БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ОК)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ОК)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ОК)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Шмераль Я. Б., Образование Чехословацкой республики в 1918 г., М., 1967; Ржига О., Влияние Октябрьской революции на Чехословакию, пер. с чеш., М., 1960.
К. П. Гогина.
Октябрьская всероссийская политическая стачка 1905
Октя'брьская всеросси'йская полити'ческая ста'чка 1905, всеобщая стачка в России; один из важнейших этапов Революции 1905—07, начало её высшего подъёма. О. в. п. с. завершила процесс перерастания революционного движения, проходившего в стране в январе — сентябре 1905, в массовую всероссийскую политическую стачку. Ей предшествовала народная борьба против законосовещательной Булыгинской думы и сентябрьские события в Москве. Важнейшую роль в подготовке О. в. п. с. сыграли большевики, опиравшиеся в своей деятельности на решения 3-го съезда РСДРП. За подготовку стачки летом 1905 высказался и Всероссийский железнодорожный союз 1905—07 (ВЖС). Экономическая забастовка печатников, начавшаяся 19 сентябре в Москве, превратилась в политическую забастовку московских рабочих др. профессий. В начале октября печатники, металлисты, столяры, табачники и железнодорожники Москвы создали Советы уполномоченных по профессиям. Собрания и митинги в поддержку московских рабочих прошли в конце сентября — начале октября в др. промышленных центрах. Большевики стремились перевести экономические стачки в политические, разрозненные — во всеобщую. Перерастание сентябрьских выступлений пролетариата в О. в. п. с. ускорила всеобщая забастовка железнодорожников. 6 октября собрание представителей большевистских организаций ряда ж. д. Московского ж.-д. узла вынесло решение о совместной забастовке. Вечером того же дня Московский комитет РСДРП призвал ко всеобщей стачке на дорогах Московского ж.-д. узла с полудня 7 октября. Центральное бюро ВЖС поддержало стачку. 10 октября забастовали железнодорожники всех основных магистралей, идущих от Москвы. В тот же день московская общегородская партийная конференция большевиков приняла решение объявить с 11 октября общую городскую стачку. Вслед за Москвой О. в. п. с. началась в Петербурге и др. крупных промышленных городах. 17 октября стачка железнодорожников стала всеобщей. Она повсеместно «...приостановила железнодорожное движение и самым решительным образом парализовала силу правительства» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 321). Во всеобщей стачке участвовали трудящиеся всей России. В крупных городах прекратили работу фабрики, заводы, транспорт, электростанции, почта, телеграф, учреждения, магазины, учебные заведения. В О. в. п. с. участвовали фабрично-заводские рабочие, железнодорожники, десятки тысяч рабочих горной и горнозаводской промышленности, служащие, учащиеся. Число бастующих достигало 2 млн. чел. Стачку возглавил пролетариат, поддержанный трудящимися многонациональной Российской империи. Повсеместно О. в. п. с. сопровождалась массовыми митингами и демонстрациями, которые в Прибалтике, на Украине, в Поволжье, Закавказье переросли в вооруженные столкновения с полицией и войсками. Героически боролись рабочие Польши — стачка охватила здесь крупные города. В Финляндии рабочие создали вооруженную гвардию. Октябрьская стачка развивалась под революционными лозунгами: «Долой Булыгинскую думу!», «Долой царское правительство!», «Да здравствует вооружённое восстание!», «Да здравствует демократическая республика!». Стачечники осуществляли свободу слова, печати, собраний, вводили на предприятиях 8-часовой рабочий день. В результате революционной деятельности масс в октябре в Петербурге, Екатеринославе, Киеве, а затем и в др. городах были созданы Советы рабочих депутатов, образовались профсоюзы в Москве, Петербурге, Ярославле, Харькове, Тбилиси, Риге, Вильнюсе. Попытка царизма созвать Булыгинскую думу была сорвана. В ходе стачки большевики успешно осуществляли тактику левого блока, направленную на создание под руководством рабочего класса революционного общедемократического фронта борьбы против царизма. Во многих городах образовывались коалиционные стачечные комитеты: часть «полевевших» либералов, с одной стороны, заявили о поддержке забастовки, с другой — всячески противодействовали перерастанию её в вооруженное восстание. Царизм предпринял попытку репрессиями сорвать О. в. п. с. 14 октября петербургский генерал-губернатор Д. Ф. Трепов предписал войскам и полиции: «...холостых залпов не давать и патронов не жалеть». Предотвратить забастовку царским властям не удалось. Армия колебалась; в распоряжении правительства было недостаточно надёжных войск для подавления революции. В стране сложилось своеобразное равновесие сил, когда, как писал Ленин, — «царизм уже не в силах — революция еще не в силах победить» (там же, т. 12, с. 5).
