Александр Арефьев - Пирамиды гипотез, гробницы фактов?
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пирамиды гипотез, гробницы фактов?"
Описание и краткое содержание "Пирамиды гипотез, гробницы фактов?" читать бесплатно онлайн.
Александр Арефьев
Пирамиды гипотез, гробницы фактов?
«Египетские пирамиды несравненно крупнее самых больших европейских каменных могил. Это — целые горы, сложенные из огромных тесаных камней. В пирамиде окон нет, узкий и темный проход ведет в темный зал, где стояло каменное изваяние царя; под ним помещается подземный склеп, где похоронен умерший. Большие пирамиды сохранились до нашего времени; они находятся недалеко от Мемфиса, на левом берегу Нила. Самую большую выстроил царь Хеопс, за 3000 лет до Рождества Христова, она — в 70 сажен высоты и состоит почти из 2,5 миллионов крупных камней; рядом с нею почти такой же величины пирамида Хефрена; недалеко от них высеченный из скалы громадный сфинкс (туловище льва с человеческой головой)», — так просто и бесхитростно поведал читателям о египетских пирамидах один из первых советских учебников по древней истории профессора Р. Виппера в 1923 году. Поведал спокойно, поземному, без всяких чудес. Хотя чудес вокруг пирамид находили, находят и найдут, думается, с избытком. О пирамидах и пойдет речь в нашем небольшом повествовании.
Пирамиды уже сами были чудом. Еще в древности их причислили к семи чудесам света, куда входили знаменитые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, гробница царя Мавсола (мавзолей) в Галикарнасе (столица Карийского царства), статуя Гелиоса на острове Родос (колосс Родосский), и, наконец огромный маяк в Александрии. У разных авторов списки «семи чудес» менялись, но египетские пирамиды присутствовали неизменно.
Пирамид в Египте много, но к чуду причислялись лишь «Великие пирамиды», высящиеся над пустыней в Гизе, теперь — пригороде Каира. Это пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (Хеопса — по-гречески), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина), высота их соответственно 146,6 м, 143,5 м и 62 м.
Хуфу — сын фараона Снофру, Хефрен — сын Хуфу. Был у Хуфу и другой сын, Джедефра, но его пирамиду целиком разобрали на строительный камень. Третья великая пирамида осталась незаконченной и достраивалась уже сыном Микерина, Шепсескафом, и не из камня, а из кирпича. Постройки датируются: пирамида Хеопса — окало 2525 года до нашей эры, Хефрена — около 2500 года до нашей эры, Микерина — около 2475 года до нашей эры. Вокруг пирамид разбросаны остатки культовых строений, поминальные храмы, мастабы, остатки рабочих поселков. В отдалении лежит гигантский сфинкс, которого относят к постройке времен Хефрена.
Пирамиды когда-то были облицованы отполированными плитами известняка, но впоследствии почти целиком были ободраны — в XVI веке, например, этими плитами украсили медресе султана Хасана. Остатки облицовки есть на вершине пирамиды Хефрена. Предположительно вершинная часть пирамиды поверх облицовки была покрыта листами позолоченной меди и ярко сияла на рассвете. Сохранившаяся пирамида царицы Уэбтен имеет следы позолоты на верхушке. На каждой грани, у вершины, видимо было и изображение гигантского глаза, подобно тому, как в христианских храмах изображалось «всевидящее око», в треугольнике, с расходящимися лучами.
ЧЕСТНЫЕ ЧУДЕСА
«Затем они по темному коридору подошли к другому проходу, за коим зияла черная яма. Из нее тянуло холодом, а вокруг шныряли огромные летучие мыши, похожие на черных орлов. Одного человека послали на разведку; он привязал к поясу длинный канат, чтобы в случае необходимости его могли вытащить наверх. Но только он сделал несколько шагов вперед, как проход сомкнулся и стиснул его объятием смерти. Раздался ужасный крик, выгнавший всех остальных из пирамиды; некоторые от страха умерли.
Когда оставшиеся в живых начали обсуждать случившееся и решать, что им теперь делать, их пропавший друг неожиданно появился перед ними и заговорил на неведомом языке».
Вот и первое чудо: «неведомый язык», который, впрочем, явно заплетался от пережитого испуга. А рассказал эту историю араб Мутерди в книге «Египет», переведенной на французский язык в XVII веке арабистом Ватье.
О других чудесах поведал, например, аль-Масуди в книге «Промывальни золота и россыпи драгоценных камней»: «Властитель назначил к каждой пирамиде по одному стражу». Стражем восточной пирамиды была статуя, высеченная из гранита, с оружием, напоминающим копье; на лбу ее был укрыт змей, готовый накинуться на всякого, кто приблизится, обвить его шею, задушить, а затем вернуться в свое прибежище. Страж западной пирамиды был из черного и белого оникса; он сидел на троне, вооруженный копьем, и метал искры из глаз; стоило комунибудь появиться у входа, как сразу раздавался глухой звук и пришелец умирал.
