БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)" читать бесплатно онлайн.
Б. — величайший композитор-симфонист. Он создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, 2 мессы и другие симфонические сочинения. К высшим достижениям бетховенского симфонизма принадлежат 3-я («Героическая») и 5-я симфонии; идея последней выражена композитором в словах: «Борьба с судьбой». Активным героическим характером отличается 5-й фортепианный концерт, созданный в одно время с 5-й симфонией, 6-я симфония, содержащая ряд реалистических картин сельской жизни, отразила восторженную любовь Б. к природе.
Вершина всей творческой жизни композитора — 9-я симфония. Б. впервые в истории этого жанра ввёл хоровой финал («К радости» на слова Ф. Шиллера). Развитие основного образа симфонии идёт от грозной и неумолимой трагедийной темы первой части к теме светлой радости в финале. Близка к 9-й симфонии по своему замыслу «Торжественная месса» (1823) — величественное монументальное произведение философского характера, мало связанное с традициями культовой музыки.
Единственная опера Б. «Фиделио» (пост. 1805, Вена, 2-я ред. — 1806, 3-я — 1814) посвящена героическому поступку женщины, спасшей от смерти своего мужа — жертву мстительности и произвола губернатора — и разоблачившей тирана перед народом. Стилистически «Фиделио» примыкает к типу «оперы спасения», возникшему в период Великой французской революции, и вместе с тем открывает путь к симфонизации оперы. Героической теме посвящен и балет Б. «Творения Прометея» (пост. С. Вигано, 1801).
Камерная музыка Б. включает 32 фортепианные сонаты (не считая 6 юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, 7 фортепианных трио и много др. ансамблей (струнные трио, септет для смешанного состава). Лучшие камерные сочинения Б. — сонаты «Патетическая», «Аппассионата» для фортепиано, «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано, и др. — отличаются масштабностью замыслов, страстным, напряжённым драматизмом, смелым расширением выразительных средств инструментов. Среди квартетов Б. центральное место принадлежит 3 квартетам, опус 59 (написаны по заказу русского посла в Вене А. К. Разумовского), сочетающим проникновенный лиризм с яркой народностью образов (в 2 из этих квартетов использованы мелодии русских народных песен). В последних камерных сочинениях Б. — сонатах для фортепиано №№ 28—32 и квартетах №№ 12—16, проявляются стремления к углублённой, сосредоточенной выразительности, а также к причудливости форм, субъективной созерцательности, предвосхитивших искусство композиторов-романтиков.
Новизна и значительность содержания музыки Б. обусловили расширение рамок существующих музыкальных форм и глубокое преобразование всех видов музыкального творчества. Решающим этапом в историческом развитии концертного жанра явились 4-й и 5-й концерты для фортепиано и скрипичный концерт Б., представляющие собой синтез симфонии и концерта. Значительным изменениям подверглась и форма вариаций, занимающая у Б. первое место после сонатной (выдающийся образец — 32 вариации до минор для фортепиано).
Совершенно новый жанр инструментальной миниатюры создал Б. на основе танцев и др. небольших пьес старинной сюиты — «багатели» (мелочи, пустяки).
Вокальное наследие Б. состоит из песен, свыше70 хоров, канонов. От куплетных песен, арий и од, где текст играл подчинённую роль, Б. постепенно пришёл к новому типу песен, в котором каждой строфе поэтического текста соответствовала новая музыка (песни на слова И. В. Гёте, среди которых «Миньона», «Лейтесь вновь, слёзы любви», «Сердце, сердце» и др.). У него впервые встречается объединение ряда песен-романсов в единый цикл с последовательно раскрывающимся сюжетным замыслом («К далёкой возлюбленной», на тексты А. Ейтелеса, 1816). Песня «О блохе» — единственный текст из «Фауста» Гёте, воплощённый Б., хотя композитор до конца своей жизни не оставлял мысли написать музыку к «Фаусту». Б. обработал 188 песен разных народностей для голоса с инструментальным сопровождением, сделал фортепианные переложения народных песен (в т. ч. русских и украинских). Во многие инструментальные сочинения ввёл народные мелодии.
Творчество Б. — одна из вершин в истории мирового искусства. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанической личности композитора, соединившего в себе гениальную музыкальную одарённость с кипучим, бунтарским темпераментом, наделённого несгибаемой волей и способностью к огромной внутренней сосредоточенности. Высокая идейность, основанная на сознании общественного долга, составляла отличительную черту Б. — музыканта-гражданина. Современник Великой французской революции, Б. отразил в своём творчестве великие народные движения этой эпохи, её наиболее прогрессивные идеи. Революционная эпоха определила содержание и новаторское направление музыки Б. Революционная героика нашла отражение в одном из главных художественных образов Б. — борющейся, страдающей и в конце концов побеждающей героической личности.
