В Яровицкий - 100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ"
Описание и краткое содержание "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ" читать бесплатно онлайн.
ВВЕДЕНИЕ
Книга «100 великих психологов» вполне могла бы называться иначе. Например, «200 великих психологов» или «300» и даже больше. Вопрос о том, кто более или менее велик, вообще вряд ли имеет смысл. Психологию можно сравнить с ночным небом, на котором, кроме звезд, видных невооруженным глазом, есть еще множество светил, которые человек может увидеть только с помощью сильной оптики. Но тем не менее они существуют и тоже являются частью Вселенной. Так же и психология, в истории которой есть множество забытых, полузабытых или просто «не столь великих» ученых, которые не попали в эту книгу.
Но это вовсе не принижает их значимости, т.к. если в природе существует закон сохранения энергии, то в науке есть закон сохранения мысли. Однажды высказанное мнение или предложенная гипотеза становятся мощным генератором мысли: порождают согласие или несогласие, оформляемые в одной или даже нескольких теориях, влекут за собой создание научных школ или же целых направлений в науке, не говоря уже о возникновении новых методов, и новаторство в сфере категориально-понятийного аппарата.
Во многом история психологии как науки — это памятник стремлению человека к самопознанию. Стремление заглянуть внутрь себя, понять то, что движет поступками и даже мыслями, и привело к поразительному разнообразию теорий, направлений и школ в психологии. И самое удивительное не то, что каждый ученый, исследовавший человеческую психику, находил что-то новое, а то, что результаты его изысканий почти никогда напрямую не опровергали выводов его предшественников. Данный парадокс, пожалуй, связан прежде всего со сложностью и многомерностью объекта исследования психологии — человеческой души.
Теперь и читатель, знакомящийся с книгой «100 великих психологов», имеет уникальную возможность окунуться в мир тайн,которые ученые разгадывают уже не одно столетие и, надо заметить, постоянно натыкаются на новые сюрпризы, которые преподносит им человек, и это, естественно, стимулирует их творческую активность. Возможно, чтение данной книги для кого-то будет не только приятным времяпрепровождением, но и стимулом к осмыслению проблем, которые привлекали и привлекают до сих пор просвещенные умы.
Умер Гельмгольц в Берлине 8 сентября 1894 г. При жизни он был членом Британской, Берлинской, Пражской, Петербургской академий наук и других научных обществ, директором Физического института, ректором университета, президентом имперского физико-технического института. Среди его учеников — десятки имен, вошедших в историю науки: И.М. Сеченов, А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, Г. Герц, Л. Больцман и, многие др.
ГРОФ СТАНИСЛАВ.
Станислав Гроф, известный американский врач и ученый чешского происхождения, более сорока лет исследовавший необычные состояния сознания и духовного роста, один из основателей и виднейших представителей трансперсональной психологии, родился в Праге 1 июля 1931 г.
С 1956 по 1967 г. С. Гроф является практикующим психиатром-клиницистом. На этот же период приходится его увлечение психоанализом. В 1959 г. Гроф удостаивается престижной премии Кюф-фнера — национальной чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии. Начиная с 1961 г. он возглавляет в Чехословакии исследования по использованию ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств.
В начале своей медицинской карьеры, являясь классическим психоаналитиком, искренне верит в то, что психоделические вещества, применяемые в психиатрии в контролируемых условиях, могут значительно ускорять процесс психоанализа. Однако вскоре огромнейший диапазон переживаний во время сессий ЛСД-психотерапии убедили его в теоретических ограничениях фрейдовой модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения.
В результате этих исследований возникла новая, отличная от Фрейда картография психики, которая состоит из трех областей:
1) личного и биографического бессознательного, разработанного Фрейдом;
2)трансперсонального бессознательного, разработанного Юнгом;
3) перинатального бессознательного, являющегося своеобразным «мостом» между личным и трансперсональным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения.
Сформулированная и постоянно развиваемая Грофом расширенная картография психического соответствует не только большинству картографии западной психологии, но и практически всем известным восточным и мистическим картографиям.
Уникальность и универсальность грофовской картографии заключается в том, что независимо от того, каким путем духовно-философского развития следует человек, ему неизбежно приходится решать одни и те же задачи с точки зрения овладения определенным уровнем энергии.
В 1967 г. Гроф получает стипендию Фонда поддержки психиатрических исследований (США), а также ему предоставляется возможность пройти двухлетнюю стажировку в Университете Джона Хопкинса. Затем, уже перебравшись на постоянное место жительства в США, он продолжил научно-исследовательскую деятельность в Мэрилендском центре психиатрических исследований. В период с 1973 по 1987 г. С. Гроф живет и работает в институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной он разрабатывает технику холотропного дыхания, которая является уникальной методикой психотерапии, самопознания и личностного роста.
