БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПС)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПС)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПС)" читать бесплатно онлайн.
Большая Советская Энциклопедия (ПС)
Псалии
Пса'лии, древние принадлежности удил — пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил. П. из кости, бронзы, позднее — из железа применялись повсеместно с тех пор, как лошадь стала использоваться для верховой езды. На территории СССР найдены костяные П., относящиеся к 1-му тыс. до н. э. (в лесостепной полосе), бронзовые П. (в Южной Сибири и на Кавказе), железные П. скифов и сармат. С начала 2-го тыс. н. э. в связи с увеличением размера уздечных колец, изобретением мундштуков и трензелей П. постепенно вышли из употребления.
Бронзовые удила и псалии из могильника у селения Кобан в Северо-Осетинской АССР. 1-я половина 1-го тысячелетия н. э.
Псалмодия
Псалмо'дия (греч. psalmodía, от psalmos — псалом и ode — песнь, пение), в раннем русском осмогласии своеобразный способ исполнения псалмов в виде спокойной мелодической декламации в среднем регистре голоса. П. свойственна координация синтаксических и музыкальных акцентов, связь музыкальной фразировки со стихосложением. Этим русская П. сближается с П. григорианского хорала, а также с византийской П., ведущей происхождение от еврейской.
Псалмы
Псалмы', Псалтирь, Псалтырь (греч. psalmói; древнеевр. название П. тегилим — хваления; псалтирь, греч. psalterion — название струнного музыкального инструмента), произведения иудейской религиозной лирики. Термин «П.» (или «Псалтырь») обычно применяется к сборнику 150 т. н. Давидовых П., которыми открывается 3-й раздел ветхозаветного канона Библии. Этот сборник составлен для нужд иерусалимского храмового культа, по-видимому, в послевавилонскую эпоху (т. е. не раньше 6 в. до н. э.), но включает и более ранние тексты. Нумерация П. различна в иудейском (т. н. масоретском) тексте Библии (которому следует протестантская традиция) и в древнегреческом переводе т. п. Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция; ниже дана двойная нумерация). Поэтическая форма и метрическая организация П. зиждется на синтаксическом параллелизме; последний объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.
По содержанию сборник П. выявляет ряд жанровых разновидностей: наряду с культовыми восхвалениями бога Яхве здесь встречаются мольбы (6/6, 51/50), проникновенные жалобы (44/43, 102/101) и проклятия (58/57, 109/108), исторические обзоры (106/105) и даже брачная песнь (45/44, ср. «Песнь песней»). Некоторые П. отличаются философски медитативным характером; таков П. 8/8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной библейской книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. П. как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (П. 104/103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр П. разрабатывался в иудейской литературе и позднее (т. н. Соломоновы П., 1 в. до н. э.).
П. оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В средние века Псалтырь — основная учебная книга для овладения грамотой. На древнецерковнославянский язык переведена, очевидно, Мефодием (9 в.); в древнерусских списках известна с 11 в.; широко отозвалась в письменности (летопись Нестора, соч. Феодосия Печерского, Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др.). Переложения П. были весьма распространены, в том числе в русской поэзии 18—19 вв. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков).
В иудейском культе П. исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом П., как правило, указывались способ исполнения и «модель», т. е. соответствующий напев. Псалтырь заняла важное место в христианском культе. П. исполнялись во время богослужений и домашних молитв. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Пение чаще было респонсорным — певец пел стихи П., а община — рефрен, иногда и антифонным (см. Антифон). В 4 в. входило в обиход и пение П. ансамблями — детским, мужским, женским. П. исполнялись а капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим (см. Псалмодия). Помимо целых П., использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения — антифон, градуал, трактус и аллилуйя.