Соч.: Ludwig van Beethoven's Werke, Bd 1—25, Lpz., 1864—88. Beethovens Sämt-liche Briefe, Bd I—5, kritische Ausgabe mit Erläuterungen von A. Kalischer, B.—Lpz., 1906—08, 2 Aufl., Bd 1—3, neubearb. von T. Frimmel, B., 1911; Leitzmann A., Ludwig van Beethoven. Berichte der Zeitgenossen. Briefe und persönliche Aufzeichnungen, Bd 1—2, Lpz., 1921; The letters of Beethoven, ed. by E. Anderson, v. 1—3, L., 1961: в рус. пер.— Письма, пер. и прим. В. Д. Корганова, СПБ. 1904.
Лит.: Серов А., Избранные статьи («Тематизм увертюры «Леонора»», «Девятая симфония Бетховена» и др.), т. 1—2, М., 1950—57; Корганов В. Д., Бетховен. Биографический этюд, СПБ, 1910; Русская книга о Бетховене. К столетию со дня смерти композитора, под ред. К. Кузнецова, М., 1927; Проблемы бетховенского стиля. Сб. статей под ред. Б. С. Пшибышевского, М., 1932; Роллан Р., Жизнь Бетховена, пер. с франц., Л., 1937; Эррио Э., Жизнь Бетховена, [пер. с франц., вступ. ст. И. Ф. Бэлзы], М., 1959; Л. ван Бетховен, Книга эскизов за 1802—1803 годы. Расшифровка и исследование Н. Л. Фишмана, М., 1962; Альшванг А., Бетховен, Очерк жизни и творчества, 3 изд., М., 1966; Ludwig van Beethovens Konversationshefte, hrsg. von W. Nohl, Münch., 1924; Schünemann G., Ludwig van Beethovens Konversationshefte, Bd 1—3, B., 1941—43; Nottebohm G., Beethoveniana, Lpz.—Winterthur, 1872; его же, Zweite Beethoveniana, Lpz., 1887; Kinsky G., Das Werk Beethovens, Thematisch-bibliographisches Verzeichnis seiner sämtlichen vollendeten Kompositionen, hrsg. von H. Halm, Münch.-Duisburg, 1955.
(По материалам статьи А. А. Альшванга из 2-го изд. БСЭ.)
Л. Бетховен.
Бетьюн Нормен
Бетью'н (Bethune) Нормен (4.3.1890 — 13.11.1939), канадский хирург, общественный деятель-антифашист, член Рабочей прогрессивной партии Канады. Медицинское образование получил в Торонтском университете. Работал хирургом в Лондоне, Торонто, Монреале и др. городах. Автор ряда работ и многих усовершенствований в хирургии туберкулёза. Был в СССР (1935). Выступал в Канаде с лекциями об СССР. В Испании (1936) создал передвижные хирургические отряды и организовал службу переливания крови в республиканских войсках, а в 1937 службу крови в Китайской народно-освободительной армии, занимался подготовкой медицинских кадров и доноров из местного населения. Умер от заражения крови, оперируя раненых в горных районах Китая.
Соч.: A new combined aspirator and artificial pneumothorax apparatus, «Canadian Medical Association Journal», 1929, June, v. 20, p. 663; Pleural poudrage, «Journal of thoracic surgery», 1935, Febr., v. 4, p. 251—61.
Лит.: Allan T. and Gordon S., The scalpel, the sword: the story of dr Norman Bethune, Boston, 1952 (часть в рус. пер.— «Иностранная литература», 1956, № 1—2).
И. В. Венгрова.
Бехаизм
Бехаи'зм, космополитическое религиозно-политическое течение; распространилось в странах Ближнего Востока, Западной Европы, США и отчасти в царской России. Б. получил название от прозвища его основоположника Мирзы Хусейна Али Бехауллы (буквально — блеск божий). Б. первоначально возник в Ираке в середине 19 в. как секта в среде бабидов, бежавших из Ирана от преследований шахского правительства после подавления бабидских восстаний 1848—52. Положения Бехауллы, изложенные им в посланиях (лаухах) и «Священнейшей книге»(«Китабе Акдес»), должны были заменить Коран и «Беян» Баба . Бехаулла устранил из бабизма его революционно-демократические элементы, выступил против революционных методов борьбы с иранской реакцией, защищая частную собственность и социальное неравенство. Б. отражал главным образом интересы иранской компрадорской буржуазии. Б. проповедует выгодную империализму идею отрицания национального государственного суверенитета, соединения науки и религии и т.д. Главные центры Б. находятся в США (штат Иллинойс) и в ФРГ (Штутгарт).
Лит.: Китабе акдес «Священнейшая книга» современных бабидов. Текст, пер., введение и приложения А. Г. Туманского, СПБ, 1899 (Зап. АН. По историко-филологич. отд., т. 3, № 6); Климович Л. И., Ислам, М., 1965, с. 206—11.
Л. И. Климович.
Бёхайм Ганс
Бёхайм (Boheim) Ганс, Ганс Дударь (умер 1476), пастух и музыкант, народный проповедник, вдохновитель крестьянского движения 1476 в долине р. Таубер во Франконии (Центральная Германия). Проповеди Б., выступившего с открыто антифеодальной программой, вызвали паломничество из всей Центральной и Южной Германии в деревню Никласхаузен, где он проповедовал. Б. был арестован вюрцбургским епископом и сожжён.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.