Цветной пирамиде (Микерина — А. А.) он определил в сторожи статую на постаменте, у которой была такая сила, что она могла сбить с ног и умертвить любого человека.
Судя по описанию аль-Масуди, по окончании строительства «властитель» отдал пирамиды в распоряжение живых духов и повелел, чтобы им приносились жертвы. «Духа северной пирамиды видели в обличье безбородого юноши с длинными зубами и пожелтевшей кожей…
Дух цветной пирамиды — старец, который бродит вокруг нее, размахивая огнем в сосуде, подобно кадильнице из христианского храма; таким его увидели».
Подобные «охотничьи рассказы» интересны, однако, только этнографам. Современным искателям чудес нужно другое, им нужна «информация». Абд-аль-Лятиф в своем «Повествовании о Египте» писал: «Пирамиды построены из огромных камней… Камни покрыты древними письменами, которые ныне уже никто не может прочесть. Во всем Египте я не встретил никого, кто бы сказал, что умеет читать это письмо или знает такого человека. Надписей тут великое множество, и если бы у кого-нибудь возникло желание переписать только те из них, что видны на поверхности этих двух (больших — А. А.) пирамид, он заполнил бы ими свыше десяти тысяч страниц». Нечто похожее сообщалось в книге Вазиф-шаха:
«На пирамидах везде, где только имелось место — на полу, на потолках, на стенах, — были изложены науки, известные египтянам, нарисованы звезды, написаны не только названия лекарств, но и их полезные и вредные свойства, сведения о талисманах, математике, архитектуре…» Ныне, однако, в Великих пирамидах нет никаких текстов и изображений.
Да, видимо, и не было. Однако идея о некоем «каменном архиве», о вечном «кладезе премудрости», воплощенном в пирамидах, начала захватывать умы все более и более. Про пирамиды стали забывать, что они — всего лишь гробницы. В их величественных размерах стали видеть нечто космическое, сверхчеловеческое, сверхъестественное.
ПИРАМИДЫ И ЕВРОПЕЙЦЫ
Несмотря на относительную «близость» (достаточно было переплыть Средиземное море), в Европе знания о древнеегипетских памятниках не отличались большой широтой. Рассмотрим кратко некоторые этапы познания Древнего Египта.
XIII век — в Венеции, в соборе Святого Марка пирамиды изображены как библейские «житницы Иосифа», то есть попросту — зернохранилища. 1663 год Пьер Белон (Сорбоннский университет, Париж) описал три пирамиды в Гизе.
1638 год — Джон Гриве (Оксфордский университет) измерил все три пирамиды в Гизе. Гриве доказывал, что пирамиды построили египтяне, а не евреи, как считалось ранее. Пирамиды «построены из камня», указывал он, а значит, в Библии неверно сказано, что евреи во время пленения египетского «месили и обжигали кирпич». Любопытно, что, в целом рассуждая правильно, Гриве ошибался: пирамида Микерина, как уже говорилось, достраивалась из кирпичей, да и пирамида Хеопса, согласно последним исследованиям Д. Давидовица, во многом построена из блоков, отлитых из известкового «бетона». 1787 год — Бенуа де Майе и Клод Сикар издали ряд работ по Египту.
Вышла книга Франсуа де Вольнея «Путешествие в Сирию и Египет». После длительных мытарств и путешествий возвратился в Европу и опубликовал свою книгу Карстен Нибур — «Описание путешествия по Аравии и другим близлежащим странам по собственным наблюдениям и сведениям, собранным на месте» (1778).
Именно эта книга подтолкнула Наполеона Бонапарта к египетской экспедиции в 1798 году (на флотилии из 328 кораблей!), которая привела в Египет уже настоящих ученых.
1802 год — Виван Денон публикует «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту», книгу, которая переиздавалась сорок раз, была переведена на английский и немецкий языки. «Очарование его рисунков, воскрешавших дух Древнего Египта, породило „египтоманию“, которая захватила все слои общества, — пишет Ж. Веркутте. — Вошли в моду мебель и всевозможные безделушки в египетском стиле». Модой воспользовались некоторые шарлатаны и фокусники, как, например, Джузеппе Бальзаме, более известный как граф Калиостро (1743–1795). Называя себя «Великий копт» и выдавая за бессмертного, он устраивал в салонах высшего общества магические сеансы со всевозможными «египетскими» ритуалами, демонстрируя ясновидение, явление духов и тому подобные, свойственные эпохе, «чудеса». Длительное время ему сопутствовала популярность, и многие легенды о эзотерических познаниях древних египтян тянутся именно от Калиостро.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пирамиды гипотез, гробницы фактов?"
Книги похожие на "Пирамиды гипотез, гробницы фактов?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Арефьев - Пирамиды гипотез, гробницы фактов?"
Отзывы читателей о книге "Пирамиды гипотез, гробницы фактов?", комментарии и мнения людей о произведении.