БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТК)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТК)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТК)" читать бесплатно онлайн.
Лит. см. при статьях Гистология, Гистогенез.
В. Я. Бродский.
Т. растений. Рост растения и развитие его внутренней структуры обусловлены деятельностью образовательной Т., или меристемы, производные которой претерпевают сложную структурную и функциональную дифференцировку, превращаясь в элементы постоянных Т. Классификации постоянных Т. основываются на морфологических, функциональных, генетических и др. признаках. Различают, например, Т. паренхимные (см. Паренхима) и прозенхимные (см. Прозенхима). Постоянные Т. относят к трём системам: покровной, проводящей и основной, появление которых в онтогенезе растений отражает главные этапы внутренней дифференцировки растительного организма в процессе эволюции. По наиболее распространённой физиологической классификации Т., предложенной Г. Габерландтом, постоянные Т. составляют системы: покровную, представленную эпидермисом, пробкой и коркой, механическую, включающую колленхиму, состоящую из живых паренхимных клеток с неравномерно утолщёнными стенками, и склеренхиму, представленную одревесневшими волокнами и более или менее изодиаметрическими склереидами; абсорбционную, осуществляющую поглощение веществ с помощью ризоидов, корневых волосков, образованных эпиблемой, многослойного покрова (веламена) воздушных корней орхидных; ассимиляционную, состоящую из паренхимных клеток с обилием хлоропластов; проводящую, представленную ксилемой, осуществляющей проведение воды, и флоэмой, участвующей в перемещении органических веществ; запасающую, состоящую из паренхимных клеток; секреторную, включающую гидатоды, млечники, вместилища выделений различного происхождения; систему проветривания, представленную межклетниками, устьицами, чечевичками. Все Т., кроме покровной, проводящей и системы проветривания, можно считать разновидностями основной Т. Ткани растений изучает анатомия растений.
Лит.: Имс А. Дж., Мак Даниэльс Л. Г., Введение в анатомию растений, пер. с англ., М. — Л., 1935; Крашенинников Ф. Н., Лекции по анатомии растений, М. — Л., 1937; Бородин И. П., Курс анатомии растений, 5-е изд., М. — Л., 1938; Раздорский В. Ф., Анатомия растений, М., 1949; Яценко-Хмелевский А. А., Краткий курс анатомии растений, М., 1961; Эсау К., Анатомия растений, пер. с англ., М., 1969.
Л. И. Лотова.
Ткани художественные
Тка'ни худо'жественные, ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства. Орнаментация Т. х., строящаяся обычно по принципу ритмичных повторов (см. Раппорт), достигается либо путём переплетения нитей, либо набивным способом (см. Набойка), а также вышивкой. Все 3 способа орнаментации применялись с глубокой древности и были известны почти всем народам. Художественное оформление тканей обусловливается их назначением и техническими возможностями производства; узоры Т. х. отражают стилистическое своеобразие различных эпох в развитии искусства и национальных художественных школ (см. также Ковёр).
Т. х. Древнего Востока и античного мира известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденным в раскопках (например, фрагменты древнеегипетских льняных узорных тканей 2-го тыс. до н. э., фрагменты античных тканей из городов Северного Причерноморья). Высокой художественностью с древних времен славились китайские, главным образом шёлковые и «золотные» (с металлической нитью), ткани, известные с конца 2-го тыс. до н. э. [сохранились фрагменты узорчатых тканей 5—3 вв. до н. э. из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и др.]. Широкое распространение получили изготовлявшиеся в 16 и особенно в 17 вв. в Китае шёлковая «камка-китайка» (русское название), различные виды бархата (шёлковые основа и уток) и т.д. Орнамент китайских тканей — геометрические узоры, стилизованные мотивы растительного и звериного мира, символические изображения (круг, дракон, облака), иероглифы. К китайским Т. х. близки (по материалу, выработке, орнаменту) японские ткани. На протяжении веков (известны с 3-го тыс. до н. э.) славились индийские хлопчатобумажные (реже полушёлковые) ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент которых состоял главным образом из растительных мотивов (часто с обилием деталей), а также из повторяющихся сюжетных сцен. Иран с древних времён вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шёлковые ткани: сохранились фрагменты шёлковых тканей эпохи Сасанидов (3—7 вв.); их узор состоял обычно из медальонов (кругов, овалов и т.д.) с изображениями апофеоза царской власти, сцен охоты, фантастических животных. В 15—17 вв. высоко ценились иранские шёлковые и «золотные» ткани — так называемые объярь, атлас, бархат (основа бумажная); для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса и т.д. Сохранилось много образцов тканей коптского Египта (4—7 вв.) с изображением различных религиозных сцен. Орнаментация византийских Т. х. испытала значительное воздействие позднеантичного и сасанидского искусства. Для узоров византийских тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами и т.д. В арабских странах выделывались шёлковые и «золотные» Т. х., узорные и гладкие (атлас). Своеобразны турецкие атласы и бархаты (имеющие бумажную основу) 15—18 вв., обычно с крупным узором из «опахал», полумесяцев, цветов гвоздики и др.
