БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВН)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ВН)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ВН)" читать бесплатно онлайн.
Внерабочее время
Внерабо'чее вре'мя, время не занятое общественно необходимым трудом на производстве. (Термин «В. в.» введён советскими экономистами в 1950-х гг.) Количественно равно разнице между календарным и рабочим временем. Составляет преобладающую часть календарного времени. Состоит из времени, связанного с работой на производстве (дорога на работу и обратно и пр.); времени, затраченного на ведение домашнего хозяйства; времени на удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда); свободного времени (досуга).
В условиях капитализма В. в. следует отличать от вынужденной праздности безработного или неполнозанятого. Продолжительность рабочего дня определяется здесь прежде всего соотношением классовых сил организованных рабочих и предпринимателей.
При социализме величина рабочего времени устанавливается государством в соответствии с достигнутым экономическим уровнем и в особенности с уровнем производительности труда. С развитием производительных сил создаётся возможность сокращать рабочий день и тем самым увеличивать фонд В. в. (суточный и соответственно недельный, месячный, годовой). В СССР у рабочих промышленности продолжительность В. в. в неделю в 1969 возросла по сравнению с 1913 на 18 ч, достигнув 125,4 ч (из 168 календарных часов). Годовой фонд В. в. трудящихся СССР растёт также и за счёт увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска. С 1 января 1968 минимальная его величина установлена в 15 рабочих дней (вместо 12 ранее существовавших). Средняя продолжительность отпуска в 1968 составляла 20,9 дня.
Проблема улучшения использования В. в. в социалистических странах имеет государственное значение. Социалистическое государство заинтересовано в увеличении времени, которое человек затрачивает на образование, интеллектуальное и физическое развитие, общественную деятельность, товарищеское общение. За годы Советской власти использование В. в. значительно улучшилось. Развитие всех видов общественного обслуживания и переход на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями привели к уменьшению (относительному и абсолютному) затрат времени на ведение домашнего хозяйства и позволили увеличить свободное время и улучшить его структуру (складывающуюся под влиянием как социально-экономических, так и демографических факторов). Тем не менее трудящиеся из-за недостаточного развития сферы обслуживания расходуют ещё много времени на ведение домашнего хозяйства, передвижение к месту работы и обратно; проблема дальнейшего улучшения использования ими В. в. сохраняет свою актуальность. Изучение В. в. ведётся с помощью разработки бюджетов времени (см. Бюджет времени населения) всего населения и его отдельных групп и анализа статистических показателей, раскрывающих быт и условия жизни трудящихся.
Лит.: Струмилин С. Г., Проблемы экономики труда, М., 1957; Пруденский Г. А., Время и труд, М., 1965; Кряжев В. Г., Внерабочее время и сфера обслуживания, М., 1966; Маслов П. П., Социология и статистика, М., 1967; Пятидневная рабочая неделя, М., 1967.
В. Г. Кряжев, П. П. Маслов.
Внерыночный фонд
Внеры'ночный фо'нд, см. в ст. Товарные фонды.
Внесистемные единицы
Внесисте'мные едини'цы, единицы физических величин, не входящие ни в одну из систем единиц. В. е. выбирались в отдельных областях измерений вне связи с построением систем единиц. В. е. можно разделить на независимые (определяемые без помощи других единиц) и произвольно выбранные, но определяемые через другие единицы. К первым относятся, например, градус Цельсия, определяемый как 0,01 промежутка между температурами кипения воды и таяния льда при нормальном атмосферном давлении, полный угол (оборот) и др. Ко вторым относятся, например, единица мощности — лошадиная сила (735,499 вт), единицы давления — техническая атмосфера (1 кгс/см2), миллиметр ртутного столба (133,322 н/м2), бар (105 н/м2) и др. В принципе применение внесистемных единиц нежелательно, так как неизбежные пересчёты требуют затрат времени и увеличивают вероятность ошибок.
Лит.: Бурдун Г. Д., Единицы физических величин, 4 изд., М., 1967.
К. П. Широков.
