственны эмоциональная насыщенность, сочетание напевности и декламационности, специфическая гитарная фактура сопровождения с переборами аккордов и контрапунктирующим с вокальной мелодией басом, Эти черты нашли отражение в ряде произведений А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева и др. композиторов. С 70-х гг. 19 в. Ц. р. получает особенно широкое распространение и в то же время внутренне обедняется.
Лит.: Штейнпресс Б., К истории «цыганского пения» в России, М., 1934: Друскин М. С., К вопросу об изучении «цыганщины», «Советская музыка», 1934, № 12.
Цыганский театр «Ромэн»
Цыга'нский теа'тр «Ромэ'н», см. Московский театр «Ромэн» .
Цыганский язык
Цыга'нский язы'к, язык цыган . Относится к новоиндоарийской группе индоевропейских языков . Сложился в условиях изоляции от близкородственной индо-арийской языковой среды, сохранив основной лексический фонд древнеиндоарийских языков и типологическую близость со среднеиндийским и новоиндийским языками. Основные черты в области фонетики: оглушение звонких аспират: gh > kh, dh > th, bh > ph, ослабление аспирации: ch > с, th > t, bh > b, децебрализация: > r, > r, > s, > št, оглушение аффрикат: j > с и др. В области морфологии: превращение послелогов в новую падежную флексию, противопоставление основы прямого падежа основе косвенных, отсутствие у неодушевлённых имён существительных форм винительного падежа, появление сложных форм будущего времени и др. Этнические группы цыган, пройдя разный миграционный путь, говорят на различных диалектах, в большей или меньшей степени подвергшихся влиянию окружающих языков в области лексики, фонетики и синтаксиса. Длительное пребывание на территории Византии способствовало проникновению в Ц. я. некоторых черт, общих для всех языков, распространённых: на Балканах: артикль, способ выражения форм инфинитива и др.
Лит.: Вентцель Т. В., Цыганский язык, М., 1964; Вентцель Т. В., Черенков Л. Н., Диалекты цыганского языка, в сборнике: Языки Азии и Африки, кн. 1, М., 1976; Сергиевский М. В. (сост.), Цыганско-русский словарь, М., 1938; Turner R. L., The position of Romani in Indo-Aryan, L., 1927; Kochanowski J., Gypsy studies, v. 1—2, New Delhi, 1963; Wolf S. A., Grosses Wörtebuch der Zigeunersprache (Romani tšiw), Mannheim, 1960; Rishi W. R., Multilingual Romani dictionary, Chandigarh, 1974.
Т. В. Вентцель.
Цыдендамбаев Чимит-Доржи
Цыдендамба'ев Чимит-Доржи (р. 23.2.1918, деревня Тарбагатай, ныне Заиграевского района Бурятской АССР), бурятский советский писатель, родился в крестьянской семье. Печатается с 1937, вначале как поэт, затем как прозаик. Основное произведение — повесть «Чернильница Банзарова» (1948), романы «Доржи, сын Банзара» (1953, рус. пер. 1955) и «Вдали от родных степей» (1957—58, рус. пер. 1962) — посвящена жизни первого бурятского учёного-востоковеда Доржи Банзарова. Ц. принадлежат также рассказы, повести «Бурятка» (1961, в рус. пер. «Счастливого пути, Жаргалма!», 1963), «Год начинается с весны» (19/3) и др. Его произведения переведены на языки народов СССР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Жэлнай хабарhaa эхилдэг. Туужа, Улан-Удэ, 1973; в рус. пер. — Стихотворения, М., 1973; Бурятские узоры, М., 1970.
Лит.: Тармаханова О. Д., Чимит Цыдендамбаев, Улан-Удэ, 1958; Литература Советской Бурятии. Творческие портреты, Улан-Удэ, 1973.
Цыдынжапов Гомбожап Цыдынжапович
Цыдынжа'пов Гомбожап Цыдынжапович [р. 20.4 (3.5).1905, улус Любчикан, ныне Баргузинского района Бурятятской АССР], бурятский советский актёр, режиссёр и драматург, народный артист СССР (1940). Член КПСС с 1939. Один из основателей бурятского профессионального театра. Родился в крестьянской семье. Печатается с 1940. В 1934 окончил режиссёрский факультет ГИТИСа. В 1934—48 художественный руководитель Бурятского драматического театра (с 1938 музыкально-драматический), с 1948 главный режиссер Бурятского театра драмы им. Х. Намсараева в Улан-Удэ, в 1948—60— Бурятского театра оперы и балета (там же). Среди актёрских работ — Отелло («Отелло» Шекспира), Шарлай («Эржен» Балдано и Эделя), Платон («Платон Кречет» Корнейчука). В 1947 исполнил роль В. И. Ленина («Кремлёвские куранты» Погодина). Поставил музыкальную драму «Баир» (музыка Берлинского, 1938), драматические спектакли — «Один из многих» Балдано (1937), «Снайпер» Цыдынжапова (1943), «Кремлёвские куранты» (1947), оперы — «Евгений Онегин» Чайковского (1943), «На Байкале» Книппера (1948), «Тихий Дон» Дзержинского (1953) и др. Автор либретто музыкальной драмы «Баир» (совместно с А. Шалаевым), пьес — «Снайпер», «Сын народа» (обе в 1943) и сценария «Золотой дом» (совместно с Д. Батожабаем и В. И. Ежовым, 1960). Депутат Верховного Совета РСФСР 2—4-го созывов. Государственная премия СССР (1949). Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЦЫ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЦЫ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЦЫ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЦЫ)", комментарии и мнения людей о произведении.