Владимир Ленин - Материализм и эмпириокритицизм
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Материализм и эмпириокритицизм"
Описание и краткое содержание "Материализм и эмпириокритицизм" читать бесплатно онлайн.
Свою философию Эпикур подразделял на физику, канонику (учение о познании) и этику. Исходный пункт физики — признание материального единства мира, «бытия вещей вне сознания человека и независимо от него» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., том 29, стр. 265). В природе, учил Эпикур, существуют лишь атомы и пустота, в которой они благодаря своему весу движутся сверху вниз. Падая с равной скоростью, атомы отклоняются от прямолинейного движения, сталкиваются, сцепляются друг с другом, давая начало образованию вещей. В своей докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» К. Маркс показывает роль, которую играет отклонение атомов в учении Эпикура, и указывает на связь физики с центральным понятием эпикурейской этики — понятием индивидуальной свободы (см. К.Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений, 1956, стр. 39-46). Эпикур признавал объективность качеств вещей, считал вселенную бесконечной, понимал, что она управляется естественными, а не божественными законами. Он отрицал бессмертие и нематериальность души, считая, что она представляет собой «тончайшее тело, рассеянное по всему организму». Учение о материальности души тесно связано с атеизмом Эпикура, отрицавшим вмешательство богов в дела природы и человека.
В теории познания Эпикур сенсуалист. Он полагал, что от вещей исходят тончайшие образы, которые через органы чувств проникают в душу человека. На основе чувственных восприятий души, в которой память сохраняет лишь общие черты образов, формируются понятия о вещах. Критерием истины Эпикур считал сами чувственные восприятия, а источник заблуждений видел в случайности отдельных ощущений или в поспешном образовании суждений. Эпикур материалистически, хотя и в очень наивной форме, объяснил основные моменты процесса познания.
В основе эпикурейской этики лежит учение о наслаждении, в котором она видит естественную цель всех живых существ; высшим наслаждением для человека Эпикур считал дружбу и знание, благодаря которым достигаются невозмутимость духа («атараксия») и индивидуальная свобода, независимость как от влияний внешнего мира, так и от собственных страстей. Исходя из своей индивидуалистической этики, Эпикур смотрел на общество как на совокупность отдельных индивидов, каждый из которых стремится к наслаждению, а все вместе договариваются не причинять друг другу зла.
Эпикуреизм получил широкое распространение в Древней Греции, его пропагандистом в Древнем Риме был философ-материалист Тит Лукреций Кар. Однако последователи эпикуреизма из высших слоев рабовладельческого общества впоследствии вульгаризировали учение Эпикура, сводя его к проповеди чувственных наслаждений. Христианская церковь нападала на эпикуреизм, отождествляя его с развратом. Эпикуреизм больше других философских учений древности подвергался нападкам со стороны идеалистов, которые извращали учение великого древнегреческого материалиста.
В приводимом Лениным определении сенсуализма Франк правильно считает эпикуреизм его разновидностью, однако он неправомерно отличает эпикуреизм от объективного, материалистического сенсуализма. Конспектируя «Лекции по истории философии» Гегеля, который также не понял и извратил учение Эпикура, Ленин показал, что эпикуреизм является одной из форм древнегреческого материализма (Полн. собр. соч., том 29, стр. 263-271).
117.
Dr. Albert Schwegler. «Geschichte der Philosophie im Umriß», 15-te Aufl., S. 194 (Д-р Альберт Швеглер. «Очерк истории философии», 15 изд., стр. 194. Ред.).
118.
Ср. В.Чернов, назв. соч., стр. 64 и след. Махист г. Чернов всецело стоит на позиции Богданова, не желающего признать себя махистом. Разница та, что Богданов старается замазать свое расхождение с Энгельсом, представить случайностью и т.п., а Чернов чувствует, что речь идет о борьбе и с материализмом и с диалектикой.
119.
См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 86, 87-88.
120.
См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, 2 изд., г. 20, стр. 92.
121.
См. письмо К.Маркса Л.Кугельману от 5 декабря 1868 года (К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 32, стр. 482).
122.
В.И.Ленин имеет в виду работы К.Маркса «Тезисы о Фейербахе» (1845) и Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888) и «Введение к английскому изданию» (1892) работы «Развитие социализма от утопии к науке» (см. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 1-4; т. 21 стр. 269-317; т. 22, стр. 294-320).
123.
