В Яровицкий - 100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ"
Описание и краткое содержание "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ" читать бесплатно онлайн.
ВВЕДЕНИЕ
Книга «100 великих психологов» вполне могла бы называться иначе. Например, «200 великих психологов» или «300» и даже больше. Вопрос о том, кто более или менее велик, вообще вряд ли имеет смысл. Психологию можно сравнить с ночным небом, на котором, кроме звезд, видных невооруженным глазом, есть еще множество светил, которые человек может увидеть только с помощью сильной оптики. Но тем не менее они существуют и тоже являются частью Вселенной. Так же и психология, в истории которой есть множество забытых, полузабытых или просто «не столь великих» ученых, которые не попали в эту книгу.
Но это вовсе не принижает их значимости, т.к. если в природе существует закон сохранения энергии, то в науке есть закон сохранения мысли. Однажды высказанное мнение или предложенная гипотеза становятся мощным генератором мысли: порождают согласие или несогласие, оформляемые в одной или даже нескольких теориях, влекут за собой создание научных школ или же целых направлений в науке, не говоря уже о возникновении новых методов, и новаторство в сфере категориально-понятийного аппарата.
Во многом история психологии как науки — это памятник стремлению человека к самопознанию. Стремление заглянуть внутрь себя, понять то, что движет поступками и даже мыслями, и привело к поразительному разнообразию теорий, направлений и школ в психологии. И самое удивительное не то, что каждый ученый, исследовавший человеческую психику, находил что-то новое, а то, что результаты его изысканий почти никогда напрямую не опровергали выводов его предшественников. Данный парадокс, пожалуй, связан прежде всего со сложностью и многомерностью объекта исследования психологии — человеческой души.
Теперь и читатель, знакомящийся с книгой «100 великих психологов», имеет уникальную возможность окунуться в мир тайн,которые ученые разгадывают уже не одно столетие и, надо заметить, постоянно натыкаются на новые сюрпризы, которые преподносит им человек, и это, естественно, стимулирует их творческую активность. Возможно, чтение данной книги для кого-то будет не только приятным времяпрепровождением, но и стимулом к осмыслению проблем, которые привлекали и привлекают до сих пор просвещенные умы.
В психологической теории до Сонди доминирующим фактором в развитии психики считалась внешняя среда Именно воздействия внешней среды, в соответствии с принятыми в то время теориями, вызывали вынужденные реакции организма, необходимые для приспособления к создавшимся условиям. Реакции, которые приводили к успешной адаптации, закреплялись и обусловливали внутренние изменения в организме, способствующие формированию определенного типа поведения.
Сонди был одним из первых психологов, кто направил внимание своих коллег в русло наследственного характера закрепленных форм поведения. Так, он полагал, что в закодированном виде, переданном по генотипу, психика младенца уже имеет набор приспособительных реакций, которые в свое время обеспечивали существование его предков.
В родовом бессознательном, понятии, введенном в психоаналитический обиход Сонди, наследственность проявляется прежде всего в формировании так называемого архетипа, под которым Сонди понимал образ предка, в соответствии с которым, и никак иначе, необходимо действовать.
Согласно Сонди, «конечная цель фигуры предка заключается в том, чтобы полностью повториться в жизни потомка в той же самой форме экзистенции, в которой она один или несколько раз проявила себя в истории целого рода». Влияние родового бессознательного в жизнедеятельности человека оказывает влияние на все аспекты жизни: определяет безотчетный (подсознательный) выбор человеком профессии и хобби, друзей, супруга и даже формы смерти (например известен тот факт, что Хемингуэй застрелился из того же самого ружья, что и его отец).
Однако родовое бессознательное, содержащее в себе определенное влияние предков, генетической детерминации в развитии психики каждого человека, не означает его изначальной предопределенности. По мнению Сонди, родовое бессознательное не следует «фатализировать», поскольку каждое побуждение изначально двойственно, амбивалентно, а значит, имеет, как минимум, две возможности своей реализации.
На практике Сонди видел следующий исход реализации родового бессознательного: психологу в своем анализе необходимо внимательно изучить обе тенденции, чтобы на этом основании помочь человеку сделать выбор и закрепить на жизненной сцене наиболее благоприятный и соответствующий его возможностям план судьбы. Суть так называемой судьботерапии состоит в освобождении человека от навязанной ему формы судьбы и предоставлении свободы выбрать свою судьбу, как минимум, из двух возможностей.
Всемирную известность в психологических кругах принес Сонди тест, который был опубликован им в 1939 г. Вторая мировая война на некоторое время заморозила применение этого метода, который стал широко использоваться практически лишь в конце сороковых.
При создании теста Сонди исходил из своих уже сформулированных и проверенных на практике представлений о наследственно обусловленной склонности человека к определенным формам патологии и о проявлении патологии во внешнем облике человека. В качестве используемого материала Сонди выбрал 48 фотопортретов психически больных 8 категорий (эпилепсия, истерия, садизм, гомосексуализм, кататония, параноидная шизофрения, депрессия, мания). Испытуемому шестикратно предъявляются наборы из 8 фотографий (по одной из каждой категории) и в каждом предлагается указать два наиболее и два наименее понравившихся лица. По мнению Сонди, если четыре и более портретов одной категории получили положительную или отрицательную оценку, то данную «диагностическую область» признают значимой для обследуемого.
