БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЕР)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЕР)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЕР)" читать бесплатно онлайн.
В конце 15 — начале 16 вв. еретическое движение распространилось на Москву. Здесь около середины 80-х гг. 15 в. сложился кружок во главе с Федором Курицыным. Московская Е. носила более светский характер, чем новгородская. В ней участвовали Елена Стефановна, сноха Ивана III, представители государственного аппарата (некоторые дьяки), купечества, профессиональные переписчики книг. Для московского кружка характерен интерес к гуманистическим идеям. В своих произведениях («Лаодокийское послание», «Написание о грамоте») Ф. Курицын проводит мысль о свободе воли («самовластии души»), достигаемой путём образования, грамотности. Новгородско - московские еретики поддерживали великокняжескую власть против феодальной раздробленности, выступали за секуляризацию церковных земель. Но боязнь распространения еретических идей среди народных масс и нужда в поддержке со стороны церкви в осуществлении внешнеполитических планов заставили великокняжескую власть отказаться от своих секуляризационных намерений и объединиться с церковниками. Против еретиков объединились и нестяжатели, и иосифляне. Борьбу возглавил Иосиф Волоцкий, написавший ряд обличительных сочинений; жестоким гонителем еретиков был новгородский архиепископ Геннадий. Были казнены вожди новгородских стригольников Карп и Никита, погиб в темнице псковский монах Захар, низложены епископы Федор Добрый и Евфимий Вислень, изгнан из Ростова Маркиан, а Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплёв и Иван Максимов были сожжены. По соборным приговорам 1490, 1494, 1504 сжигались и уничтожались книги еретиков. Репрессии начала 16 в. привели к ослаблению Е. Однако вместе с тем в начале 16 в. шёл процесс самоопределения еретиков по социальному составу. Продолжавшиеся в условиях конспирации еретические проповеди вызывали бурный протест со стороны апологетов воинствующего православия. Иосиф Волоцкий в 1511 писал великому московскому князю Василию III Ивановичу о том, что от еретических учений может погибнуть всё православное христианство.
Наибольшего развития Е. в России получили в середине 16 в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине. Впервые в еретическом движении наряду с горожанами, низшим духовенством, отдельными представителями дворянства приняли участие и крестьяне. Подъём движения в середине 16 в. был вызван глубокими сдвигами в социально-экономической и политической жизни страны. В обстановке городских восстаний и выступлений крестьян в деревне внутри движения наметилось размежевание на течения среди демократических слоев города и крестьянско-плебейское течение. Идеологом последнего выступил Феодосий Косой. Для созданного им «нового учения» характерны ярко выраженный антитринитаризм и радикализм социальных выводов: отрицались не только феодальная церковь с её иерархией, догматами и обрядами, но и вся система феодального господства и подчинения. Феодосии Косой выступал против войн и провозглашал равенство всех народов. Он отвергал авторитет церкви и выдвигал учение о «разуме духовном», противостоящем «человеческим преданиям», о «боге живых» и православном «боге мертвых». Ф. Косой считал «спасение» человека делом его собственных рук и отказывал богу в спасительной жертве. Он объявлял религию внутренним миром человека. Е. Феодосия Косого была вершиной русской еретической мысли. Официальные власти ополчились против Косого, но он избежал казни, укрывшись в Польше. Защиту интересов горожан взял на себя один из наиболее дальновидных представителей дворянства 16 в. — Матвей Баткин, также придерживавшийся антитринитарских взглядов, но более умеренный в социальных выводах. Анализируя Евангелия, Башкин отверг догмат о троице и признавал Христа простым человеком. Вследствие этого Башкин считал иконы подобными идолам и призывал заменить церковное покаяние отказом делать дурные дела. По доносу попа его схватили и заточили в монастырь. Новые веяния затронули даже писателей и деятелей культуры, далёких от того, чтобы сомневаться в догматах (И. С. Пересветов, Иван Федоров, Петр Мстиславец и др.). Подъём середины 16 в. был бурным, но кратковременным. Воинствующие церковники при поддержке государственной власти подвергли вольнодумцев жестоким преследованиям. В 50-х гг. по инициативе митрополита Макария проводятся церковные соборы. Многие еретики были заключены в Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др. монастыри или казнены во время опричнины. Этот разгром губительно сказался на дальнейшем развитии русской общественной мысли и культуры. С именами еретиков связаны выдающиеся памятники права и всемирной истории (труды Ивана-Волка Курицына и Ивана Чёрного). Крупный вклад внесли они в создание демократического русского языка и грамотности. Е. дали толчок мощному культурному движению, в котором проходило самоопределение русской гуманистической мысли. В начале 18 в. основной комплекс идей, выработанных в середине 16 в., в том числе и антитринитарских, встречается в учении Дмитрия Тверитинова. С развитием капиталистических элементов Е. стали вырождаться в религиозное сектантство.
