» » » » В Яровицкий - 100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ


Авторские права

В Яровицкий - 100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ

Здесь можно скачать бесплатно "В Яровицкий - 100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ВЕЧЕ, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В Яровицкий - 100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
Рейтинг:
Название:
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
Автор:
Издательство:
ВЕЧЕ
Год:
2004
ISBN:
5-94538-397-X
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ"

Описание и краткое содержание "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ" читать бесплатно онлайн.



ВВЕДЕНИЕ

Книга «100 великих психологов» вполне могла бы называться иначе. Например, «200 великих психологов» или «300» и даже больше. Вопрос о том, кто более или менее велик, вообще вряд ли имеет смысл. Психологию можно сравнить с ночным небом, на котором, кроме звезд, видных невооруженным глазом, есть еще множество светил, которые человек может увидеть только с помощью сильной оптики. Но тем не менее они существуют и тоже являются частью Вселенной. Так же и психология, в истории которой есть множество забытых, полузабытых или просто «не столь великих» ученых, которые не попали в эту книгу.

Но это вовсе не принижает их значимости, т.к. если в природе существует закон сохранения энергии, то в науке есть закон сохранения мысли. Однажды высказанное мнение или предложенная гипотеза становятся мощным генератором мысли: порождают согласие или несогласие, оформляемые в одной или даже нескольких теориях, влекут за собой создание научных школ или же целых направлений в науке, не говоря уже о возникновении новых методов, и новаторство в сфере категориально-понятийного аппарата.

Во многом история психологии как науки — это памятник стремлению человека к самопознанию. Стремление заглянуть внутрь себя, понять то, что движет поступками и даже мыслями, и привело к поразительному разнообразию теорий, направлений и школ в психологии. И самое удивительное не то, что каждый ученый, исследовавший человеческую психику, находил что-то новое, а то, что результаты его изысканий почти никогда напрямую не опровергали выводов его предшественников. Данный парадокс, пожалуй, связан прежде всего со сложностью и многомерностью объекта исследования психологии — человеческой души.

Теперь и читатель, знакомящийся с книгой «100 великих психологов», имеет уникальную возможность окунуться в мир тайн,которые ученые разгадывают уже не одно столетие и, надо заметить, постоянно натыкаются на новые сюрпризы, которые преподносит им человек, и это, естественно, стимулирует их творческую активность. Возможно, чтение данной книги для кого-то будет не только приятным времяпрепровождением, но и стимулом к осмыслению проблем, которые привлекали и привлекают до сих пор просвещенные умы.






Мысленное расчленение предметов и явлений и мысленное их объединение осуществляются по совершенно иным принципам, чем это делается человеком из цивилизованного мира Существование причинно-следственных связей осознанно, но сущность их выступает в мистифицированной форме В этом случае все природные и социальные ситуации воспринимаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил.

Пралогическое сознание мыслит не понятиями, а образами, а потому оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия) Этот закон наделяет все предметы и явления свойством единосущности, т е они объединяются не по качественным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам.

В большинстве своих работ Леви-Брюль исследует, как действует и как проявляется пралогическое мышление в разных сферах жизни и сознания отсталых народов или низших обществ: в языке, в системах счисления, в лечении больных, в погребении умерших, в обряде посвящения и некоторых других. Особое внимание он уделял тому, как происходят переход от пралогического к логическому типу, постепенное расчленение туманных предпонятий, индивидуализация представлений о таинственных силах, развитие понятий.

Леви-Брюль не считает пралогическое мышление просто одним из ранних этапов сознания, существовавшим у древних народов. Пралогическое и логическое — не сменяющие друг друт, а сосуществующие типы мышления. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, но при этом коллективные представления всегда будут сохраняться, выражая интенсивно переживаемую сопричастность. Они выражаются в основном в религии, морали, обрядах и т.д., т.е. в так называемых коллективных представлениях.

Будучи последователем Дюркгейма, Леви-Брюль заимствовал у него понятие «коллективные представления». По Дюркгейму, коллективные представления являются компонентами системы знаний, мнений, норм поведения, сложившихся в социальном опыте. Это понятие использовалось Дюркгеймом и его последователями для объяснения социального происхождения человеческой психики, которая имеет дуалистический характер: социальное в структуре сознания противопоставляется индивидуальному. По мнению Л. Леви-Брюля, сознание первобытного человека не отличается в чувственно-моторной сфере от сознания цивилизованного человека, но воспринимает мир через призму «коллективных представлений».

Л. Леви-Брюль связал функционирование таких представлений с определенной формой сознания, существующей преимущественно в первобытных обществах. Этим обществам свойственны, во-первых, строгая социализация, а во-вторых, тип мышления по принципу партиципации. Сопричастие, партиципация, таким образом, становится ключевым понятием при рассмотрении социальных отношений и коллективных представлений. Основанные на них формы мышления характеризуются эмоциональной вовлеченностью (партиципацией) и противостоят абстрактному мышлению, которое базируется на логике и содержит минимум эмоциональности.

В 1925 г. Леви-Брюль вместе с Паулем Риветом и Марселем Мос-сом основал Институт этнологии. Он активно участвовал в работе института, читал лекции по психологии, проводил семинары и конгрессы.