Для того чтобы понять сущность и значение техники холотропного дыхания, необходимо разобраться с терминологией, используемой Грофом. Каждый человек на протяжении своей жизни имеет переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что, как правило, свойственно экстремальным ситуациям человеческой жизни (экстаз, катастрофа, смерть, духовное преображение, катарсис) Среди этих нетрадиционных состояний выделяются холот-ропные, или целостные состояния сознания, обладающие особо мощным терапевтическим и обновляющим потенциалом (от holos — «целый» и trepein — «двигаться к»). Обычные, или хилотропные, состояния (hile — «земля») представляют собой типичные уравновешенные состояния человеческой жизни.
Многочисленные исследования холотропных состояний сознания показывают, что эмоциональные и психосоматические заболевания, включая множество состояний, которые в настоящее время могут быть диагностированы как психозы, не могут быть адекватно объяснены, исходя из проблем послеродового развития, являются ли эти проблемы отклонениями в развитии либидо или девиациями в формировании объективных взаимоотношений.
В соответствии с проведенными Грофом исследованиями эти эмоциональные и психосоматические заболевания имеют, как правило, многоуровневую структуру с корнями как в перинатальной, так и в трансперсональной областях. Таким образом, психопатология, по мнению Грофа, наиболее полно объясняется с учетом не только биографической, но также перинатальной и трансперсональной динамики.
Стратегия лечения, таким образом, представляется более успешной: неосознаваемые перинатальные переживания образуют матрицы сложных эмоций и телесных ощущений, которые образуют потенциальный источник для различных форм психопатологии.
Холотропная стратегия в психотерапии основывается на данных изучения необычных состояний сознания, главной целью является активизация бессознательного, освобождение энергии, содержащейся в эмоциональных и психосоматических симптомах, и трансформация этих симптомов в поток переживания. Роль терапевта в холот-ропной терапии заключается в поддержке процесса переживания с полной верой в него и без попыток управлять им или изменять его.
Согласно исследованиям Грофа, травма рождения, феномен собственной смерти и рождения, мистерия смерти являются скрытым сгустком энергии, своеобразной структурой, активизирующейся всякий раз, когда человек сталкивается с ситуацией угрозы жизни или испытывает любые другие экстремальные переживания. Эта структура активизируется в человеке каждый раз, когда он делает некое сверхусилие к тому, что называют ростом, индивидуацией, раскрытием, творчеством. Пройдя через перинатальный опыт, человек подключается к гигантским полям переживаний, которые не происходили с ним конкретно как с отдельным существом, но происходили с человеком, как с принадлежащим к роду человек разумный, роду живых, к роду существ, населяющих эту планету.
Основанная на богатейшем клиническом опыте, грофовская картография содержит в себе правила вхождения в холотропный мир и условия переживания момента, адекватного моменту рождения, так же наполненному энергией, символикой и богатством возможностей переживания. Согласно Грофу, человеческая психика устроена таким образом, что, входя в разные состояния, являющиеся устойчивыми местами в топологии развивающегося сознания, человек передвигается в них свободно, без всяких усилий.
Стратегия вхождения в находящийся за пределами слов и мышления холотропный мир заключается в воздержании от злоупотребления вербальным языком.
Гроф является одним из основателей Международной трансперсональной ассоциации (ITA), долгое время являлся ее президентом. В 1993 г. он награжден почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в развитие трансперсональной психологии.
В настоящее время С. Гроф — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. С. Гроф является автором и соавтором более ста статей и четырнадцати книг, переведенных на двенадцать языков мира.
ДЖЕМС УИЛЬЯМ.
Уильям Джемс родился 11 января 1842 г. Его родители хотели, чтобы Уильям стал врачом, поэтому он поступил в Гарвардский университет с целью изучения медицины. Будучи студентом, он заинтересовался психологией и решил продолжить свое образование, отправившись в Германию, где изучал естественные науки.
Учась в Германии, Джемс увлекся идеями Вильгельма Вундта и, когда вернулся в США, продолжал развивать его теории. Однако со временем он пошел по другому пути и в работе «Принципы психологии», изданной в 1890 г., отразил свои новые взгляды. Он понимал сознание как способ биологического приспособления индивида. По его мнению, сознание по сути представляет собой непрерывный поток индивидуальных психических состояний. В связи с этим Джемс выделял четыре основных свойства сознания.
Во-первых, каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания. Под личным сознанием ученый понимал связанные последовательности мыслей, «осознаваемые как таковые». Во-вторых, в границах личного сознания его состояния изменчивы. Этим Джемс хотел подчеркнуть тот факт, что ни одно уже прошедшее состояние не может снова возникнуть и в точности повториться. Когда человек смотрит, слушает, рассуждает или ненавидит, его ум попеременно занят множествами различных объектов мысли. В качестве примера Джемс приводил различные впечатления, получаемые каждым человеком от одного и того же образа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ"
Книги похожие на "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В Яровицкий - 100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ"
Отзывы читателей о книге "100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ", комментарии и мнения людей о произведении.