БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТР)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТР)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТР)" читать бесплатно онлайн.
Эксплуатационные показатели. Основные эксплуатационные показатели Т. подразделяют на технико-экономические, технические и агротехнические. К технико-экономическим показателям относятся производительность в агрегате, тяговые качества, трудоёмкость обслуживания и ухода, металлоёмкость и др.; к техническим — устойчивость Т. (продольная и поперечная), лёгкость управления, удобство работы персонала (наличие кабины, контрольных приборов; число мест для сидения); к агротехническим— удельное давление на почву, проходимость в междурядьях (дорожный просвет, абрис , защитные зоны), манёвренность в агрегате, плавность хода, точность следования по заданному направлению.
Типаж тракторов. Число моделей Т., выпускаемых в СССР, а также их показатели определены типажом — системой машин, построенной по заранее разработанному техническому плану, основанное на рациональном сочетании тяговых показателей разных типов Т. при минимальном числе базовых моделей (см. Типизация ). Класс в типаже — совокупность моделей (конкретных конструкций) Т., имеющих одинаковые классификационные параметры. Базовая модель — наиболее распространённый вид Т. в данном классе. Модификация — модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая, но имеющая иную компоновку или оснащенная дополнительными механизмами. За основной классификационный параметр в СССР и странах — членах СЭВ принято наибольшее тяговое усилие , при ограниченном буксовании, развиваемое Т. 1-й типаж был предложен в 1923, а разработан и реализован в 1946. В 1956 был создан 2-й типаж Т. на 1961—65. Предусматривалось увеличение рабочих скоростей до 5—6 км /ч , повышение срока службы двигателей до 2500—3000 ч , трансмиссий — до 5000—6000 ч . Были подготовлены к выпуску модели Т., соответствующие мировому уровню техники: колёсные — Т-40, МТЗ-50, Т-16, ДТ-14, К-700; гусеничные — Т-74, ДТ-75, ДЭТ-250 и др. 3-й типаж Т. на 1965—70 состоял из 13 базовых моделей с тяговыми усилиями от 6 до 250 кн (0,6—25 тс ) и ряда модификаций.
Для дальнейшего улучшения эксплуатационных показателей был разработан 4-й типаж Т. на 1971—80 (рис. 3 ). Выпускаемые по этому типажу базовые модели Т. сведены в таблицу. В 4-м типаже повышаются рабочие скорости до 35 км /ч , срок службы до капитального ремонта, снижается трудоёмкость обслуживания. В связи с повышением скоростей движения Т. в подвеску вводятся дополнительные упругие элементы; кабина снабжается рессорами, герметизируется, оснащается вентиляционными и отопительными устройствами, кондиционерами. Внедряется широкая унификация узлов и деталей внутри класса и между различными классами Т. Разрабатываются Т. с электрическим и гидравлическим приводом. Входят в практику устройства для автоматизации тракторных работ (загрузочных режимов, вождения машинно-тракторного агрегата на рабочем гоне), защиты от аварийных ситуаций и т.п.
Базовые модели тракторов, выпускаемых в СССР по 4-му типажу (1975).
Класс, тс Модель Класс, тс Модель 0,2 0,6 0,9 1,4 2 «Риони» Т-25; Т-16М Т-50 МТЗ-80 Т-54В 3 4 5 6 15 Т-74; ДТ-75 М Т-150; Т-150 К Т-4А К-701 Т-130 ДЭТ-250Лит.: Конструкция, основы теории и расчет тракторов, М., 1971; Гуревич А. М., Сорокин Е. М., Тракторы и автомобили, 2 изд., М., 1974; Колёсные тракторы, М., 1974.
И. Б. Барский.
Рис. 3. Типаж тракторов на 1971—80 (P — тяговое усилие, mc ; N — эффективная мощность двигателя трактора, л. с. ; G — масса трактора, т ).
Рис. 2. Продольный разрез гусеничного трактора: 1 — двигатель; 2 — кабина; 3 — топливный бак; 4 — рычаги навесного устройства; 5 — вал отбора мощности; 6 — прицепная скоба; 7 — ведущее колесо; 8 — центральная передача; 9 — гусеница; 10 — коробка передач; 11 — опорное колесо; 12 — муфта сцепления; 13 — направляющее колесо.
Рис. 1. Продольный разрез колесного трактора: 1 — двигатель; 2 — рулевое колесо; 3 — кабина; 4 — топливный бак; 5 — рычаги навесного устройства; 6 — вал отбора мощности; 7 — прицепной крюк; 8 — центральная передача; 9 — ведущее колесо; 10 — коробка передач; 11 — муфта сцепления; 12 — направляющее колесо.
1. Садово-огородный трактор. СССР. 2. МТЗ-80. СССР. 3. ДТ-75М. СССР. 4. Т-150К. СССР. 5. Т-150. СССР. 6. К-701. СССР. 7. «Болгар» (НРБ). 8. «Фиат» (Италия). 9. «Зетор». (Франция). 10. «Кейс» (США). 11. «Масси-Фергюсон» (Великобритания, Канада). 12. «Вольво» (Швеция).
Тракторный двигатель
Тра'кторный дви'гатель. Для тракторов применяются двигатели внутреннего сгорания . Выпускаемые в СССР тракторы оборудуются четырёхтактными дизелями . Мощность Т. д. определяется тяговым классом трактора (см. Трактор ) и может составлять 14,8—368 квт (20—500 л . с .) при частоте вращения коленчатого вала 800—2500 об/мин . Наиболее распространены четырёх- и шестицилиндровые дизели с водяным охлаждением; применяются также дизели мощностью до 74 квт (100 л . с .) с воздушным охлаждением. Дизели мощностью свыше 147 квт (200 л. с.) могут иметь V-oбразное расположение цилиндров, а также турбонаддув (см. Наддув ). Дизельные Т. д. характеризуются низким удельным расходом топлива — 70 нкг/дж (185 г /л . с . ч ), большой надёжностью и долговечностью (более 5000 ч работы до капитального ремонта). За рубежом на тракторах иногда устанавливаются двухтактные дизели и карбюраторные двигатели внутреннего сгорания.