Внецентренное растяжение-сжатие
Внеце'нтренное растяже'ние-сжа'тие стержня (в сопротивлении материалов), деформация, возникающая при действии на стержень двух равных и противоположно направленных продольных сил, параллельных оси стержня; один из видов сложного сопротивления. В. р.-с. характеризуется сложением деформаций от изгиба и от продольных сил. При В. р.-с. в точках поперечного сечения с текущими координатами у и z, взятыми относительно главных центральных осей (рис.), нормальные напряжения определяются по формуле:
в которой F — площадь поперечного сечения, Iy и Iz — моменты инерции сечения, iy и iz — радиусы инерции сечения, ус и zc — координаты точки приложения продольной силы N. Нормальные напряжения линейно зависят от координат и достигают максимальных значений в точках поперечного сечения, наиболее удалённых от нейтральной линии, положение которой определяется отрезками ау и az, отсекаемыми на координатных осях:
Если продольная сила приложена в границах ядра сечения, то нейтральная линия либо лежит за пределами сечения, либо касается контура сечения, при этом эпюра нормальных напряжений становится однозначной. Случаи В. р.-с. часто встречаются при расчётах фундаментов, арок, рам и других конструкций.
Л. В. Касабьян.
Внецентренное растяжение-сжатие стержня.
Внешкольное образование
Внешко'льное образова'ние, совокупность форм культурно-просветительной, общеобразовательной и воспитательной работы среди взрослого населения. Термин «В. о.» появился во 2-й половине 19 в. и получил распространение в России, когда в целях просвещения в ряде европейских стран стали создаваться народные библиотеки, народные дома, народные университеты, воскресные школы, рабочие клубы и другие культурно-просветительные учреждения для взрослых.
В СССР после победы Великой Октябрьской социалистической революции В. о. было включено в общую систему народного образования и после организации Главполитпросвета (1920) получило название политико-просветительной, а позднее культурно-просветительной работы.
Лит.: Вахтеров В. П., Внешкольное образование народа, М., 1896; Чарнолусский В. И., Основные вопросы организации внешкольного образования в России, СПБ, 1909; Фрид Л. С., Культурно-просветительная работа в России до Великой Октябрьской социалистической революции и её роль в формировании революционного мировоззрения трудящихся масс. [Учебное пособие], М., 1967.
Внешкольные учреждения
Внешко'льные учрежде'ния, в СССР государственные и общественные организационные и инструктивно-методические учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками (учащихся всех классов средней школы); работают в тесном контакте со школой, пионерской и комсомольской организациями, решая вместе с ними задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Различают В. у. общего типа, осуществляющие работу с детьми и подростками в различных областях науки, техники, культуры, спорта и туризма, — дворцы и дома пионеров и школьников, детские секторы профсоюзных дворцов культуры и клубов, детские парки и др., и специализированные— станции юных техников, станции юных натуралистов, детские экскурсионно-туристские станции, детско-юношеские спортивные школы, детские железные дороги и пароходства, автотрассы, клубы юных автомобилистов, юных моряков, пионерские лагеря и др. К В. у. в широком смысле относят также детские библиотеки, театры и кинотеатры для детей (см. Детская библиотека, Театры детские, Детское кино). В. у. находятся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флотов, а также профсоюзов, комитетов по физкультуре и спорту и др. Работают под руководством ведомственных организаций и комитетов комсомола.
В СССР первые В. у. были организованы в 1918 (Биологическая станция юных любителей природы в Москве, Художественная школа для детей трудящихся в Ленинграде), с 1923 стали создаваться дома пионеров. В 1935 в Харькове открылся первый дворец пионеров, в Тбилиси — первая детская железная дорога, в Одессе — детская игротека. В 1970 в СССР работало: 3780 дворцов и домов пионеров и школьников (в которых занималось около 2 млн. детей и подростков), 6,4 тыс. детских секторов при дворцах и домах культуры, 8,4 тыс. комнат школьника, 175 детских парков, 553 станции юных техников, 327 станций юных натуралистов, 168 детских экскурсионно-туристских станций, 33 детские железные дороги, 1,1 тыс. клубов юных техников, 4166 детских музыкальных и художественных школ, 3581 детско-юношеская спортивная школа, 172 тыс. детских и школьных библиотек, 142 театра для детей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ВН)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ВН)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВН)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ВН)", комментарии и мнения людей о произведении.