БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИН)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИН)" читать бесплатно онлайн.
В современной буржуазной философии получили распространение различные формы И. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Неопозитивизм , прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.
Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе И. и агностицизма. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно механистический детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в современной буржуазной философии. Так, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел научной ценности, аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением И. были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр.
Диалектический материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность прежних механистических представлений о детерминизме и на основе достижений современных естественных и общественных наук формирует новое обобщённое представление о детерминизме.
Лит. см. при ст. Причинность .
А. П. Огурцов.
Индиана
Индиа'на (Indiana), штат на С. США, между озером Мичиган и р. Огайо. Площадь 94 тыс. км 2 . Население 5,2 млн. чел., в том числе городского 65% (1970). Административный центр и крупнейший город — Индианаполис. Поверхность слегка волнистая, полого понижающаяся к Ю.-В.; наивысшая точка 378 м над уровнем моря. Климат умеренно-континентальный, с жарким летом. Осадков около 1000 мм в год.
И. — индустриально-аграрный штат. В промышленности занято 35% экономически активного населения, в сельском хозяйстве — 6%. Занятых в обрабатывающей промышленности 730 тыс., в горнодобывающей — 7 тыс. (1969). Ведущие отрасли: разнообразное машиностроение (производство двигателей и частей для самолётов, ракет и автомашин, грузовых автомобилей, дорожных машин, с.-х. орудий, холодильников, радиоэлектроника; главный центр — Индианаполис) и чёрная металлургия (главный центр — Гэри на побережье озера Мичиган, фактически пригород Чикаго). Развиты также химическая (основная химия, фармацевтическая), резиновая, пищевая (мясная, мукомольная, винокуренная) промышленность. Мощность электростанций 8 млн. квт (1970).
И. находится на восточном краю «кукурузного пояса». Важнейшие культуры: кукуруза и пшеница. Животноводство даёт 55% товарной продукции сельского хозяйства. Поголовье (1970, тыс.): крупного рогатого скота 2000 (в том числе дойных коров 500), свиней 4500, овец 500. Под фермами находится 75% территории И. Число ферм сократилось с 185 тыс. в 1940 до 108 тыс. в 1964. Длина железных дорог 1 тыс. км , шоссейных 150 тыс. км . Судоходство по р. Огайо и нижнему течению р. Уобаш.
До европейской колонизации территорию И. населяли многочисленные индейские племена. Первые европейские поселения и форты в И. были созданы французами в конце 17 — начале 18 вв. В 1763 И. перешла во владение Великобритании. После войны за независимость в Северной Америке 1775—83 И. вошла в состав США. Колонизация И. сопровождалась кровопролитными войнами с индейцами (последняя в 1811—1812), в ходе которых большинство индейцев погибло; остальные были выселены в резервации. С 1816 штат США.
В. М. Гохман.
Индиана.
Индианаполис
Индиана'полис (Indianapolis), город на С. США, на р. Уайт-Ривер (бассейн Огайо). Административный центр штата Индиана. 745 тыс. жителей, с пригородами 1,1 млн. (1970). Узел железных и шоссейных дорог. Крупный промышленный и торговый центр. В промышленности (138 тыс. занятых в 1969) преобладает машиностроение: производство авиационных двигателей, частей и оборудования для автомашин, электроприборов, строительного оборудования, с.-х. орудий. Развиты химическая (особенно фармацевтическая) и пищевая (мясоконсервная, мукомольная) промышленность. Университет. И. основан в 1820.
Индивидуализм
Индивидуали'зм (франц. individualisme, от лат. individuum — неделимое), тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счёте абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу вообще. И. проявляется как в реальной жизненной позиции — в моральном поведении, так и в различных концепциях — этической, философской, идеологической, политической и т. п. Концепции И. изображают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм , Анархизм ). И. не характерен для примитивных, архаических обществ, где индивиды ещё настолько неразвиты и незрелы, что непосредственно принадлежат своему социальному целому как несамостоятельные его частицы; там индивиды не доросли даже и до И. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 18). И. возникает и упрочивается лишь в развитых классово-антагонистических формациях, где почва для него расширяется по мере того, как, с одной стороны, индивиды обретают самостоятельность, но, с другой — их культурно-исторические силы получают отчуждённую и безличную форму существования, в противовес их непосредственному бытию (см. Отчуждение ). Таковы частнособственнические, особенно буржуазные, отношения, которые Маркс называл «чисто атомистическими» (см. там же, т. 23, с. 103); они порождают точку зрения изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида от всякого социального целого, что на деле является результатом длительного общественно-исторического процесса. Коренное противоречие И. состоит в том, что он для самоутверждения индивида предполагает индивидуализацию общественно выработанных культурных богатств, но одновременно не признаёт общественного источника, характера и направленности самой этой индивидуализации.
Уже ранние концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры в античном обществе (киники , киренская школа ). Для эпохи Возрождения характерен культ индивидуальности, переходящий в И. Идеологи Просвещения часто делают своим исходным пунктом абстрактного индивида. С углублением социальной атомизации в условиях развитого буржуазного общества формируются концепции более резкого и отчётливого И. Так, младогегельянец М. Штирнер («Единственный и его достояние», рус. пер. 1906) провозгласил отречение «Я» от всего того, что не дано как «Мое» (критику см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3). Поскольку И. выносит всякую логику общественного процесса за пределы человеческой сущности, это создаёт возможность иррационалистического осмысления его позиции. Такую возможность наиболее полно реализовал экзистенциализм . В условиях монополистического капитализма преобладают следующие тенденции: 1) на смену претерпевшей кризис идеологии либерализма и И. приходит антииндивидуализм, связанный с апологией манипуляции людьми со стороны буржуазных социальных институтов, с утверждением «человека организации»; 2) усиливается утилитаристское отношение к культуре, уход человека от широких проблем общественной жизни и борьбы в потребительство. На почве анархистской и нигилистической ультралевой «революционности» бунтовщический И. сочетается с примитивнейшим антииндивидуализмом (маоизм , гошизм), враждебным социализму и мировому коммунистическому движению.
Марксизм объяснил природу, историческую роль И. и показал пути его преодоления. Критикуя И., марксизм не противопоставляет ему безличные общественные формы, оторванные от индивидов, а ориентирует на практическое устранение социальной почвы И. и полное освоение индивидами сложного и противоречивого содержания их общественной жизни. Целостное развитие самостоятельной личности осуществимо лишь вместе с подлинной коллективностью и через неё, следовательно, лишь с изживанием всех «суррогатов коллективности» (см. там же, с. 75). В борьбе за коммунизм условием свободного развития всех является свободное развитие каждого индивида (см. там же, т. 4, с. 447). Эта идея стала программным положением коммунистической партии: «Всё для человека». Коммунистическое воспитание, вся идеологическая деятельность коммунистической партии направлены на полное преодоление пережитков И. (стяжательство, высокомерие, противопоставление коллективу, эгоизм и т. п.), на утверждение всесторонне, целостно развитой личности, исполненной идейности , глубокой ответственности, нравственной активности, творческого отношения ко всем аспектам социальной жизни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИН)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИН)", комментарии и мнения людей о произведении.