БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИС)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИС)" читать бесплатно онлайн.
Срок обучения в университетах — 5 лет, в педагогических институтах — 4 года (подготовка учителей истории со знанием иностранного языка — 5 лет). Обучение в университетах и большинстве педагогических вузов завершается защитой дипломной работы и сдачей государственных экзаменов.
В 1971 по специальности «история» в университетах и педагогических институтах (с учётом студентов-заочников и вечерников) обучалось 104,7 тыс. студентов (из них около 45 тыс. — в университетах); на исторические факультеты было принято около 20 тыс. чел. (в том числе 7,7 тыс. — в университеты), выпущено 15,7 тыс. специалистов с И. о. (свыше 6 тыс. из университетов). Кроме того, свыше 3 тыс. студентов обучалось по специальности «историко-архивоведение» в Московском историко-архивном институте.
Научные и научно-педагогические кадры историков готовятся в системе аспирантуры вузов, научно-исследовательских учреждений АН СССР, республиканских академий, Академии общественных наук при ЦК КПСС по специальностям: история КПСС, история СССР, история рабочего и коммунистического движения, всеобщая история, история международных отношений и внешней политики, историография и источниковедение и др. В 1971 в аспирантуре по историческим специальностям обучалось свыше 3 тыс. чел.
В 1971 в средней общеобразовательной школе работало свыше 166 тыс. учителей истории, в вузах и научно-исследовательских учреждениях — 26,5 тыс. научных и научно-педагогических работников в области истории, в том числе около 12 тыс. докторов и кандидатов наук. В 1937—71 Высшая аттестационная комиссия утвердила в учёной степени доктора исторических наук 1,7 тыс. чел. и в учёной степени кандидата исторических наук — 15,7 тыс. чел.
В конце 60-х гг. в Московском, Ленинградском, Киевском, Уральском университетах, Московском педагогическом институте и ряде других крупнейших вузов организованы факультеты повышения квалификации преподавателей истории в вузах. Во всех республиках и областях СССР имеются институты усовершенствования учителей, в которых повышают квалификацию учителя истории в средней школе.
Специализированные курсы истории народного хозяйства, истории экономических учений, истории государства и права, истории философии, истории науки и техники, истории искусства и т. п. изучаются на соответствующих факультетах различных вузов; во всех вузах обязательными с учётом профиля подготовки являются курсы истории КПСС, философии, политической экономии и научного коммунизма.
Общее И. о. осуществляется в средней общеобразовательной школе, в средних специальных учебных заведениях и предусматривает изучение основных сведении из истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории, истории СССР. а также обществоведения.
Лит.: Бущик Л. П., Очерк развития школьного исторического образования в СССР, М., 1961; О работе исторических факультетов государственных университетов (К 25-летию постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР»), «Вопросы истории», 1959, № 7, 11, 12; 1960, № 1; Алексеева Г. Д., Октябрьская революция и историческая наука в России (1917—1923), М., 1968.
А. М. Сахаров.
Историческое общество Нестора-летописца
Истори'ческое о'бщество Не'стора-летопи'сца, основано в 1872 в Киеве, официально открылось в январе 1873. В 1874 перешло в ведение Киевского университета, существовало до 1917. Общество содействовало разработке русской исторической науки, распространяло исторические знания, изучало памятники старины и способствовало их охране. В общество входило: в 1873 — 13 чел., в 1877 — 33, с 1890-х гг. — 100 чел. и более. Активно сотрудничали: В. Б. Антонович, К. Н. Бестужев-Рюмин, М. Ф. Владимирский-Буданов, М. В. Довнар-Запольский, В. С. Иконников, Н. И. Костомаров, А. А. Котляревский, И. И. Срезневский и др. В отличие от других Исторических обществ, главное внимание оно обращало на изучение истории, этнографии, археологии Украины и Юга России. Общетеоретическими проблемами общество занималось мало. В трудах некоторых его членов проявлялась идеалистическая и буржуазно-националистическая трактовка истории Украины. Общество устраивало публичные лекции. С 1879 издавало «Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца» (24 тома до 1914).
Лит.: Дашкевич Н. П., Историческая записка о возникновении и деятельности Исторического общества Нестора-летописца по январь 1898 г., в сборнике: Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца, кн. 13, К.,1899.
М. А. Разгон.
Историческое общество при Петербургском университете
Истори'ческое о'бщество при Петербу'ргском университе'те, основано в октябре 1889. Действовало до 1917. Бессменным председателем комитета общества был Н. И. Кареев. В 1890 в общество входило более 160 чел., в 1895 — более 270, в 1915 — более 180 чел. В обществе сотрудничали историки Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Харькова, Казани и других городов (А. С. Лаппо-Данилевский, В. И. Семевский, И. В. Лучицкий, Н. П. Павлов-Сильванский, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков и др.). В отличие от других Исторических обществ, обращало значительное внимание на вопросы теории, обсуждение которых вызывало дискуссии и активную реакцию студентов, особенно с середины 90-х гг., что было связано с развернувшейся в печати борьбой марксистов против либерального народничества и «легального марксизма» (представители последних входили в общество). Студенческие волнения конца 1890-х гг., уход из университета Кареева и других прогрессивных профессоров, а затем события революции 1905—1907 были использованы властями для введения ограничительных мер против общества. Деятельность его замерла. Несколько активизировалась она после 1907. И. о. издавало в 1890—1916 непериодический сборник «Историческое обозрение».
А. М. Разгон.
Историческое развитие
Истори'ческое разви'тие в биологии, развитие органических форм в течение всего времени существования жизни на Земле или эволюция отдельных групп животных и растений; то же, что филогенез.
История
Исто'рия (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). Марксистско-ленинская историческая наука изучает развитие человеческого общества как «...единый, закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесс» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 58).
И. как процесс развития общества. И. общества является частью и продолжением И. Земли, природы. И. общества возникла с появлением на Земле человека и поэтому она есть И. людей, историческое творчество которых начинается с генезисом человеческого общества и которое является содержанием И. Люди, организованные в коллективы, удовлетворяя возникающие потребности, создают материальные и духовные ценности, преобразуют природу и преодолевают противоречия внутри общества, изменяясь при этом сами и меняя свои общественные отношения. Люди живут в различных условиях, занимают разное место в системе производства и потребления, неодинаков уровень их сознания и т. д. И. общества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков отдельных индивидуумов, человеческих коллективов, всего человечества. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к производству и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее — из железа, создало механические двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на которых базируется современное производство. Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и общества настолько, насколько оно познаёт законы их развития. Одновременно и в связи с развитием материального производства и общественных отношений совершался длительный и чрезвычайно сложный процесс перехода от первобытных коллективов через классовые общества к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИС)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИС)", комментарии и мнения людей о произведении.