БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ОЛ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ОЛ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ОЛ)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Самуэльсон П., Экономика, [пер. с англ.], М., 1964; Гэлбрейт Д. — К., Новое индустриальное общество, пер. с англ., М., 1969; Козлова К. Б., Энтов Р. М., Теория цены, [М., 1972], гл. 6. См. также лит. при ст. Дуополия.
Ю. А. Васильчук.
Олигополия
Олигопо'лия (от олиго... и греч. pōléō — продаю, торгую), термин, применяемый в буржуазной экономической литературе для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. Термин «О.» был введён социалистом-утопистом Т. Мором (Англия) в его работе «Утопия» (1516). Как форма переплетения монополии и конкуренции О. характерна почти для всех отраслей современного капиталистического массового производства (см. также Дуополия).
Олигосапробы
Олигосапро'бы (от олиго... и греч. saprós — гнилой, bíos — жизнь), организмы, обитающие в чистых или слабо загрязнённых органическими веществами водах. В таких водах в связи с избытком растворённого кислорода преобладают окислительные процессы; из соединений азота присутствуют соли азотной кислоты; угольной кислоты мало, сероводорода нет. К О. относятся некоторые зелёные и диатомовые водоросли и цветковые растения (например, кувшинка белая); некоторые коловратки, мшанки, губки, моллюск дрейссена, ветвистоусые ракообразные (дафнии, битотрефесы), личинки стрекоз и подёнок, из рыб — стерлядь, форель, гольян, из земноводных — тритоны. Среди О. мало сапрофитов, в том числе бактерий (сотни и десятки в 1 мм3 воды), и организмов, питающихся бактериями. Термин «О.» обычно применяют только к пресноводным организмам. Ср. Мезосапробы, Полисапробы.
Олигосахариды
Олигосахари'ды, углеводы, молекулы которых содержат от 2 до 8—10 остатков моносахаридов, соединённых гликозидными связями; в соответствии с этим различают дисахариды, трисахариды и т.д. В свободном состоянии многие О. встречаются в растениях, которые являются важным источником их получения (например, сахарозу получают из свёклы или сахарного тростника). Коровье молоко содержит дисахарид лактозу, а женское молоко, кроме того, ещё и ряд О., вплоть до гексасахаридов. О можно получить ферментативным или частичным кислотным гидролизом полисахаридов. Значительное число природных О. и их аналогов удалось получить химическим путём.
Олиготрофные растения
Олиготро'фные расте'ния (от олиго... и греч. trophē — пища, питание), растения, способные развиваться на бедных питательными веществами почвах. К О. р. относятся: из кустарничков — вереск, из травянистых растений — белоус, также сфагновые мхи и некоторые др. растения, обитающие главным образом на верховых болотах и тощих оподзоленных почвах суходолов.
Олигофагия
Олигофа'гия (от олиго... и греч. phagéin — есть, пожирать), способность животных (олигофагов) питаться немногими видами пищи. Противопоставляется монофагии — крайне специализированному питанию лишь 1 видом пищи и полифагии — питанию многими видами пищи (см. Всеядность). О. свойственна насекомым и др. членистоногим — паукам, клещам, ракообразным; встречается и среди червей, моллюсков, рыб, птиц (насекомоядные, зерноядные, плодоядные, хищники — рыбоеды, орнитофаги), млекопитающих (травоеды, плодоеды, нектарососы и др.). Олигофаги широко распространены в тропических лесах и относительно редки в умеренных и высоких широтах.
Олигофрения
Олигофрени'я (новолат. oligophrenia – малоумие, от греч. olígos — малый и phrēn — ум), группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием. Происхождение О. может быть связано с болезнями в период беременности матери (сифилис, краснуха, токсоплазмоз, авитаминозы, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет и др.), а также с резус-несовместимостью крови матери и плода, травмой и асфиксией плода в родах, перенесёнными менингитом, энцефалитом и т.д. О. может быть и наследственным заболеванием (Дауна болезнь и др.). При О. слабоумию часто сопутствуют последствия очаговых поражений головного мозга (припадки, нарушения статики, движений, чувствительности). Нередки также и пороки телесного развития. Изменения психики при О. стабильны и не прогрессируют. Этот признак позволяет отграничить О. от психических болезней, начавшихся в младенчестве и претерпевающих закономерное развитие с усложнением клинической картины и нарастанием слабоумия. В связи с задачами воспитания олигофренов в коллективе, их лечения и обучения различают 3 степени О. (т. е. степени интеллектуальной недостаточности безотносительно к её происхождению): идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (лёгкая степень). Психические функции идиотов сводятся в основном к рефлекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению некоторых знаний и профессиональных навыков. Лечение О. преимущественно симптоматическое. Основное значение имеют уход и педагогическое воздействие (см. Олигофренопедагогика).
Лит.: Фрейеров О. Е., Легкие степени олигофрении (дебильность), М., 1964; Сухарева Г. Е., Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 3, М., 1965.
Б. И. Франкштейн.
Олигофренопедагогика
Олигофренопедаго'гика, отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации. Возникла в начале 19 в. как определённое направление в развитии медицины и педагогики. Первыми воспитателями умственно отсталых детей в специальными отделениях при психиатрических лечебницах и специальных приютах были врачи. Французский врач и педагог Э. Сеген разработал в середине 19 в. систему воспитания и обучения умственно отсталых детей, основанную на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений — тренировок органов чувств, внимания, моторики, воли. Во 2-й половине 19 в. с введением во многих странах всеобщего начального обучения усилилось внимание к лёгким формам умственной отсталости детей; для них стали создаваться специальные классы и школы. Становление О. за рубежом связано с именами Ж. Демора и О. Декроли (Бельгия), Б. Меннеля и А. Фукса (Германия), А. Бине, Ж. Филиппа и П. Бонкура (Франция). В разработку отечественной дореволюционной и советской О. значительный вклад внесли Е. К. Грачева, М. П. Постовская, В. П. Кащенко, А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев и др. Первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908, первая вспомогательная школа — в 1910. В СССР воспитание и обучение детей с лёгкими формами умственной отсталости осуществляется в специальных вспомогательных школах и направлено на максимальную коррекцию недостатков их развития, подготовку к трудовой деятельности, а следовательно, на их социальную реабилитацию. Это достигается специальной организацией игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых детей. Советские олигофренопедагоги отвергают получившие распространение за рубежом формальные тренировочные упражнения (сенсорно-моторная культура, психическая ортопедия) как главное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенический и охранительный режим, оберегающий нервную систему ребёнка, организованный здоровый детский коллектив, привлечение детей к общественно полезному труду во вспомогательной школе и вне её, единство и постоянство требований школы и семьи. Советская О. придаёт большое значение обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию его речи, рациональному использованию словесных и наглядных методов в учебно-воспитательном процессе, практической направленности обучения. На основе динамического психологопедического изучения умственно отсталых детей осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Олигофренопедагогов готовят дефектологические факультеты педагогических институтов (см. Педагогическое образование). Научно-исследовательская работа в области О. ведётся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР и на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ОЛ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ОЛ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ОЛ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ОЛ)", комментарии и мнения людей о произведении.