Лит.: Голубинский Е., История русской церкви. т. 2. М., [1900]; Рыбаков Б. А., Воинствующие церковники XVI в., «Антирелигиозник», 1934, №3—4; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI вв., М. — Л., 1955; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начале XVI вв., М. — Л., 1960; Будовниц И. У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв., М., 1966; Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.), М., 1967.
В. И. Корецкий.
Ержар
Ержа'р, посёлок городского типа, центр Мирзачульского района Сырдарьинской области Узбекской ССР. Ж.-д. станция в 73 км к С.-З. от Гулистана. 14,2 тыс. жителей (1971). Заводы: железобетонных изделий, хлопкоочистительный.
Ерик
Е'рик (тюркское), термин, употребляемый на Ю. Европейской части СССР для названия: 1) протока, соединяющего реку или отдельные рукава с пойменным озером или пойменные озёра друг с другом; 2) ложбины временных потоков, образующихся на пойме при разливах реки.
Ерика
Е'рика, эрика (Erica), род растений семейства вересковых. Полукустарники, кустарники или небольшие деревца. Некоторые Е. сильно напоминают вереск и потому известны под названием настоящий вереск. В отличие от последнего, венчик у Е. гораздо длиннее чашечки. В Южной Африке произрастает около 500 видов Е., в Европе — около 15. В СССР 2 вида: Е. древовидная (Е. arborea), растущая только на мысе Пицунда (побережье Чёрного моря), и Е. крестолистуая (Е. tetralix) — на побережье Балтийского моря. Последний вид, а также Е. пепельносерая (Е. cinerea) занимают большие пространства на болотистых местах в Западной Европе. Многие виды Е. разводят как декоративные; красивая плотная древесина некоторых Е. идёт на изготовление курительных трубок.
Ерика крестолистная.
Ерикеев Ахмед Фазылович
Ерике'ев Ахмед Фазылович [3(16).12.1902, деревня Улькунды, ныне Дуванский район Башкирской АССР, — 15.9.1967, Москва], татарский советский поэт. Член КПСС с 1924. Окончил институт журналистики в Москве (1930). Печатался с 1921. Е. — поэт-лирик и песенник. По тематике поэзия Е. разнообразна; наиболее популярные его песни посвящены Родине, родной республике, советской молодёжи. Автор книг для детей. Переводил русских поэтов на татарский язык. Депутат Верховного Совета СССР 2—3-го созывов. Награжден 3 орденами, а также медалями.
Соч. в рус.пер.: Стихи и песни, М., 1956; Стихотворения. М., 1962; Свет очей материнских, М., 1969.
Еркалнадейпур
Еркалнадейпу'р, река в Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области РСФСР, правая составляющая р. Айва-седапур (бассейн р. Пур). Длина 423 км, площадь бассейна 7210 км2. Берёт начало в восточной части возвышенности Сибирские Увалы, течёт сначала на З., затем на С. Извилиста. Питание смешанное. Половодье в мае — июне, в конце лета и осенью дождевые паводки. Средний расход воды около 60 м3/сек.
Еркат Мигран Арменакович
Ерка'т Мигран Арменакович (р. 20.2.1921, Константинополь, Турция), армянский советский певец (баритон), народный артист СССР (1977). В 1940 окончил музыкальный лицей им. Верди по классу пения у Э. Кордоне в Александрии. В 1940—43 солист филармонии и радио Александрии и Каира, в 1943—46 оперного театра в Каире. С 1947 живёт в СССР, с того же года солист Ереванского театра оперы и балета. Партии: Онегин («Евгений Онегин» Чайковского), Демон («Демон» Рубинштейна), Жермон, Ренато, Яго, Риголетто («Травиата», «Бал-маскарад», «Отелло», «Риголетто» Верди), Эскамильо («Кармен» Бизе), Татул («Алмаст» Спендиарова), Аршак II («Аршак II» Чухаджяна) и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЕР)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЕР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЕР)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЕР)", комментарии и мнения людей о произведении.