БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)" читать бесплатно онлайн.
Вегетативный
Вегетати'вный (позднелат. vegetativus, от лат. vegeto — оживляю, возбуждаю, в дальнейшем — расту), растительный, биологический термин, имеющий ряд значений в морфологии и физиологии растений и животных. Например, В. функции (питание, рост) свойственны не только растениям, но и животным. Соответственно В. органы (органы растительной жизни) выделяют как у растений (корень, стебель, лист, грибница — см. Вегетативные органы ), так и у животных (органы пищеварения, выделения и др.).
В яйцах животных В. полюс — область яйца, наиболее богатая питательными веществами (желтком). При откладке яиц в воду В. полюс оплодотворённого яйца, как более тяжёлый, обычно обращен вниз, реже, когда желток содержит много жира (у многих морских рыб), В. полюс находится наверху. Для В. области яйца, в отличие от анимальной , характерны меньшее содержание протоплазмы и меньшая интенсивность обмена веществ. В. период у растений — время от начала развития особи до её половой зрелости.
Вегетационный домик
Вегетацио'нный до'мик (от лат. vegetatio — оживление, возбуждение, в дальнейшем — произрастание), здание (павильон) со стеклянными стенами и крышей, хорошо проветриваемое, в котором проводят вегетационные опыты (см. Вегетационный метод ). В В. д. на вагонетках установлены сосуды с растениями. Днём в хорошую погоду вагонетки выкатывают на примыкающую к домику с южной стороны площадку или специально устраиваемый неподалёку от В. д. сетчатый павильон (для защиты растений от птиц). В России первый В. д. был построен по инициативе К. А. Тимирязева в 1872 на территории Петровской с.-х. академии (ныне Московская с.-х. академия им. Тимирязева).
Вегетационный домик.
Вегетационный метод
Вегетацио'нный ме'тод, лабораторный метод изучения растений, заключающийся в выращивании их в сосудах, помещаемых в вегетационных домиках . При помощи В. м. изучают: физиологическую роль питательных веществ и их поступление в растение, значение реакции среды (pH ), нормы полива, отношение различных растений к концентрации питательного раствора, к температуре (морозостойкость), влаге (засухоустойчивость), свету (фотопериодизм), к химическим средствам защиты растений, гербицидам и т.д. В. м. применяется, главным образом, для сравнительной оценки разных видов вносимых в почву удобрений. Чтобы выяснить значение для растений тех или иных химических элементов или их солей, вместо почвы сосуды заполняют чистым кварцевым песком либо дистиллированной водой (см. Водные культуры . Гидропоника , Песчаные культуры ) и в них вводят подлежащие изучению соединения.
Выращивание растений в сосудах требует защиты культур от случайных повреждений, от попадания в сосуды атмосферных осадков, нарушающих создаваемый в сосудах определенный режим, и от др. воздействий. Существенный недостаток В. м. — ограниченность объёма почвы, в котором выращивают растения; поэтому корневая система в сосудах располагается более скученно, чем в полевых условиях. Небольшое кол-во почвы в вегетационных сосудах — причина того, что выращиваемые в них растения значительно сильнее отзываются на недостаток того или иного элемента, чем растения, выращиваемые в полевых условиях. Поэтому получаемые В. м. данные о потребности в удобрении нередко оказываются преувеличенными. Другой существенный недостаток В. м. — разрушение почвенной структуры при высушивании и просеивании почвы перед набивкой в сосуды. Поэтому получаемые В. м. результаты следует рассматривать как предварительные и очень осторожно переносить на полевые условия.
Наиболее полную разработку В. м. получил в трудах русских учёных — П. С. Коссовича, Д. Н. Прянишникова, К. К. Гедройца. Горячим пропагандистом В. м. был К. А. Тимирязев, организовавший показ В. м. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) в 1896.
Лит.: Недокучаев Н. К., Вегетационный метод, 4 изд., М. — Л., 1931; Соколов А. В., Ахромейко А. И., Панфилов В. Н., Вегетационный метод, М., 1938; Прянишников Д. Н., Избр. соч., т. 1, М., 1963; Тимирязев К. А., Избр. соч., т. 2, М., 1948: Методика полевых и вегетационных опытов с удобрениями и гербицидами, М., 1967; Журбицкий 3. И., Теория и практика вегетационного метода, М., 1968.
Н. А. Максимов.
Вегетационный опыт с люпином по усвоению фосфорной кислоты в песчаных культурах; 1 — растворимый фосфат; 2 — без фосфора; 3—5 — различные фосфориты.
