БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СФ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СФ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СФ)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Основы палеонтологии, М., 1962.
Представитель сфинктозоа Barrosia; внешний вид колонии (кусочек дан в продольном разрезе).
СФИО
СФИО (SFIO, сокращённое от франц. Section Française de I'lnternationale Ouvrière — Французская секция рабочего Интернационала), см. Французская социалистическая партия (основана в 1905).
Сфорца
Сфо'рца (Sforza), династия миланских герцогов в 15—16 вв. Родоначальник — Муцио Аттендоло С. (1369—1424), крестьянин из Романьи, прозванный Сфорца за свою силу (итал. sforzare — одолевать силой). Его сын Франческо С. (1401—66) — кондотьер на службе у Милана, Флоренции, Венеции; зять последнего миланского герцога из рода Висконти. В 1450 завладел Миланом и стал герцогом. Присоединил к Милану большую часть Ломбардии, Бари, Геную. Род С., привлекая к своему двору учёных, поэтов, художников (Леонардо да Винчи и др.), способствовал превращению Милана в значительный культурный центр. Герцоги Галеаццо Мария С. (1444—76), правивший с 1466, и Лодовико С. [по прозвищу Моро (Мавр)] (1452—1508), правивший с 1494 (фактически с 1479), вели многочисленные войны за расширение своих владений. Народное восстание вынудило Лодовико покинуть Милан в 1499 (в 1500 недолго вновь властвовал в Милане). Его сыновья Массимилиано С. (1493—1530) в 1512—15 и Франческо II С. (1495—1535) в 1521—25 восстанавливали власть рода С. в Миланском герцогстве. Со смертью Франческо II династия С. прекратилась; в 1535 Милан вошёл в состав владений Испании.
Сфорцандо
Сфорца'ндо (итал. sforzando, от sforzare — напрягать силы; также sforzato, forzato, сокр. sf, sfz, fz), в музыке динамическое обозначение, предписывающее более громкое исполнение звука или аккорда. Особенно сильное выделение звука или аккорда обозначается превосходной степенью sforzato — sforzatissimo.
Сфрагистика
Сфраги'стика (от греч. sphragís — печать), сигиллография (от лат. sigillum — печать и греч. gráphō — пишу), вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.
Печатью принято называть как штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т. д.), — матрицы, так и оттиски их (на золоте, серебре, олове, воске, сургуче, бумаге и т. д.). Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке (в Шумере, Египте и др.) и имела форму цилиндра (с изображениями и надписями), который прокатывали по сырой глиняной таблетке с текстом документа для нанесения на неё отпечатка. Перстневая печать-щиток, оттискивавшаяся на воске и различных мастиках, характерна для античных времени. В средние века в государствах Западной Европы, Византии, на Руси были распространены так называемые печати вислые, которые оттискивались специальными матрицами на золоте (хрисовул), серебре (аргировул), свинце (моливдовул), воске, сургуче и т. д. и закреплялись на привешенном к документу шнуре. Приблизительно с 14—15 вв. вислая печать стала постепенно вытесняться односторонней прикладной, оттискивавшейся на воске и мастиках, а затем и с помощью красящих веществ. Эта разновидность печатей характерна и для настоящего времени. Местами (Ватикан) до 20 в. сохранялись вислые печати.
С. стала формироваться в 18 в. как отдел дипломатики, её цели ограничивались датированием документа и установлением его подлинности (с помощью печатей на нём). С конца 19 в., когда в научный обиход были введены многочисленный печати, обнаруженные в результате раскопок и утратившие связь с документом (древнеегипетские, древне-вавилонские, древнеиндийские., парфянские, древнерусские и др.), начался новый этап в развитии С. как дисциплины, изучающей историю формирования и развития древних государственных институтов на основе хронологической классификации совокупности печатей, четко выявляющих изменения государственного аппарата. Это новое понимание С. нашло отражение в трудах учёных Г. Шлюмберже (Франция), Н. П. Лихачева и др. Материалы С. — важные источники изучения прикладного искусства, геральдики, нумизматики, эпиграфики, ономастики, выяснения состава древних архивов. В СССР наблюдается заметный подъём С., что вызвано значительным расширением её материалов в результате успешных раскопок в Новгороде и Пскове. Русская С. делится на два основных раздела: 1) период бытования вислых металлических печатей (10—15 вв.); представлен главным образом обнаруженными в результате раскопок свинцовыми буллами (основные коллекции в Эрмитаже, Государственном историческом музее, Новгородском музее); 2) период бытования прикладных печатей (с 15 в.). Русские печати 10—15 вв. использовались только представителями высшей власти и по своей принадлежности делятся на княжеские, епископские, посадничьи, печати тысяцких, наместников и т. д. Особое развитие получили печати в Новгороде 12—15 вв. В результате их изучения получены важные данные для характеристики взаимоотношений князя и республики и выяснения главных этапов развития республиканской государственности (реформы конца 13 в., середины 14 в., начала 15 в.). С 15 в. сфера применения печатей расширилась (они стали использоваться частными лицами).
Лит.: Лихачев Н. П., Из лекций по сфрагистике, СПБ, 1899; его же, «Древнейшая сфрагистика». Из лекций по дипломатике, СПБ, 1906; его же, Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, в. 1, Л., 1928; Черепнин Л. В., Русские феодальные архивы XIV — XV вв., ч. 1, М.—Л., 1948; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962; его же, Актовые печати древней Руси Х — XV вв., т. 1—2, М., 1970: Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика, М., 1974; Schlumberger G., Sigillographie de l'Empire Byzantin, P., 1884; Laurent V., Le corpus des sceaux de l'Empire Byzantin, t. 5, [v. 1—2], P., 1963—65.
В. Л. Янин.
Золотые древнеегипетские печати-цилиндры времени IV династии (конец 28 — середина 26 вв. до н. э.).
Новгородская грамота начала 15 в. с печатями.
Сфумато
Сфума'то (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезнувший как дым), приём в живописи: смягчение очертаний изображаемых предметов, фигур (и светотеневой моделировки в целом), которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём С., один из важнейших элементов воздушной перспективы, был теоретически и практически обоснован Леонардо да Винчи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СФ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СФ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СФ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СФ)", комментарии и мнения людей о произведении.