БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Луначарский А. В., «Каин и Артем», в кн.: Луначарский о кино, М., 1965; Гуревич С., П. П. Петров-Бытов, в сборнике: Из истории «Ленфильма», в. 1, Л., 1968.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Петро'в-Во'дкин Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области — 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905—08). Посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Член объединений «Мир искусства» (с 1911) и «Четыре искусства» (с 1924). Испытав в 1900-е гг. сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна» (Ф. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, П.-В. стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. С начала 10-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ («Берег», 1908, «Сон», 1910) сменяются в творчестве П.-В. эмоциональной напряжённостью и пластической ясностью образов, остроритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов («Играющие мальчики», 1911; все три — в Русском музее, Ленинград). Картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному целому. Ощутимый в этом произведении П.-В. интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветлённость и отточенную пластику его работ 10-х гг.; одновременно намечается отход П.-В. от классической перспективы в пользу так называемой сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство («Полдень», 1917, «Утренний натюрморт», 1918, см. илл. ; оба произведения — в Русском музее). В 20-е гг. П.-В. продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трёх основных цветов — красного, жёлтого и синего). В советское время П.-В. стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с «космическим», «планетарным» осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагических и героических жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей. Он создаёт пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематической композиции («1918 год в Петрограде», 1920, Третьяковская галерея; «После боя», 1923, Центальный музей Советской Армии, Москва; «Смерть комиссара», 1928, см. илл. ), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции («Девушка в сарафане», 1928), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты («Черёмуха в стакане», 1932; все три произведения — в Русском музее). В 20—30-е гг. П.-В. много работает как график и театральный художник. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическая «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930; 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932; вместе с очерками «Самаркандия» переиздана, Л., 1970). С первых лет Советской власти П.-В. был одним из реорганизаторов системы художественного образования [в 1918—1933 преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских — институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)].
Лит.: Костин В. И., К. С. Петров-Водкин, [М., 1966]; К. С. Петров-Водкин. 1878—1939. Каталог выставки, М.— Л., 1966; К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. ст. Л. Мочалова], Л., [1971].
Т. И. Алабина.
К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва.
К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Третьяковская галерея. Москва.
К. С. Петров-Водкин. «Мать». 1913. Третьяковская галерея. Москва.
К. С. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. Этюд. 1932. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.
К. С. Петров-Водкин. «После боя». 1923. Центральный музей Советской Армии. Москва.
К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград.
К. С. Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911. Русский музей. Ленинград.
Петрович Эмил
Пе'трович (Petrovici) Эмил (4.1.1899, Товакул-Мик, Югославия,— 7.10.1968), румынский языковед, академик Академии СРР (1948). Учился в Клужском университете (с 1919) и в Сорбонне. Профессор (1935) и ректор (1946—51) Клужского университета, президент Клужского филиала (1948—1956) и секции филологических наук Академии СРР (с 1966). Работал в Софийском (1930—31), Бухарестском (1956—58) университетах, в институте русского языка им. М. Горького (1956—57). Член Международного комитета славистов (с 1955), президент Ассоциации славистов СРР (1956). Главный редактор журнала «Cercetări de lingvistică» (с 1956) и «Romanoslavica» (с 1958). П. собрал богатые материалы по говорам румынского языка и по всем диалектам национальных меньшинств Румынии. Участвовал в составлении «Румынского лингвистического атласа» (1929—39). Автор работ в области румынской диалектологии и лингвистической географии, истории румынского языка и народа, фонетики и фонологии, ономастики, славяно-румынских лингвистических отношений и славянской диалектологии.
Соч.: Graiul caraşovenilor, Buc., 1935; Influenţa slavă asupra sistemului fonemelor limbii romîne, Buc., 1956; Kann das Phonemsystem einer Sprache durch fremden Einfluss umgestalten werden? Zum slavischen Einfluss auf das rumänische Lautsystem, 's-Gravenhage, 1957; Istoria poporului romîn oglindită în toponimie, Buc., 1964.
Лит.: Mihăilă G., Emil Petrovici, «Revue roumaine de linguistique», 1968, t. 13, № 6.
Р. А. Агеева.
Петровичев Пётр Иванович
Петро'вичев Пётр Иванович [6(18).12.1874, деревня Высоково, ныне Ярославской области, — 4.1.1947, Москва], советский живописец-пейзажист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1903) у И. И. Левитана и В. А. Серова . Член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники ; 1906—12) и Союза русских художников (с 1911; экспонент с 1905). Произведения П. проникнуты утверждением поэтической красоты родной природы и допетровской архитектуры; широкая манера письма плотными пастозными мазками и несколько приглушённая «сумеречная» цветовая гамма придают его пейзажам некоторую суровость («Ростов Великий», 1912, Русский музей, Ленинград; «Река осенью», 1926, Третьяковская галерея).
Лит.: П. И. Петровичей и Л. В. Туржанский. [Альбом репродукций. Вступ. ст. В. Лобанова], М., I960.
П. И. Петровичев. «Ледоход на Волге». Темпера. 1912. Третьяковская галерея. Москва.
Петровичи-Негоши
Пе'тровичи-Не'гоши, династия в Черногории в 1697—1918. Основатель династии Данило Петрович Негош . См. Негоши .
Петровка (пос. гор. типа в Ворошиловградской обл.)
Петро'вка, посёлок городского типа в Станично-Луганском районе Ворошиловградской области УССР. Расположен на р. Евсуг (приток Северского Донца), вблизи ж.-д. станции Огородный (на линии Ворошиловград — Валуйки). Асфальтобетонный завод; мясомолочный совхоз. Песчаный карьер.
Петровка (пос. гор. типа в Одесской обл.)
Петро'вка, посёлок городского типа в Ивановском районе Одесской области УССР. Ж.-д. станция Буялык (на линии Одесса — Колосовка). Фабрика «Ватин», комбинат хлебопродуктов. Совхоз-техникум.
Петрово
Петро'во, посёлок городского типа, центр Петровского района Кировоградской области УССР. Расположен на р. Ингулец (приток Днепра), в 28 км от ж.-д. станции Рядовая и в 119 км к Ю.-В. от Кировограда. Маслодельный завод и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.