БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)" читать бесплатно онлайн.
Педицеллярии
Педицелля'рии (от лат. pediculus— стебелёк, ножка), скелетные образования морских ежей и морских звёзд в форме щипчиков, сидящих на гибких «стебельках» или непосредственно на поверхности тела. Выполняют функцию защиты от врагов и очистки тела от чужеродных частиц.
Педиэи
Педиэ'и (греч. pediéis, буквально — жители равнины, от pedíon — равнина), одна из трёх политических группировок в Аттике в 6 в. до н.э. (наряду с паралиями и диакриями ), в политической борьбе П. были связаны с определёнными аристократическими родами. Согласно другому распространённому в историографии мнению, П.— «партия» крупных землевладельцев, в отличие от паралиев — торгово-ремесленной и диакриев — крестьянской «партий».
Педогенез
Педогене'з (от греч. páis, родительный падеж paidós — дитя и ...генез ), способ размножения, присущий ряду беспозвоночных, при котором у личинок развиваются неоплодотворённые яйцеклетки, дающие начало новому поколению; одна из форм партеногенеза . П. открыт в 1862 Н. П. Вагнером у двукрылых насекомых рода Miastor семейства галлиц . Термин «П.» предложен К. М. Бэром (1865). При П. дочерние личинки, образующиеся в теле материнской личинки, сначала питаются её тканями как эндопаразиты, затем разрывают кутикулу съеденной материнской личинки и переходят к свободному образу жизни. Иногда вслед за несколькими поколениями партеногенетических личинок появляются личинки, заканчивающие метаморфоз и дающие взрослых самцов и самок, которые размножаются половым путём. П. — приспособление, компенсирующее недостаточно высокую плодовитость взрослых форм, расселяющихся пассивно. Для распространённых в Северной Америке жуков семейства Micromalthidae характерны и живородящие и яйцекладущие педогенетические личинки. П. известен и у ряда морских ветвистоусых ракообразных (род Podon и др.). Развитие у дигенетических сосальщиков зародышей редий в спороцистах и редиях первого порядка — ещё один пример П.
М. С. Гиляров.
Педология
Педоло'гия (от греч. páis, родительный падеж paidós — дитя и ...логия ), буквально — наука о детях, фактически — совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В современной зарубежной науке термин «П.» не употребляется; вопросы, включавшиеся в проблематику П., разрабатываются в общем русле развития детской и педагогической психологии. Возникновение П. было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики; первые работы педологического характера относятся к началу 20 в. (в зарубежных странах — Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др., в России — В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.).
В дореволюционной России П. была представлена на съездах по педагогической. психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской социалистической революции 1917 развилась сеть педологических учреждений, была издана обширная литература, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал «Педология» (1928—32). К концу 20-х гг. П. начала претендовать на роль «марксистской науки о детях», монополизируя право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и поглощая психологию, анатомию и физиологию детского возраста.
Идеалистические и механистические установки П., её антипсихологизм (в психологии она видела лишь науку о субъективном), чрезмерное увлечение научно необоснованными тестами , при помощи которых определялся так называемый коэффициент умственной одарённости учащихся, отрицательно сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи ещё в начале 30-х гг. многие положения П. (проблемы предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.) подверглись принципиальной содержательной критике. Критика характерного для П. игнорирования собственной деятельности школьников и ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка получила завершение в постановлении ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Резкие и по большей части справедливые критические выступления советских педагогов против П. со ссылкой на это постановление нередко сопровождались отрицанием всего положительного, что было сделано советскими учёными (П. П. Блонским, Л. С. Выготским и др.), так или иначе связанными с П. и действительно допускавшими серьёзные ошибки, но вместе с тем творчески развивавшими педагогику и психологию.
Лит.: Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.
А. В. Петровский.
