Лев Толстой - Том 18. Избранные письма 1842-1881

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 18. Избранные письма 1842-1881"
Описание и краткое содержание "Том 18. Избранные письма 1842-1881" читать бесплатно онлайн.
В 18 том включены избранные письма Толстого за 1842-1881 гг. — к родным, друзьям, писателям, общественным деятелям.
1771
Предисловие Страхова к книге Шопенгауэра «Мир как воля и представление», перевод А. А. Фета. СПб., 1881. Здесь Страхов утверждал, что труд Шопенгауэра полезен в борьбе с «розовыми мечтаниями», что он на жизнь смотрит «с одним лишь гневом и презрением», в то время как следует смотреть «с любовью и участием».
1772
Сочинение Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания» Страхов в своем предисловии расценивал как одну из его значительных философских работ, важных для понимания его системы.
1773
«Соединение и перевод четырех Евангелий».
1774
Письмо от 3 февраля с описанием переживаний и мыслей, вызванных смертью Достоевского (ПС, № 151).
1775
Страхов готовил речь, посвященную памяти Достоевского, которую он должен был произнести в Славянском благотворительном обществе, и просил у Толстого разрешения процитировать его письмо с отзывом о «Записках из Мертвого дома» (см. № 375).
1776
Письмо С. А. Толстой неизвестно. В нем содержалось приглашение Страхову приехать в Ясную Поляну 18 февраля, в день именин Толстого. Это приглашение было им принято.
1777
Страхов предлагал выписать из Публичной библиотеки сочинения Филона, которые просил Толстой (см. письмо 376).
1778
Алексеев.
1779
Настоящее письмо представляет черновик письма, отправленного Александру III, текст которого неизвестен.
1780
Письмо было написано в те дни, когда шел судебный процесс над участниками террористического акта против Александра II А. И. Желябовым, Софьей Перовской, Н. И. Рысаковым, Г. М. Гельфман и другими и ожидался смертный приговор над ними.
1781
Пропуск в рукописи.
1782
Письмо было переслано Страхову для передачи его по назначению (см. письмо 380).
1783
См. письмо 378 и примеч. 2 к нему.
1784
Письмо было вручено Страховым Победоносцеву, который отказался передать его царю. Узнав о том, что это письмо дошло до царя (см. примеч. 3 к письму 380), Победоносцев опасался его влияния на Александра III. В письме от 30 марта к царю он от имени «всего русского народа» требовал возмездия: «Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осужденных преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить вашему величеству извращенные мысли и убедить вас к помилованию преступников» («К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки», т. 1. Госиздат, 1923, с. 47–48).
Толстому Победоносцев 15 июня писал: «…прочитав письмо Ваше, я увидел, что Ваша вера одна, а моя и церковная другая, и что наш Христос — не Ваш Христос. Своего я знаю мужем силы и истины, исцеляющим расслабленных, а в Вашем показались мне черты расслабленного, который сам требует исцеления. Вот почему я по своей вере не мог исполнить Ваше поручение» (П. И. Бирюков. Биография Л. Н. Толстого, т. II. ГИЗ, 1923, с. 176–177).
1785
См. письмо 378.
1786
Письмо к Победоносцеву (см. письмо 379).
1787
После того как Победоносцев отказался вручить письмо царю, Страхов через профессора истории К. Н. Бестужева-Рюмина передал его великому князю Сергею Александровичу, который и вручил письмо царю. Александр III Толстому не ответил. По словам С. А. Толстой, царь «велел сказать графу Льву Николаевичу Толстому, что, если б покушение было на него самого, он мог бы помиловать, но убийц отца он не имеет права простить» (С. А. Толстая. Моя жизнь. — «Новый мир», 1978, № 8, с. 56).
1788
К этому письму С. А. Толстой была сделана приписка с просьбой к Страхову спросить «мнение Победоносцева, не может ли это письмо (то есть письмо Александру III. — С. Р.) вызвать в государе какие-нибудь неприятные чувства или недоброжелательство к Льву Николаевичу. В таком случае, — просила она, — ради бога, не допускайте письмо до государя» (т. 63, с. 60).