В 15 в. появились и многоголосные обработки П. Первоначально в Италии они были выдержаны в простом гомофонном складе, вскоре принявшем форму фобурдона, которая сохраняла значение в европейских странах на протяжении нескольких столетий. Использовалось сопоставление хоров, солиста и хора; стали привлекаться инструменты, сама музыкальная ткань полифонизировалась. Около 1500 появляются полифонические музыкальные воплощения П. Около 20 4-голосных П. оставил Жоскен де Пре (Нидерланды); они стали образцами для др. композиторов. С 15 в. в П. применяются многохорность, более сложная полифония, к участию широко привлекаются инструменты, используются приёмы концертного стиля. Большое влияние на развитие П. оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов Дж. Габриели и К. Монтеверди. Во Франции сложился свой тип П., в котором основное внимание обращалось на характеристику текста, в Англии П. развивались в форме энзема. Позднее П. по стилю музыки сблизились с мессой, мотетом, кантатой. Сочинения на тексты П. или с использованием их мелодий создали композиторы Палестрина (Италия), О. Лассо (Нидерланды), Г. Шюц, И. С. Бах (под названием «мотеты») (Германия), в 19—20 вв. — Ф. Шуберт (Австрия), Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, М. Регер (Германия), Ф. Лист и З. Кодай (Венгрия), А. Онеггер (Франция), И. Ф. Стравинский и др.
В 16 в. в связи с протестантским движением сложилась т. н. псалмодическая песня. Авторами таких многоголосных песен на тексты П. были К. Гудимель и К. Ле Жён во Франции, М. Гомулка в Польше. В России В. П. Титов положил на музыку «Псалтырь рифмованную» (1690) Симеона Полоцкого.
Лит.: Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа, в сборнике: Православный собеседник, книга 4, Казань, 1857; Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением псалтири, в книга: Труды отд. древнерус. литературы, т. 22, М. — Л., 1966; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Lods А., Histoire de la littérature hébraique et juive depuis les origines jusqu'à la ruine de l'état juif, P., 1950; EIIis P., The men and the message of Old Testament, N. Y., 1963.
С. С. Аверинцев, Н. Д. Успенский (о музыке).
Псаломщик
Псало'мщик, низший служитель в православной церкви, светское лицо, помогающее священнику в совершении церковных служб и обрядов (чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и др.). В России П. ведал всем делопроизводством по церкви и приходу, а до отделения церкви от государства (1918) — и метрическими книгами, в которых велась запись рождений, смертей и бракосочетаний.
Псамметих I
Псаммети'х I, основатель и первый фараон (663—610, по др. данным, 609 до н. э.) XXVI (Саисской) династии в Древнем Египте. Первоначально правитель г. Саис. Опираясь на помощь греческих наёмников, изгнал из Египта ассирийцев, а затем, преодолев противодействие фиванского жречества, объединил всю страну; столицей сделал Саис. Покровительствовал греческим купцам и ремесленникам (основавшим при нём греческую колонию Навкратис). Усиление Вавилонии и Мидии, представлявшее потенциальную угрозу Египту, побудило П. 1 в конце царствования поддерживать Ассирию.
Псаммиты
Псамми'ты (от греч. psammítes — песчаный, psammos — песок), песчаные породы, породы, состоящие на 50% и более из зёрен минералов и обломков пород размером от 0,05 до 1 мм. Рыхлые разновидности П. называются песками, сцементированные — песчаниками. Среди П. различают мономинеральные (чаще всего кварцевые), олигомиктовые (кварцево-полевошпатовые и др.) и полиминеральные (аркозы и граувакки) породы. П. образуются преимущественно в результате физического выветривания горных пород и последующего переноса и отложения обломков. Вблизи горных областей обычно формируются весьма разнообразные по минеральному составу мощные толщи П.; на равнинах П., как правило, имеют малую мощность и состоят почти исключительно из зёрен кварца и др. минералов, устойчивых при выветривании. Некоторые П. либо сами являются полезными ископаемыми (нерудные строительные материалы), либо вмещают скопления нефти, газа, реже — алмазы, золото, платину и др. металлы россыпных месторождений. См. также Обломочные горные породы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПС)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПС)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПС)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПС)", комментарии и мнения людей о произведении.