БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ВИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ВИ)" читать бесплатно онлайн.
В конце 5—6 вв. начались экономический подъём и некоторая политическая стабилизация В. Была проведена финансовая реформа в интересах торгово-ремесленной верхушки крупных городов В., в первую очередь Константинополя (отмена хрисаргира — подати, взимавшейся с городского населения, передача государством сбора налогов откупщикам, взимание поземельных налогов деньгами и т.д.). Социальное недовольство широких плебейских масс привело к обострению борьбы между венетами и прасинами. В восточных провинциях В. усилилось оппозиционное религиозное движение монофиситов , в котором переплелись этнические, церковные, социальные и политические интересы различных слоёв населения Египта, Сирии и Палестины. В конце 5 — начале 6 вв. на территории В. с севера через Дунай начали вторгаться славянские племена (493, 499, 502). В правление императора Юстиниана I (527—565) В. достигла апогея своего политического и военного могущества. Основными целями Юстиниана были восстановление единства Римской империи и упрочение власти единого императора. В своей политике он опирался на широкие круги средних и мелких землевладельцев и рабовладельцев, ограничивал притязания сенаторской аристократии; одновременно добился союза с православной церковью. Первые годы правления Юстиниана отмечены крупными народными движениями (529—530 — восстание самаритян в Палестине, 532 — восстание «Ника» в Константинополе). Правительство Юстиниана провело кодификацию гражданского права (см. Кодификация Юстиниана , Дигесты , Институции ). Законодательство Юстиниана, направленное в значительной мере на укрепление рабовладельческих отношений, отражало в то же время изменения, происшедшие в общественной жизни В., содействовало унификации форм собственности, нивелировке гражданских прав населения, установило новый порядок наследования, заставляло еретиков переходить в православие под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. В правление Юстиниана усилилась централизация государства, была создана сильная армия. Это дало возможность Юстиниану отбить натиск персов на востоке, славян на севере и осуществить обширные завоевания на западе (в 533—534 — государства вандалов в Северной Африке, в 535—555 — Остготского королевства в Италии, в 554 — юго-восточных областей Испании). Однако завоевания Юстиниана оказались непрочными; в отвоёванных у варваров западных областях господство византийцев, реставрация ими рабовладения и римской налоговой системы вызывали восстания населения [восстание, вспыхнувшее в армии в 602, переросло в гражданскую войну, привело к смене императоров — престол занял центурион (сотник) Фока ]. В конце 6—7 вв. В. утратила завоёванные области на Западе (за исключением Южной Италии). В 636—642 арабы завоевали наиболее богатые восточные провинции В. (Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию), в 693—698 — её владения в Северной Африке. К концу 7 в. территория В. составляла не более 1 /3 державы Юстиниана. С конца 6 в. началось заселение Балканского полуострова славянскими племенами. В 7 в. они расселились на значительной территории в пределах Византийской империи (в Мёзии, Фракии, Македонии, Далмации, Истрии, части Греции и даже были переселены в Малую Азию), сохранив, однако, свой язык, быт, культуру. Изменился этнический состав населения и в восточной части Малой Азии: появились поселения армян, персов, сирийцев, арабов. Однако в целом с потерей части восточных провинций В. стала этнически более единой, ядро её составляли земли, населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греческом языке.