В принципе, широкое использование теста в клинической практике породило серьезные сомнения в действительности полученных при его помощи результатов. Тем не менее сам принцип, положенный в основу теста, был продуктивно использован многими психологами. Так, Мартин Ахтних на основе теста Сонди разработал собственный портретный тест профессиональных склонностей. В отечественной психологии, используя стимульный материал Сонди, был разработан так называемый социально-перцептивный интуитивный тест, используемый для выявления трудностей в межличностных отношениях и ценностных ориентации.
В это время принадлежность к еврейской национальности в Венгрии стала серьезным поводом для опасений за жизнь, но Сонди удалось спастись из нацистской Венгрии По условиям тайной сделки союзников с Гиммлером, 1800 венгерских евреев, среди которых было много интеллектуалов, получили возможность выехать из страны. Однако переговоры затягивались, и Сонди провел долгие месяцы заключения в лагере для перемещенных лиц под Веной, терзаясь мыслями о своей дальнейшей судьбе.
В начале декабря 1944 г. Сонди получил разрешение выехать в Швейцарию. По приглашению известного практика доктора Оскара Фореля он получил должность ассистента в известном психиатрическом профилактории в Пранжино. Оттуда он еженедельно наведывался в Цюрих, где читал лекции в Институте прикладной психологии. Потом он окончательно переехал в Цюрих, а в 1959 г. получил швейцарское гражданство.
В Швейцарии у Сонди нашлись последователи, объединившие-ся в общество под его руководством. В 1953 г. к 60-летнему юбилею Сонди общество выпустило сборник трудов «Сондиана», который впоследствии был выпущен как полноценное периодическое издание.
Однако попытки отечественных энтузиастов, которых в России насчитывается несколько десятков, наладить в начале девяностых выпуск «Сондианы» не увенчались успехом из-за отсутствия необходимых финансовых средств, вследствие чего имя Сонди для большинства отечественных психологов ассоциируется исключительно с его знаменитым, хотя и недолговечным, тестом.
Умер Леопольд Сонди в 1986 г.
ТОЛМЕН ЭДВАРД ЧЕЙС.
Эдвард Чейс Толмен родился 14 апреля 1886 г. в Вест-Ньютоне, штат Массачусетс, США. Он рос в состоятельной либеральной семье, его отец занимался частным бизнесом. Сначала Толмен поступил в Массачусетский технологический институт, где изучал электронную инженерию. Обучаясь на последнем курсе, он увлекся психологией ив 1911 г. поступил в Гарвардский университет на факультет философии и психологии.
В то время в университете работал ученый Мюнстерберг, который организовал при Гарварде экспериментальную лабораторию, где и стал работать Толмен. Исследования, проведенные здесь и ставшие основой его диссертации, были посвящены влиянию запахов на запоминание бессмысленных слогов. В 1912 г. он защитил магистерскую, а через три года — докторскую диссертацию. Огромное влияние на взгляды Толмена оказали теории Уильяма Джемса и Д.Б. Уотсона. С трудами этих психологов Толмена познакомил Йеркс, преподававший в Гарварде сравнительную психологию.
У. Джеймс критиковал атомистический взгляд на сознание и придерживался мнения, что сложные отношения могут восприниматься непосредственно, без разделения их на элементарные составляющие. Эта точка зрения была развита многими его учениками и последователями, в том числе и Толменом.
В 1918 г. Толмен перешел из Северо-Западного университета в университет Беркли в Калифорнии и начал преподавать новый курс сравнительной психологии, который базировался на моделях Йерк-са. Кроме того, ученый проводил экспериментальные исследования по обучению крыс в лабиринте.
Теории бихевиоризма, с которыми столкнулся Толмен, противопоставляли себя психологии. Ученый поставил задачу избавиться от этого противопоставления, определив понятия психологии сознания через данные поведения.
Вместе со своими студентами Толмен проводил эксперименты по латентному научению, методу проб и ошибок, примененному к обучению крыс. Так как его теория занимала промежуточное место среди распространенных в то время различных теорий, Толмену необходимо было найти признание среди коллег-бихевиористов, а также показать, что он в состоянии оценить все сложности поведения. Результаты этих исследований, опубликованные в середине 1920-х гг., расходились с теориями «стимул-реакция», доминировавшими после 1930 г.
В книге «Целенаправленное поведение у животных и человека», изданной в 1932 г., Толмен описал свою теорию, возникшую на основе проведенных лабораторных исследований. Основой этой теории стали введенные им понятия промежуточных переменных, представляющих собой совокупность познавательных и побудительных факторов, действующих между непосредственным стимулом и ответным поведением. Выводя основные принципы теории, Толмен основывался на двух классах промежуточных переменных: по-требностных, как например потребность в пище, безопасности, сексуальное влечение, и познавательных (восприятие, умения).
Главной задачей психологии Толмен считал сведение психических явлений к серии функциональных отношений, при помощи которых можно их предсказывать и контролировать. В качестве основной предпосылки он брал утверждение о том, что низшие и высшие животные познают мир только в целях поведения. Отсюда он делал вывод, что, если в мире есть что-то, что не может быть познано таким способом, значит, оно не может быть познано вообще.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ"
Книги похожие на "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В Яровицкий - 100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ"
Отзывы читателей о книге "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ", комментарии и мнения людей о произведении.