Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цивилизации долины Нигера"
Описание и краткое содержание "Цивилизации долины Нигера" читать бесплатно онлайн.
Книга представляет собой популярный очерк истории крупнейших средневековых государств Западной Африки — Мали, Ганы и Сонгай, рассматриваются их связи со средиземноморскими культурами, история распространения ислама и торговли золотом. Вековые предания и легенды придают повествованию новизну и свежесть и по-своему заполняют пробелы в строгих исторических исследованиях. Книга охватывает период IX–XVII вв. и основана на богатом фактическом материале.
В то время, когда ши Али укреплял свою власть в Томбукту, его помощник Багана по его приказу пошел войной на Тоско. О сражении неизвестно ничего, кроме того, что Багана потерпел поражение.[93] В 1470 г. ши Али провел рамадан в деревушке эль-Мансури близ Гао и в Кукийе. Очевидно, он не хотел сразу после захвата Томбукту начинать длительный военный поход. Однако на следующий год он повел войска из Гао по направлению к Азаваду, где «царица» Бикун Каби правила государством Санхаджа-нуну. Делафосс помещает это государство между Ньяфунке и Бассикуну. Сообщается, что Багана умер во время этого похода.
Из Азавада ши Али повел свою армию против Насере, правителя народа моей. Это не вполне достоверное сведение, так как, по некоторым хроникам, Насере пришел к власти лишь несколько лет спустя.
После этого в 1471–1472 гг. ши Али как будто вернулся по Нигеру в Лоло. Тут он собрал большое войско, во главе которого поставил денди-фари Афумбу. К руководству войском принадлежали также хи-кой, то есть начальник флота, должность, которую занял Бокар, тонди-фарма, или «губернатор гор», аския Мохаммед, а также его брат Амар (Омар) Комдьаго, почетным званием которого было котало-фарма, то есть губернатор Котало, а также фарен Усман. Предполагается, что это большое войско ши Али послал сражаться против фульбе и моси. В «Тарих ал-Фатташ» рассказывается, что ши Али ненавидел народ фульбе, или фулани, столь сильно, что убивал каждого из этого народа, кто ему попадался. Говорят, что он настолько основательно истребил фульбе, принадлежавших к клану Сангаре, что все уцелевшие могли укрыться в тени одного дерева.
В то самое время, когда войско Афумбы сражалось с моей и фульбе, сам ши Али вернулся в Гао и оттуда немедля в Баркону, где находился моси-кой — правитель моей, и главная его ставка. Ши Али Бер, как говорят, покорил город, полонил его жителей и, в конце концов, убил их «варварским способом». После этого он направил свое войско против деревни Моли, населенной моей. Очевидно, вести о победах ши Али обгоняли его войска, так как жители этой деревни бежали и тем самым спаслись от сонгайского войска. Ши Али вернулся в Гао и собрал новое войско, командующим которого назначил хи-коя Яте. Эту армию он послал против Тенганиама — царя одного маленького княжества моей. Когда Тенганиама был ниспровергнут, войско вернулось в Гао, после чего ши Али повел его в Кикере, где он низверг мундио Кунти.
Затем, все в том же 1472 г., ши Али послал Афумбу во главе войска, с тем чтобы уничтожить клан Вейдан, живший в городе На Нума, — его члены принадлежали, очевидно, к народу фульбе. Оттуда Афумба по приказу своего повелителя пошел в Денди, где ему предстояло уладить кое-какие мелкие дела, а мундио-уанкой[94] повел тем временем войско назад в главную ставку ши Али.
Рамадан ши Али провел в Дасса, откуда он после праздников пошел к Дженне. Уанкой ждал его там с войском. Полагают, что ши Али с самого начала намеревался завоевать Дженне. По данным устной традиции, правители Мали 99 раз пытались захватить этот окруженный разливами реки город, но всякий раз безуспешно. Для такого воителя, как ши Али, уже одно это было вызовом, не говоря о стратегическом положении и богатстве города.
О завоевании Дженне арабские хронисты сообщают противоречивые сведения. По «Тарих эс-Судан», ши Али осаждал Дженне семь лет семь месяцев и семь дней. По другой версии, осада длилась четыре года, а по третьей — лишь полтора года. Но если считать поход, совершенный ши Али в 1466–1467 гг. в расположенный близ Дженне Куте, началом осады, то семь лет оказываются довольно точной цифрой, поскольку считается, что город сдался в конце 1474 г.
Правда, осада не велась активно в течение всего этого времени, хотя возможно, что ши Али оставил часть войск близ Дженне, чтобы держать город в постоянной тревоге, и прежде всего мешать его связям с внешним миром. Известно, что в 1471–1472 гг. государь сонгаев снова побывал в окрестностях Дженне, но в то время город ему еще не сдался. По рассказу «Тарих ал-Фатташ», осада Дженне длилась всего полгода, что, видимо, относится к третьей и последней стадии его осады ши Али, как то действительно и было.
Захват Дженне имел такой же характер, как и завоевание Томбукту и дает наряду с картиной военных обычаев и морали того времени дополнительные черты к характеристике ши Али.