Педоморфоз
Педоморфо'з (от греч. páis, род. падеж paidós — дитя и morphé — форма, вид), уподобление взрослого животного личинке. П. обычно наблюдается при сходных условиях существования личинки и взрослой формы — имаго , особенно при малоподвижном образе жизни. Примеры П.: гусеницеобразное строение самок бабочек мешочниц (чехлоносок), хотя между стадией гусеницы и имаго вклинивается стадия куколки; бескрылые самки эмбий, гриллоблаттиды и др. П. может быть связан с неотенией .
Педоном
Педоно'м (греч. paidonómos, от páis — дитя и némo — управляю), должностное лицо в Спарте (Древняя Греция), назначавшееся советом старейшин (см. Герусия ) для наблюдения за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями детей и подростков. См. Спартанское воспитание .
Педотриб
Педотри'б (греч. paidotríbes, от páis — дитя и tríbo — тру, приучаю, тренирую), учитель гимнастики в школах Древних Афин — палестрах .
Педоцентризм
Педоцентри'зм (от греч. páis, родительный падеж paidós — ребёнок, дитя и лат. centrum — центр), концепция в буржуазной педагогике, сторонники которой считают, что содержание, организация и методы обучения, особенно в начальной школе, определяются непосредственными, спонтанными интересами и потребностями детей, а не социально-экономическими условиями и потребностями общества. Сообщению детям систематических знаний противопоставляется такая организация учебного процесса, при которой «личность ребёнка имеет наибольшую возможность проявить себя», — игры, беседы и др. занятия по так называемым центрам интересов детей; задача учителя лишь направлять деятельность учащихся. Педоцентрические идеи составляют существенную часть педагогической системы Ж. Ж. Руссо , известного бельгийского педагога и психолога О. Декроли, Дж. Дьюи и др. См. Педагогика .
Педрель Фелипе
Педре'ль (Pedrell) Фелипе (19.2.1841, Тортоса, — 19.8.1922, Барселона), испанский композитор, музыковед, музыкальный критик, фольклорист, музыкально-общественный деятель. Член испанской Королевской академии изящных искусств (1895—1904). Пел в церковной капелле, где получил начальное музыкальное образование. С 1873 работал в Барселоне. В 1895—1903 преподавал в Мадридской консерватории (среди его учеников — основоположники новой испанской музыки И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья). Издавал музыкальные журналы, публиковал образцы классической и народной испанской музыки. Труды П. по музыкальному фольклору («Испанские народные песни», т. 1—4, 1918—19, 2 изд., т. 1—2, 1936) и др., а также о современной испанской музыке положили начало современному испанскому музыковедению. Ведущий деятель испанского музыкального возрождения, так называемый Ренасимьенто (см. Испания , раздел Музыка), П. возглавил новую испанскую композиторскую школу, оказав решающее влияние на её формирование. Автор опер, в том числе патриотической трилогии с прологом «Пиренеи» (1890—91; 1-я ч., поставлена в Мадриде, 1902), программных симфонических сочинений, кантат и хоров с оркестром, церковной музыки, романсов и песен, отличающихся ярким национальным колоритом.
Лит.: Кюи Ц. А., Два иностранных композитора, 1 — Фэлппэ Педрель, «Артист», 1894, № 33; Фалья М. де, Фелипе Педрель, в его кн.: Статьи о музыке и музыкантах, пер. с исп., М., 1971, с. 63—77.
П. А. Ахундов.
Педру
Пе'дру (Pedro). В Бразилии:
П. I (12.10.1798, Лисабон, — 24.9.1834, там же), император 1822—31 (в 1821—22 регент). Под давлением движения за независимость объявил (1822) Бразилию независимой от Португалии конституционной монархией. Правил как монарх-деспот, игнорируя конституцию, жестоко подавлял республиканское движение, поощрял проникновение в страну капитала Великобритании, насаждал английскую военную и торговую администрацию. Усиление либерального движения побудило П. I отречься от престола в пользу малолетнего сына.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.