БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЙО)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЙО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЙО)" читать бесплатно онлайн.
Большая Советская Энциклопедия (ЙО)
«Йоа»
«Йо'а» (Gjöa), деревянное одномачтовое парусно-моторное судно. Водоизмещение 47 т. В 1903—06 экспедиция Р. Амундсена впервые прошла на нём с В. на З. Северо-западным проходом (проливами Ланкастер, Пил и вдоль берегов полуострова Бутия и материка). Экспедиция вела магнитные наблюдения, собрала этнографический материал об эскимосах.
Йованович Йован
Йова'нович Йован (1833—1904), сербский поэт; см. Змай Й.
Йованович Слободан
Йова'нович (Joвановић) Слободан (21.11.1869, Нови-Сад, — 12.12.1958, Лондон), сербский и югославский историк, государственный деятель, идеолог великосербской буржуазии. Окончил юридический факультет в Женеве (1890). В 1897—1941 профессор Великой школы в Белграде (в 1905 преобразована в университет). С 27 марта по 6 апреля 1941 заместитель премьер-министра в правительстве Д. Симовича. С января 1942 по июнь 1943 глава эмигрантского королевского правительства в Лондоне. С мая 1946 председатель реакционной организации югославской эмиграции Югославского национального комитета. Автор ряда работ по истории Сербии с 1838 по 1903.
Соч.: Сабрана дела, [књ).] 1—17, Београд, 1932—40.
Йовине Франческо
Йо'вине (Jovine) Франческо (9.10. 1902, Гуардиальфиера, провинция Кампобассо, — 30.4.1950, Рим), итальянский писатель. Участвовал в итальянском Движении Сопротивления во время 2-й мировой войны 1939—45. В сборнике сатирических рассказов «Империя в провинции» (1945) разоблачается фашистская демагогия. Лучшее произведение — роман «Земли Сакраменто» (1950), в котором показана борьба итальянского крестьянства за землю в период прихода фашизма к власти в 20-е гг. Как выдающеюся явление литературы неореализма, роман Й. оказал влияние на её развитие.
Соч. в рус. пер.: Земли Сакраменто, М., 1955.
Лит.: Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961.
Йовков Иордан
Йо'вков Иордан (настоящее имя Стефанов Иордан) (9.11.1880, с. Жеравна Сливенского округа, — 15.10.1937, Пловдив, похоронен в Софии), болгарский писатель. Окончив гимназию, учительствовал в сёлах Добруджи. Дебютировал в 1905 подражательными стихами в духе символистов. Литературную известность Й. принесли «Рассказы» (т. 1—2, 1917—18). В более поздних рассказах главный герой — болгарский крестьянин (сборник «Последняя радость», 1926, и др.). Й. — автор повести «Жнец» (1920), романа «Поместье у границы» (1934), нескольких пьес. Для рассказов Й., дающих реалистичную картину жизни деревни, характерно восхищение духовным богатством болгарского крестьянина.
Соч.: Събрани съчинения, т. 1—7, С., 1956; в рус. пер. — Рассказы, М., 1,957.
Лит.: Ильина Г. Я., Иордан Йовков, в кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX—XX вв., М., 1959; Султанов С., Йовков и неговият свят. Литературни етюди, [С., 1968]; Минев Д., Иордан Йовков. Спомени и документи, 2 изд., Варна, [1969].
Йога
Йо'га (санскр., буквально — связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9—8 вв. до н. э.), 1) в самом общем смысле — учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле Й. составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные идеи Й.: параллелизм микрокосма — человеческой психофизиологии — и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого себя находят соответствие в игре космических сил; постепенность овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через психику биологическими телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогической силы, способной кардинально изменять естественный миропорядок. Основные понятия и действия Й.: подчинение функций и отправлений тела — яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта — охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, — дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов), — самадхи. На основе идей и понятий Й. развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундали'ни-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). Особое развитие Й. получила в тантристских сектах и школах индуизма, а также в буддизме махаяны.
2) Одна из шести ортодоксальных систем инд. идеалистической философии, суммарно изложенная в «Й.-сутре» Патанджали (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.?). Основная идея — достижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие основных тенденций индивидуального существования (саттва — уравновешенность, раджас — активность, тамас — инертность). В Й. Патанджали различаются 8 стадий сосредоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В результате йогические усилия достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего, познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абсолютной свободы.
3) Й. как форма последовательного умозрения (в веданте), противопоставленного психофизиологическим упражнениям (т. н. хатха-Й.). Эта разновидность Й., получившая наименование раджа-Й., даёт интеллектуальное осмысление всем йогическим действиям, представляя их как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абсолютной реальностью.
В новое и новейшее время в Й. получили развитие некоторые тенденции классической индуистской Й., наиболее видными представителями которой явились Вивекананда (идея интегральной Й. — конец 19 в.) и Йогананда (40—50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская Й. получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики Й., позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной клинической медициной, экспериментальной психологией и физиологией.
Лит.: Рамачарака, Хатха-Йога, СПБ, 1912; Вивекананда С., Философия Йога, Сосница, 1911; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 296—330; Aurobindo, The synthesis of yoga, N. J., 1950; Coster G., Yoga and western psychology, Oxf., 1949; Dasgupta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; Eliade М., Patanjali et le Yoga, P., 1962.
Д. Б. Зильберман, А. М. Пятигорский.
Йогачары
Йога'чары, виджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой) религиозно-философских школ буддизма махаяны. Основные идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Й. считаются: Асанга (4 в. н. э.) — основные соч. «Йога-чарьябхуми», «Махаяна сампариграха» и «Абхидхармасамуччая» — и Васубандху (5 в. н. э.) — основные соч. «Вьякхьяюкти», «Вимшика», «Трамшика». Расцвет школы относится к 6—8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху (труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч. которых сохранились главным образом в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах.
Конкретизируя общее положение буддизма о единственности реальности и ценности психического бытия личности, Й. развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально «просветление»), или нирвана; как средство её достижения у Й. особенно культивировалась йога. Одновременно в школе Й. была распространена концепция алая виджняны («сокровищницы сознания», буквально «накопленного сознания»), своеобразного всесознания, абсолютного сознания, имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для всякого эмпирического, индивидуального сознания.
Й. внесли большой вклад в развитие неаристотелевской логики, создав самостоятельную её отрасль — так называемую буддийскую логику с совершенно оригинальной разработкой проблем дихотомической классификации категорий, построения фигур силлогизма и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЙО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЙО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЙО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЙО)", комментарии и мнения людей о произведении.