1789
Речь идет о цикле «Письма о нигилизме» («Русь», 1881, № 23 —первое письмо, № 24 —второе). В первых двух письмах Страхов подверг резкой критике революционеров-народников. См. письмо 382 и примеч. 1 к нему.
1790
В двух последних «Письмах о нигилизме» («Русь». № 25 и 27) Страхов критиковал политику правящих классов и нравственное состояние современного общества и признал, что «нигилисты — страдальцы», что они «берут на себя роль заботы о мужике и земле». См. письма 381 и 383.
1791
Полемическое замечание Толстого относится к двум последним выступлениям Аксакова. Его статья «Две реальные исторические силы: царь и народ» («Русь», 1881, 14 марта) и речь на панихиде по Александру II (там же, 28 марта) отличались крайним монархизмом, апологией русского самодержавия.
1792
Ответ Страхова на письмо Толстого от 26 (?) мая (см. № 382) неизвестен.
1793
События из современной Толстому уголовной хроники.
1794
В. А. Осинский, революционер-народник, казненный 14 мая 1879 г. за участие в народническом движении.
1795
Письмо не было отправлено, очевидно, из-за полемического его содержания.
1796
10 июня Толстой вместе со своим слугой С. П. Арбузовым и учителем Яснополянской школы Д. Ф. Виноградовым отправился пешком в Оптину пустынь. В г. Крапивна они останавливались на ночлег.
1797
Тургенев 6 июня приезжал в Ясную Поляну.
1798
Имеется в виду ссора 1861 года и последовавший за ней 17-летний перерыв в отношениях.
1799
Путешествие в Оптину пустынь (см. письмо 384).
1800
Толстой осуществил свое намерение: 9 и 10 июля провел у Тургенева в Спасском.
1801
Полонским.
1802
Письмо неизвестно.
1803
В Канзасе (США) находилась коммуна, организованная русскими эмигрантами, членом которой был В. И. Алексеев.
1804
Н. Ф. Федоров, своеобразный мыслитель, создатель утопической философской системы, согласно которой путь к превращению «небратской» жизни в «братскую» — в объединении человечества «общим делом» «воскрешения» предков, «отцов», уничтожения смерти. Толстой познакомился с ним в 1878 г. Федоров бывал у Толстого, виделись они и в библиотеке, где служил Федоров. В 1892 г. между ними из-за идейных разногласий произошел разрыв. Толстому импонировала личность Федорова, его аскетизм, отказ от всех мирских благ, но он не принимал патриархально-консервативной утопии Федорова, его монархизма, равнодушия к жгучим общественным проблемам, а также религиозно-мистический характер его учения. Федоров находился в оппозиции к социально-обличительным идеям Толстого и в своих трудах подвергал их резкой и по существу несостоятельной критике.
1805
С. Г. Нечаев — организатор террористического общества «Народная расправа».
1806
Философ В. С. Соловьев.
1807
В. К. Сютаев — крестьянин, проповедовавший самобытное религиозное оппозиционное учение, к которому Толстой относился сочувственно. Толстой посетил Сютаева, жившего в деревне Шевелино Тверской губ., в конце сентября 1881 г.
1808
«Краткое изложение Евангелия» (вышло в Женеве в 1890 г.).
1809
Толстой писал рассказ «Чем люди живы». См. письмо 388.
1810
Письмо от 19 октября (ПС, № 166).
1811
«Чем люди живы» (опубл. — «Детский отдых», 1881, № 12).
1812
Алексей.
1813
Речь идет о начале главы XI рассказа «Чем люди живы», которое Толстым в корректуре пять раз исправлялось, Толстой больше не правил текст.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 18. Избранные письма 1842-1881"
Книги похожие на "Том 18. Избранные письма 1842-1881" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Толстой - Том 18. Избранные письма 1842-1881"
Отзывы читателей о книге "Том 18. Избранные письма 1842-1881", комментарии и мнения людей о произведении.