Царское правительство вынуждено было уступить и издать Манифест 17 октября 1905, в котором Николай II заявил о «даровании» народу гражданских свобод и обещал признать за Думой законодательные права. Большевики разоблачали лживость и лицемерие царских «свобод» и настаивали на продолжении борьбы. Московский стачечный комитет, где преобладали либеральные элементы, Центральное бюро ВЖС дали директиву прекратить забастовку. В Москве стачка продолжалась до 22 октября и была прекращена рабочими по решению московской общегородской партийной конференции РСДРП, которая призвала готовиться к новому наступлению революционных сил против самодержавия. Получив поддержку либеральной буржуазии, воспринявшей манифест как поворот в развитии России по конституционному пути, правительство перешло к решительному наступлению против революции. По всей стране начались репрессии и погромы. Черносотенцами были зверски убиты большевики Н. Э. Бауман, Ф. А. Афанасьев, О. М. Генкина и др. В 110 населённых пунктах было убито до 4 тыс. чел., ранено более 10 тыс. чел. В большинстве районов страны и на железных дорогах О. в. п. с. прекратилась к 25 октября. На отдельных предприятиях она продолжалась дольше и сомкнулась с революционными выступлениями в ноябре 1905.
О. в. п. с. продемонстрировала силу российского пролетариата как гегемона революционно-освободительного движения. Она нанесла значительный удар по самодержавию, пролетариат вырвал у царя манифест и сделал невозможным управление России без представительных учреждений. Стачка «...охватила на этот раз действительно всю страну, объединив в геройском подъеме самого угнетенного и самого передового класса все народы проклятой “империи” Российской» (там же, с. 2). Она дала мощный толчок крестьянскому движению. В дни О. в. п. с. возникли зачаточные формы новой революционной власти, органы вооруженного восстания — Советы рабочих депутатов. Стачка подтвердила правильность большевистской тактики активного бойкота Булыгинской думы, блока с революционно-буржуазной демократией и мобилизации всех сил для дальнейшего развития революции. Она явилась прологом Декабрьских вооружённых восстаний. Имела большое международное значение; обогатила пролетариев всех стран новой формой борьбы — массовой революционной стачкой.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 94); Большевики во главе Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г. Сборник документов и материалов, М., 1955; Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 г., ч. 1—2, М. — Л., 1955 (в серии: Революция 1905—1907 гг. в России. Документы и материалы); История КПСС, т. 2, М., 1966, с. 94—112.
И. М. Пушкарёва.
Митинг рабочих и студентов во дворе Московского университета.
Освобождение политических заключённых из минской тюрьмы. 18 октября 1905.
Демонстрация в Вильнюсе в дни стачки.
Октябрьская железная дорога
Октя'брьская желе'зная доро'га, одна из старейших и крупных железных дорог СССР, объединяет северо-западные участки ж.-д. сети Европейской части СССР. Управление — в г. Ленинграде. Граничит с Северной ж. д. [станции Маленга, Кошта (вблизи Череповца), Сонково], с Московской ж. д. [станции Москва (Октябрьская),Савёлово, Шаховская и Осуга], с Белорусской ж. д. (станции Езерище и Дретунь), с Прибалтийской ж. д. (станции Зилупе, Пыталово, Печоры-Псковские и Нарва), с ж. д. Финляндии (станции Лужайка, Светогорск и Сювяоро). По эксплуатационной длине 10 026 км занимает (1974) 2-е место среди 26 железных дорог СССР. До 1923 называлась Николаевской ж. д. В состав О. ж. д. входят первые железные дороги России общего пользования, в частности участок Ленинград — Пушкин — Павловск (бывшая Царскосельская ветка, построенная в 1837) и двухпутная линия Ленинград — Москва, сданная в эксплуатацию в 1851. О. ж. д. к началу 70-х гг. имела 11 отделений: Мурманское, Кемьское, Петрозаводское, Волховстроевское, Бологовское, Ржевское, Псковское и 3 отделения, которые объединяли участки дороги, примыкающие к Ленинградскому узлу. О. ж. д. простирается с севера на юг от Мурманска до Москвы (свыше 2 тыс. км), свыше 900 км расположено за Полярным кругом. В южной части дорога имеет достаточно развитую сеть линий как меридианных, так и широтных, в северной части — основная линия Ленинград — Мурманск с рядом ответвлений от неё. О. ж. д. связывает Москву и Ленинград и обслуживает народное хозяйство и население Мурманской области, Карельской АССР, Ленинградской, Псковской, Новгородской и частично Калининской, Вологодской, Московской и Ярославской области. Основные грузы: стройматериалы, лесные, руда, химические и минеральные удобрения, нефтяные грузы, продукция ленинградской промышленности. Велико значение дороги и для внешнеторговых связей, осуществляемых через Ленинградский и Мурманский морские порты. С водным транспортом она взаимодействует также через ряд портов на Белом море (Кандалакша, Кемь, Беломорск) и Беломорско-Балтийский канал.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ОК)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ОК)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ОК)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ОК)", комментарии и мнения людей о произведении.