Влияние отдельных элементов на развитие табака в водной культуре: 1 — без N, 2 — без P, 3 — без K, 4 — без Ca, 5 — без Mg, 6 — на полном питательном растворе; 7 — без B, 8 — без S, 9 — без Mn, 10 — без Fe.
Вегетационный период
Вегетацио'нный пери'од, вегетация, 1) период года, в который по метеорологическим условиям возможны рост и развитие (вегетация ) растений. В условиях умеренного климата В. п. примерно соответствует промежутку времени от последних весенних морозов до первых осенних заморозков (безморозный период); в тропическом и отчасти субтропическом климате В. п. длится круглый год. Продолжительность В. п. в значит, мере определяет состав местной дикорастущей и культурной растительности. 2) Время, необходимое для прохождения полного цикла развития растения, в с.-х. практике — период от начала роста до уборки урожая. У одного и того же культурного растения различают сорта с коротким В. п. — скороспелые и с длинным — позднеспелые. Первые возделывают обычно в более северных областях, с коротким безморозным периодом, или в засушливых областях, чтобы они успели созреть до засухи; вторые — в более южных. Зависимость продолжительности В. п. от условий окружающей среды, особенно от температуры и света, довольно сложная. В. п. главнейших растений в условиях центральной и южной части СССР: рожь озимая 270—360 сут, пшеница озимая 200—350, пшеница яровая 62—189, кукуруза 130—150, подсолнечник 101—168, хлопчатник 162—264, свёкла сахарная 150—210. В. п. определяется общим количеством тепла, полученного растением в течение периода его развития; количество тепла характеризуется числом, полученным от умножения числа суток В. п. на среднюю суточную температуру.
Лит.: Максимов Н. А., Краткий курс физиологии растений, 9 изд., М., 1958; Чайлахян М. X., Основные закономерности онтогенеза высших растений, М., 1958; Сабинин Д. А., Физиология развития растений, М., 1963; Генкель П. А., Физиология растений с основами микробиологии, 3 изд., М., 1965.
Н. А. Максимов.
Вегетация
Вегета'ция (от лат. vegetatio — возбуждение, оживление), произрастание, состояние активной жизнедеятельности растительных организмов (в отличие от состояния покоя).
Вегеций Флавий Ренат
Веге'ций Флавий Ренат (Flavius Vegetius Renatus), римский военный историк и теоретик конца 4 — начала 5 вв. В 390 — 410 написал трактат «О военном деле» в 4 книгах (118 глав) — первый дошедший до нас систематический труд о военном искусстве Рима, составленный на основе несохранившихся римских источников. В нём содержится обзор военного искусства Рима в прошлом, идеализируя которое, В. призывает к реорганизации армии. В труде излагаются система боевой подготовки, организация, вооружение, боевые порядки и тактические приёмы, а также правила ведения войны, обороны и осады крепостей и морского боя. Труд В. был широко распространён в средние века.
Соч.: в рус. пер. — Краткое изложение военного дела, «Вестник древней истории», 1940, № 1.
Веданта
Веда'нта (санскр., буквально — конец, завершение Вед ). В наиболее общем смысле слова В. обозначает довольно неопределенную совокупность религиозно-философских идеалистических школ и учений в индийской философии, принимающих за основу концепцию атмана-брахмана, изложенную в религиозно-философских ведийских (прежде всего упанишадах ) и отчасти эпических (Рамаяне и Махабхарате, особенно в Бхагавадгите) текстах, а также в сутрах и позднейших комментариях. Понимаемая в этом смысле В. представляет собой наиболее распространённое, стойкое и консервативное идейное течение, существующее с древнейших времён в Индии, и включает в себя наряду с собственно В. пурва-мимансу, отчасти санкхью , некоторые средневековые шиваитские и вишнуитские учения (в частности, шайва-сиддханту), а также ряд неоиндуистских учений нового и новейшего времени (например, так называемую интегральную В. социально-религиозного реформатора Вивекананды ). Основными философскими категориями В. являются: брахман (космическая душа), атман (индивидуальная душа), пуруша (абстрактное духовное начало), пракрити (абстрактное материальное начало, природа), артха (смысл, значение, цель, ценность), джняна (знание), авастха (психическое состояние) и майя (иллюзия). Школы, направления и учения в В. различаются в зависимости от того, какие из этих категорий полагаются основными и в каких отношениях мыслятся друг к другу; однако высшее, единое духовное начало признаётся первичным во всех вариантах В. Общим для всех течений В. является также йога , принимаемая в качестве основного практического средства достижения высших психических состояний, то есть освобождения, отрешённости от мира.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.