С Ближним Востоком связано художественное ткачество Испании (период расцвета —16 в.): шёлковые ткани, бархат (шёлковые основа и уток) с геометрическим орнаментом в сочетании с мелким раститительным узором (мавританское влияние), разнообразные «золотные» ткани (особенно известна шёлковая ткань с тончайшими нитями золочёного серебра в утке, в России называвшаяся алтабас). Итальянские Т. х. приобрели известность с 14 в.: расцвет их производства приходится на 16—17 вв. Наиболее известны: венецианская камка с «чешуйчатым» и мелким растительным («мелкотравчатым») узором, различные бархаты (шёлковые основа и уток) — орнамент геральдический и растительный, реже — изображения зверей. Из «золотных» итальянских тканей наиболее ценилась ткань сложной техники в несколько основ и утков (русское название — аксамит). С 17 в. с итальянскими тканями соперничали французские, производство которых достигло расцвета в 18 в. Выделялись шёлковые ткани Лиона: бархат (шёлковые основа и уток), атлас, камка. Среди орнаментов французских тканей — реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены. Замечательные по художественным достоинствам ткани создавались народами, населявшими современную территорию СССР. Древними традициями художественного ткачества обладают народы Средней Азии и Закавказья (шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные ткани, ковры). В Древней Руси художественное ткачество было известно издавна. Об этом свидетельствуют литературные источники и сохранившиеся фрагменты шерстяных тканей северных славян 10—11 вв. (узор крупный, геометрический, набивной), кривичей 12 в. (узор — переплетение с мережкой). Наряду с набойкой, распространённой почти повсеместно, ценные Т. х. (покрывала, полотенца, скатерти, плахты, ткани для одежды) создавало народное узорное ткачество русских, украинцев, белорусов, народов Прибалтики и др. В 16—17 вв. возникло русское шелкоткацкое производство, получившее особое развитие в 18 в.: выпускались штофы, парча, гризеты и др. (узор крупный и мелкий — букеты роз и др. цветов, трактованных реалистически). В начале 19 в. развивалось производство шалей, а также выделка шёлковых Т. х., особенно парчи.
В 20 в. с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием техники нанесения рисунка на ткань повышается и художественное качество массовых бытовых тканей. Рисунки для тканей создаются специалистами-художниками.
В 1920-е гг. в СССР осуществлялись отдельные опыты по внедрению ситца, лаконичных по цвету и строгих по ритму рисунков. В 1930-е гг. усилилось стремление сделать, опираясь на изучение классического и народного наследия, Т. х. не только удобными, но и многообразно декоративными по рисунку и цвету. В тканях этого периода (создаваемых по рисункам Н. В. Кирсановой, В. К. Склярова, М. В. Хвостенко, Е. Я. Шумяцкой и др.) всё большее место занимает цветочный орнамент (иногда — с элементами советской эмблематики). К середине 30-х гг. возникли художественные лаборатории на крупнейших текстильных предприятиях. С середины 1950-х гг. мастера советского Т. х. (Н. М. Жовтис, С. А. Заславская, С. А. Каусов и др.) интенсивно работают над созданием тканей новых структур, а также более разнообразных по ритмическому построению видов орнамента.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТК)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТК)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТК)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТК)", комментарии и мнения людей о произведении.