Второй период (середина 7 — начало 13 вв.) характеризуется интенсивным развитием феодализма. В результате уменьшения территории в начале этого периода В. — преимущественно греческое, а в 11—12 вв. (когда в её состав временно входили славянские земли) — греко-славянское государство. Несмотря на территориальные потери, В. оставалась одной из могущественных держав Средиземноморья. В византийской деревне в 8—1-й половине 9 вв. стала преобладающей свободная сельская община: общинные отношения расселившихся в В. славянских племён способствовали укреплению и местных византийских крестьянских общин. Законодательный памятник 8 в. Земледельческий закон свидетельствует и о наличии соседских общин, и об имущественной дифференциации внутри них, о начале их разложения. Византийские города в 8—1-й половине 9 вв. продолжали переживать упадок. В 7—8 вв. в В. произошли важные перемены в административном устройстве. Старые диоцезы и провинции заменяются новыми военно-административными округами — фемами . Вся полнота военной и гражданской власти в феме сосредоточивалась в руках командира фемного войска — стратига. Составлявшие войско свободные крестьяне — стратиоты — за несение военной службы зачислялись правительством в разряд наследственных держателей воинских земельных участков. Создание фемного строя по существу знаменовало децентрализацию государства. Вместе с тем оно укрепило военный потенциал империи и дало возможность в правления Льва III (717—741) и Константина V (741—775) добиться успеха в войнах с арабами и болгарами. Политика Льва III была направлена на борьбу с сепаратистскими тенденциями местной знати (издание в 726 законодательного сборника Эклога , разукрупнение фем), на ограничение самоуправления городов. В 8—1-й половине 9 вв. в В. началось широкое религиозно-политическое движение — иконоборчество (отражало преимущественно протест народных масс против господствующей церкви, тесно связанной с константинопольской сановной знатью), использованное провинциальной знатью в своих интересах. Движение возглавили императоры Исаврийской династии , которые во время борьбы с иконопочитанием изымали в пользу казны монастырские и церковные сокровища. С особой силой борьба иконоборцев и иконопочитателей развернулась в правление императора Константина V. В 754 Константин V созвал церковный собор, осудивший иконопочитание. Политика императоров-иконоборцев усилила провинциальную знать. Рост крупного землевладения и наступление феодалов на крестьянскую общину привели к обострению классовой борьбы. В середине 7 в. на востоке Византийской империи в Западной Армении зародилось народно-еретическое движение павликиан , распространившееся в 8—9 вв. в Малой Азии. Другое крупное народное движение в В. 9 в. — восстание 820—825 Фомы Славянина (умер в 823), охватившее малоазийскую территорию империи, часть Фракии и Македонии и с самого начала имевшее антифеодальную направленность. Обострение классовой борьбы напугало класс феодалов, заставило его преодолеть раскол в своих рядах и восстановить в 843 иконопочитание. Примирение правительства и военной знати с высшим духовенством и монашеством сопровождалось жестокими преследованиями павликиан. Движение павликиан, вылившееся в середине 9 в. в вооружённое восстание, было в 872 подавлено.
2-я половина. 9—10 вв. — период создания в В. централизованной феодальной монархии с сильной государственной властью, разветвленным бюрократическим аппаратом управления. Одной из основных форм эксплуатации крестьян являлась в эти века централизованная рента, взимавшаяся в виде многочисленных налогов. Наличие сильной центральной власти в значительной мере объясняет отсутствие в В. феодально-иерархической лестницы. В отличие от западноевропейских государств, в В. вассально-ленная система осталась неразвитой, феодальные дружины были скорее отрядами телохранителей и свитой, чем войском вассалов феодального магната. Две прослойки господствующего класса играли главную роль в политической жизни страны: крупные феодалы (динаты) в провинциях и чиновная аристократия, связанная с торгово-ремесленными кругами, в Константинополе. Эти социальные группировки, постоянно соперничая, сменяли друг друга у власти. К 11 в. феодальные отношения в В. в основном стали господствующими. Разгром народных движений облегчил феодалам наступление на свободную крестьянскую общину. Обеднение крестьян и военных поселенцев (стратиотов) приводило к упадку стратиотского ополчения и снижало платёжеспособность крестьян, основных плательщиков налогов. Попытки некоторых императоров Македонской династии (867—1056), опиравшихся на чиновную знать и торгово-ремесленные круги Константинополя, заинтересованных в получении налогов с крестьян, задержать процессы обезземеливания общинников, разложения крестьянской общины и образования феодальных вотчин успеха не имели. В 11—12 вв. в В. завершилось формирование основных институтов феодализма. Вызревает вотчинная форма эксплуатации крестьян. Свободная община сохранилась лишь на окраинах империи, крестьяне превратились в феодально-зависимых людей (париков). Труд рабов в сельском хозяйстве утратил значение. В 11—12 вв. постепенно распространилась прония (форма условного феодального землевладения). Правительство раздавало феодалам права экскуссии (особая форма иммунитета). Спецификой феодализма в В. было сочетание сеньориальной эксплуатации зависимых крестьян с взиманием централизованной ренты в пользу государства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ВИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ВИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ВИ)", комментарии и мнения людей о произведении.