О. М. Малашкин.
Тракторный дозировщик
Тра'кторный дозиро'вщик , путевая машина для дозировки балласта в путь, засыпки шпальных ящиков и планировки балластной призмы при строительстве железных дорог, реже при ремонте эксплуатируемого железнодорожного пути. Оборудование Т. д. монтируется на гусеничном тракторе, приспособленном для передвижения по рельсовому пути и по грунтовым дорогам. Съёмное оборудование Т. д. (рис. ) — передний щит и шарнирно прикрепленные к нему 2 боковых крыла. Щит и крылья могут устанавливаться на разной высоте, благодаря чему изменяется толщина разравниваемого слоя. При работе крылья раскрываются под углом к направлению движения и удерживаются телескопическими распорками. Максимальная ширина захвата балласта крыльями 6,1 м . При движении машины балласт с обочины подаётся в путь. Рабочая скорость 2—4 км/ч . В транспортном положении крылья располагаются вдоль рамы трактора. При движении Т. д. может удалять балласт с пути при снятой путевой решётке (при ремонте железнодорожного пути), если крылья соединить между собой впереди машины так, чтобы они образовали двугранный угол. Т. д. оборудован поворотным краном и поворотно-прицепным устройством для крепления к нему троса ползучего путеподъёмника — плиты, которая заводится под шпалы и при движении машины поднимает путь. Производительность Т. д. до 4 км в смену.
С. Л. Соломонов.
Тракторный дозировщик.
Тракторный научно-исследовательский институт
Тра'кторный нау'чно-иссле'довательский институ'т Государственный союзный Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (НАТИ). Основан в 1925 в Москве как Тракторный отдел Научно-автомоторного института (НАМИ); с 1946 — самостоятельный институт; имеет филиал в Челябинске и 4 испытательные станции. Основная тематика — теория, конструирование, исследование, создание типажей тракторов и их агрегатов; координация разработки тракторов в др. организациях отрасли; проведение экономических исследований. Имеется аспирантура. Издаёт «Труды» (с 1948).
Тракторостроение
Тракторострое'ние , отрасль машиностроения, производящая тракторы , тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль промышленности Т. существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. В Европе впервые массовое производство тракторов началось в 20-х гг. 20 в. в Германии и Италии, затем в Великобритании, Франции и др. странах.
Возникновение Т. в СССР относится к 1923 (первый выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец» заводом «Красный путиловец», ныне Ленинградское объединение «Кировский завод»). Первые специализированные тракторные заводы — Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод ) и Харьковский тракторный завод , выпускали колёсные тракторы марки СТЗ-ХТЗ. Производство тяжёлых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском тракторном заводе в 1933. На нём же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов с дизельным двигателем (С-65). Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского заводов на производство гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929—32) произведено 100,4 тыс. тракторов, во 2-й (1933—37) — 444,1 тыс. шт. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 были построены и введены в строй (1942—44) Алтайский тракторный завод , Владимирский тракторный завод и Липецкий тракторный завод , в 1945 возобновили работу разрушенные Сталинградский и Харьковский заводы. В послевоенные годы вступили в строй Харьковский тракторосборочный завод (1950), Минский тракторный завод (1951), Онежский и Узбекский (ныне Ташкентский) тракторные заводы (1956). Особое внимание уделялось увеличению производства мощных с.-х. тракторов общего назначения. Кировский завод начал выпуск трактора К-700 (1964), Павлодарский тракторный завод (пущен в 1967) — ДТ-75М (1968). В 1962 организовано производство гусеничных пропашных тракторов, унифицированных с тракторами МТЗ, на Кишиневском тракторном заводе (реконструирован в 1961). В конце 60-х гг. завершается переход на выпуск тракторов с дизельными двигателями. Происходит создание унифицированных моделей тракторов. Широкая унификация узлов, агрегатов и деталей тракторов и двигателей способствовала выделению их в специализированные производства (моторные заводы в Волгограде, Минске, Барнауле, Харькове, заводы топливной аппаратуры, тракторных трансмиссий, гидроагрегатов, шестерён, поршней и поршневых колец и др.). В 9-й пятилетке (1971—75) начато перевооружение тракторных заводов и обновление основных моделей тракторов. Строятся Чебоксарский завод промышленных тракторов и Харьковский завод тракторных двигателей. За 1966—75 производительность труда возросла более чем в 2 раза. Годовой выпуск тракторов в СССР (см. табл. 1). В 1957—75 выпуск тракторов имел среднегодовой прирост около 6%; в 1960 СССР вышел на 1-е место в мире по производству тракторов (238,5 тыс. шт.); в 1975 произведено 2,2 трактора на 1000 чел. населения. Растет технический уровень тракторов: увеличивается их энергонасыщенность, снижается материалоёмкость, улучшаются условия труда тракториста, повышаются универсальность, качество и надёжность. Проводятся работы по автоматизации управления механизмами и вождения тракторных агрегатов. Новые модели тракторов К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-80/82 и др., поставленные на производство в 9-й пятилетке, оснащены высокоэкономичными дизельными двигателями, многоступенчатыми коробками передач, в том числе с переключением на ходу, кабинами с очисткой и охлаждением (подогревом) воздуха, с подрессоренными сиденьями и т.д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТР)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТР)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТР)", комментарии и мнения людей о произведении.