В 1930 г. Леви-Брюль выпустил книгу «Первобытное мышление». В это время он уже отказался от теории пралогического мышления, но продолжал разрабатывать проблему партиципации. Последнюю он считал фундаментальным для человека качеством, в большей степени присущим первобытному обществу и в меньшей — современному. Что касается социальной партиципации, то ее Л. Леви-Брюль рассматривал как одно из проявлений, частный случай этого фундаментального качества.

В своей работе он анализировал реальность, выраженную мифологическим языком. Он утверждал, что если восприятие существ и природных объектов носит «мистический характер», то представление о них получает мифологический характер, т.е. содержит «мистический элемент», который заключает в себе нечто большее, чем реальное, «позитивное» содержание события. Значит, то, что воспринимается в таком представлении, есть чувство родства с «мистической» реальностью. Таков, по мнению Л. Леви-Брюля, ключ к адекватному пониманию мифологии.

В «Записных книжках», изданных после его смерти, он уже несколько отошел от концепции «коллективных представлений». Лю-сьен Леви-Брюль умер 13 марта 1939 г. Современные психологи считают, что Леви-Брюль несколько преувеличил значение пралогического мышления. В то же время элементы этого мышления психопатологи находят у больных, страдающих различного рода расстройствами психики. Разработав теорию коллективных представлений, он поставил проблему социальной обусловленности человеческой психики и поведения, внес важный вклад в понимание человека и общественной жизни.

ЛЕВИН КУРТ.

Известный психолог и социолог Курт Левин родился в Германии 9 сентября 1890 г Его семья принадлежала к еврейской диаспоре, родители Курта исповедовали иудаизм С 1926 г и до прихода к власти нацистов он занимал должность профессора в Берлинском университете, в котором прежде проходил обучение и защитил докторскую диссертацию по психологии (1914) В 1933 г , когда партия Гитлера оказалась у власти и начались массовые репрессии евреев, Левин был вынужден покинуть родину и эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где он проработал два года в университете Стэнфорда В последующие девять лет Левин преподает в университете Иова С 1944 г и до своей смерти 12 февраля 1947 г ученый руководит центром по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.

Уже со времен своей университетской юности Левин испытывал серьезный интерес к одному из новых и прогрессивных на тот период времени направлений в психологии, а именно к геш-тальтпсихологии После того как ученый отслужил в армии и вернулся в тогда еще родной Берлинский университет, он сблизился с кружком гештальтистов, пытавшихся внести новую струю в классическую психологию Молодые рыцари науки собирались обогатить психологию самыми современными достижениями прочих наук и ассимилировать их таким образом, чтобы получить как можно больший эффект В частности, большое внимание они уделяли современным достижениям естественных наук, а именно неклассической физики В то время достижения этой науки расширили горизонты всех людей, привыкших мыслить категориями средневековой метафизики, зашоренной однозначностью и догматичностью.

Основным источником вдохновения для гештальтистов были идеи физика Бриджмена (в частности большой интерес вызывала идея о промежуточных переменных) К этим идеям добавились в 1920-е гг выводы философской школы неопозитивизма (так называемый логический позитивизм), в основе которых лежало признание языка физики единственно научным и стремление свести к нему все прочие языки гуманитарных, естественных и точных наук Исходя из подобных предпосылок, психология могла рассматриваться гешталь-тистами исключительно как учение о психологических фактах (подобных фактам природным).

Однако с течением времени Левин, первоначально полностью поддерживавший идеи гештальтпсихологии, стал все более отходить от нее, внося в учение свои личные достижения Так, он заинтересовался физикой не как учением об операциональных процедурах и о перспективах сведения неопределенных психологических понятий к физическим терминам, а как основанием возможности таких интеллектуальных приемов, которые могли бы обеспечить триумф новой, обновленной психологии.

Первой важной работой Левина стала книга под названием «Сравнительная наука о науках» В ней он предпринял серьезное методологическое исследование, касающееся различий и приемов, с помощью которых два таких великих корифея науки, как Аристотель и Гегель, объясняют явления природы (имеются в виду произведения Аристотеля «Физика» и Гегеля «Философия природы») В своем исследовании ученый пришел к выводу, что симптомом прогресса в любой науке является переход от так называемых вещных понятии (т е понятий, которые ученые пытаются представить как некие существующие в природе, реальные вещи) к «реляционным» понятиям (т е таким, которые уже не претендуют на статус обязательно существующих и подразумевают возможность разночтений, отличных одно от другого истолкований) Следовательно, и в психологии неминуемо должен быть совершен подобный же переход, и наука должна наконец начать интерпретировать изучаемые явления не как однозначно определенные вещи, а как изменчивые отношения.

В 1917 г Левин опубликовал свою самую знаменитую работу под названием «Психическая деятельность при задержке волевых процессов и основной закон ассоциации» Книга быстро приобрела известность во всем мире и принесла автору заслуженный успех В названной книге ученый критиковал понятие о детерминирующих тенденциях, сложившееся в вюрцбургской школе психологии и применявшееся к трактовке волевого акта, объясняемого как способность субъекта преодолевать привычные ассоциации, т.е. предполагалось, что имеется двойная детерминация процессов сознания: с одной стороны, ассоциации детерминированы своими собственными законами, а с другой — целями субъекта этих ассоциаций.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ"

Книги похожие на "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В Яровицкий

В Яровицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В Яровицкий - 100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ"

Отзывы читателей о книге "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.