См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 1-2; т. 21, стр. 283-284; т. 22, стр. 304.
124.
«Мелкие философские работы», стр. 55. Ред.
125.
G.Е.Shulze. «Aenesidemus Oder über die Fundamente der von dem Prof. Reinhold in Jena gelieferten Elementarphilosophie», 1792, S. 253 (Г.Э.Шульце. «Энезидем, или об основах элементарной философии, преподнесенной проф. Рейнгольдом из Иены», 1792, стр. 253. Ред.).
126.
«Bemerkungen zum Begriff des Gegenstandes der Psychologie», S. 2 («Замечания о предмете психологии», стр. 2). Ред.
127.
«Грамматика науки», 1900, 2 изд., стр. 249. Ред.
128.
«Введение в философию чистого опыта», т. II, стр. 329. Ред.
129.
«Систематическая Философия», Лейпциг, 1907, стр. 102. Ред.
130.
«Философские Исследования», т. XIII, стр. 92-93. Ред.
131.
«Неосхоластическое Обозрение», 1907, февраль, стр. 61. Ред.
132.
«Мысль», т. XV, стр. 29. Ред.
133.
«Sonnenklarer Bericht an das größere Publikum über das eigentliche Wesen der neuesten Philosophic», S. 12 («Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии», стр. 12). Ред.
134.
«Der kritische Idealismus und die reine Logik», S. 222 («Критический идеализм и чистая логика», стр. 222). Ред.
135.
В Англии давно уже упражняется таким образом товарищ Бельфорт Бакс, которому недавно французский рецензент его книги «The Roots ot Reality» («Корни реальности». Ред.) сказал не без ядовитости: «опыт — только другое слово вместо сознания», становитесь же открыто идеалистом! («Revue de Philosophie»,[136] 1907, N10, p. 399).
136.
«Revue de Philosophie» («Философское Обозрение») — французский идеалистический журнал; основан Е.Пейобом; выходил в Париже с 1900 по 1939 год.
137.
«Познание и заблуждение», стр. 200. Ред.
138.
«Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophle», Jahrg. 22, 1898. S. 45 («Трехмесячник Научном Философии», 22-й год издания, 1898, стр. 45. Ред.).
139.
Плеханову показалось, может быть, что Карстаньен сказал: «объект познания, независимый от познания», а не «предмет исследования»? Тогда это был бы действительно материализм. Но ни Карстаньен, ни вообще кто бы то ни было, знакомый о эмпириокритицизмом, не сказал и не миг сказать такой вещи.
140.
Сочинения, т. VII, 1903, стр. 518-520. Ред.
141.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 20, 22, 34-35.
142.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 302, 304.
143.
не до опыта, а после опыта. Ред.
144.
Mach, E. «Die Prinzipien der Wärmelehre», 2. Auflage, 1900, S. 432-439 (Мах, Э. «Принципы учения о теплоте», 3 изд., 1900, стр. 432-439). Ред.
145.
ibidem — там же. Ред.
146.
J.Petzoldt. «Das Weltproblem von positivistischem Standpunkte aus», Lpz., 1906, S. 130 (И.Петцольдт. «Проблема мира с позитивистской точки зрения», Лейпциг, 1906, стр. 130. Ред.): «И о эмпирической точки зрения может быть логическое априори; причинность есть логическое априори для опытного (erfahrungsmäßig, данного в опыте) постоянства нашей среды».
147.
Р.Вилли, «Против школьной мудрости», Мюнхен, 1905, стр. 91; ср. стр. 173, 175. Ред.
148.
Henri Poincare. «La Valeur de la Science», Paris, 1905, pp. 7, 9 (Анри Пуанкаре. «Ценность науки», Париж, 1905, стр. 7, 9. Ред.). Есть русский перевод.
149.
«Annalen der Naturphilosophie»[150], VI. В., 1907, SS. 443, 447.
150.
«Annalen der Naturphilosophie» («Анналы Натурфилософии») — журнал позитивистского направления; издавался В.Оствальдом в Лейпциге с 1901 по 1921 год. В числе сотрудников журнала были Э.Мах, П.Фолькман и другие.
151.
См. Ф.Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 382-384).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Материализм и эмпириокритицизм"
Книги похожие на "Материализм и эмпириокритицизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Ленин - Материализм и эмпириокритицизм"
Отзывы читателей о книге "Материализм и эмпириокритицизм", комментарии и мнения людей о произведении.