В ходе сражения за Дженне ши Али решил вступить в переговоры с одним из вассалов правителя Дженне. В Хитайе он узнал ответ курана,[95] который, услышав о намерениях сонгайского царя, воскликнул: «Позор мне! Приходит некий султан из своей земли, чтобы сражаться с нашим господином, проходит мимо нас — и мы не отразили его!» Куран напал на лагерь ши Али ночью, совершенно неожиданно. Битва, в которой основным оружием были лук и стрелы, продолжалась до самого утра, когда войско сонгаев, несомненно, большее и лучше организованное, одержало победу. Остатки войска курана, по данным «Тарих ал-Фатташ», бежали в Хаджар, что означает «земля камней», очевидно, из-за скалистой местности между Бандиагарой ч и Хомбори.
Следующего вассального военачальника, носившего почетный титул тункой, ши Али встретил в Куне. Как и курана, он обратил его в бегство. Сонгайскому вождю, прежде чем он подступил к Дженне, пришлось сразиться еще и с третьим военачальником — сорья. Так или иначе, но в конце концов ши Али подошел под прикрытием ночи к Дженне. Однако тамошний султан не устрашился полчищ ши Али и во главе своего войска бесстрашно вступил в битву. На следующую ночь войско Дженне вернулось в город, и султан приказал своим людям возвести вокруг города тата — укрепленную стену. Ши Али со своей стороны применил новую тактику и расположил вокруг города 400 судов, создав такое плотное кольцо блокады, что никто не мог ни проникнуть в город, ни выйти из него. Ши Али рассчитывал, что город сдастся сразу, и пришел в отчаяние, когда этого не произошло.
По данным «Тарих эс-Судан», Дженне держался потому, что город находился якобы под покровительством четырех «праведных» халифов — Абу Бекра, Омара, Османа и Али, — каждый из которых охранял свою часть города. Но союз между великими халифами и султаном в одну прекрасную ночь был нарушен вследствие того, что некий высокого ранга офицер надругался над горожанкой. После этого события халифы, как рассказывается, покинули город, и, согласно хронике, военное счастье вернулось к ши Али. В другой связи эс-Саади пишет, что причиной победы сонгайского царя было переданное одним офицером из Дженне сведение, что город донельзя изнурен голодом и сдастся, если ши Али сумеет еще некоторое время держать осаду. Возможно, что обе эти версии относятся к одной серии событий. Во всяком случае, ши Али продолжал осаду, и в конце концов город сдался.
Сдача Дженне описывается как самая трогательная история в цепи завоеваний ши Али Бера. По эс-Саади, султан Дженне Конборо посоветовался с военачальниками и другими высшими чинами, и все сошлись на том, что сдача — единственный выход. Султан послал к ши Али посланца для переговоров о мире. Царь сонгаев принял посланного дружелюбно. В церемонии сдачи принимал участие и сам султан Дженне. Он прибыл со старшими военачальниками в лагерь ши Али. Едва он увидел государя сонгаев, как тотчас же сошел с лошади и прошел остаток пути пешком. Ши Али принял его, по свидетельству «Тарих эс-Судан», «сердечно и с большим уважением». Увидев, как молод султан Дженне, ши Али, пожав руку Конборо, прошел с ним на возвышение с возгласом: «Как! И эта столь долгая битва шла против ребенка!» Позже ши Али объяснили, что старый султан Дженне умер во время осады, передав власть сыну. Великодушие ши Али по отношению к султану Дженне проистекало, очевидно, из уважения воина к мужественному врагу. Чтобы закрепить свои позиции в Дженне, ши Али даже заключил брак с молодой матерью султана.
Предполагается, что ши Али прожил в Дженне примерно год. Сначала он поселился в доме дженне-коя, то есть во дворце султана, но через некоторое время переселился в другой дом, так как во дворце его беспокоили змеи и скорпионы.
Если ши Али и повел себя великодушно по отношению к молодому султану Дженне, то с жителями одной завоеванной области он обошелся так, что это не оставили без внимания арабские хронисты. В то время, когда ши Али решил взять Дженне измором, ему доложили, что жители Томбукту, часть которых была родом из Валаты, а часть-из Футути и Тишита, боясь, видимо, преследований ши Али, покидают Томбукту и возвращаются в родные места. Царь немедля послал в Томбукту вестника, который сообщил, что всем верным ши Али гражданам надлежит собраться на следующую ночь на другом берегу Нигера в Хаукии, а тех, кто не подчинится распоряжению, умертвят.
Как повествуется, чтобы придать больше веса своим словам, вестник выхватил меч из ножен и объявил, что меч он получил от царя и потому может казнить всех непокорных. Город сразу начал пустеть. Многие бросали имущество, захватив с собой только еду на вечер и подстилку для сна. Приказ ши Али вселил такой ужас в горожан, что они бросились из города пешком, не тратя времени на седлание лошадей. Часть слабых и больных провела ночь в Алиборо, часть — в Дженте. Остальные стали переправляться на другой берег Нигера, и, как говорит хроника, многим это удалось. Еще до захода солнца Томбукту был пуст. В городе остались только неспособные двигаться, больные и слепые, у которых не было никого, кто помог бы им выбраться из города.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цивилизации долины Нигера"
Книги похожие на "Цивилизации долины Нигера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера"
Отзывы читателей о книге "Цивилизации долины Нигера", комментарии и мнения людей о произведении.