Николай Лесков - Том 6

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 6"
Описание и краткое содержание "Том 6" читать бесплатно онлайн.
Великий русский писатель Н. С. Лесков стремился в своем творчестве постигнуть жизнь разных классов, социальных групп, сословий России, создать многокрасочный, сложный, во многом еще не изученный образ всей страны в один из самых трудных периодов ее существования.
В шестой том вошли произведения: "Железная воля", "Владычный суд", "Бесстыдник", "Некрещеный поп", "Однодум", "Шерамур", "Чертогон" и др.
280
Наум Прокофьев — это лицо установить не удалось. Оно неизвестно работникам краеведческого и литературного музеев г. Орла, нет его и в обширной картотеке А. Н. Лескова.
281
Жохать — по-видимому, зажимать. В словарях (в том числе и областных), это слово отсутствует.
282
Безоар-камень — животный камень (из желудка козы, ламы и пр.), употреблявшийся в народной медицине.
283
Никодим (ум. в 1839 г.) — епископ в Орле в 1828–1839 годах.
284
…желая иметь еще одну кавалерию…— то есть еще один орден (кавалер ордена).
285
Аполлос (Байбаков, 1745–1801) — епископ в Орле в 1788–1798 годах.
286
Юрьева роса — роса, выпавшая на Юрьев день (23 апреля ст. ст.).
287
Иеремия пророк — 1 мая.
288
Борисов день — 2 мая.
289
Святая Мавра — 3 мая.
290
Зосима — 4, 8 или 19 июня.
291
День Ивана Богословца — 8 мая.
292
Никола — 9 мая.
293
Симон Зилот — 10 мая.
294
…с Ивана до полу-Петра…— с 8 мая до 30 июня.
295
Св. Федор Колодезник — 8 июня.
296
Староверы — старообрядцы, отделившиеся от православия в XVII и половине XVIII века.
297
Федосеевцы — так называемый беспоповщинский толк старообрядцев, проповедовавший безбрачие.
298
«Пилипоны» (филипповцы) — старообрядческая секта, считавшая самоубийство средством соблюсти веру.
299
Перекрещеванцы (или анабаптисты) — секта, восходящая к XVI веку. По ее учению святость крещения требует, чтобы к нему относились сознательно. Поэтому обряд крещения повторялся над взрослыми.
300
Хлысты — раскольничья секта, составлявшая особые группы («корабли»), во главе с «пророками», «богородицами» и т, д. Они отвергали священство, церковь и таинства и верили в возможность каждому человеку стать в итоге аскетической жизни Христом. На своих собраниях («радениях») толковали библию и пением, сопровождавшимся прыжками, доводили себя до экстаза — это принималось ими за пророческое настроение.
301
«Люди божий» — бродяги.
302
Зодия — каждый из двенадцати разделов солнечного пояса — зодиака.
303
К. Д. Краевич (1833–1892) — известный физик, ученый и педагог, автор широко распространенных в свое время учебников.
304
…«не признавал седьмин Данила пророченными на русское царство…— В библейской Книге пророка Даниила содержатся пророчества о Мессии, явление которого ожидалось по прошествии седмин (70 X 7 лет); Антон-астроном не признавал эти пророчества касающимися России.
305
Плезирная трубка — здесь в значении: наблюдательная (подзорная) труба.
306
Поппе, точнее А. Поп (Pope): (1688–1744) — знаменитый английский поэт. Его дидактическая поэма — «Опыт о человеке» была переведена на русский язык еще в XVIII веке и выдержала ряд изданий.
307
Стогны (древнеслав.) — площади.
308
…при открытии мощей нового угодника…— по-видимому, Лесков описывает канонизацию мощей воронежского епископа и духовного писателя Тихона Задонского (Соколова, 1724–1783), произведенную 13 августа 1861 года с большим шумом и длительными торжествами. Указываемое в рассказе направление Орел — Ливны — Елец ведет как раз к Задонску, находящемуся приблизительно в 50 км. от Ельца. Во всяком случае после 1861 и до 1896 года никаких других канонизаций мощей не происходило. См. Е. Голубинский. История канонизации святых в русской церкви, Сергиев-Посад, 1894, стр. 134–137.
309
…пятьдесят две копейки (то есть пятиалтынный)…и т. д. — счет на ассигнации, и в скобках — на серебро.
310
Девясил — растение, используемое в народной медицине для лечения грудных болезней.
311
Пиония — трава марьин корень.
312
Надхождение стени (древнеслав.) — наступление боли (стенаний).
313
Майран (майоран) — дикий, так называемый конский чеснок.
314
Силоамская купель — водоем в юго-восточной части Иерусалима с солоновато-сладкой водой. С ним связан евангельский рассказ об исцелении больных.
315
Нивари и рыбари — земледельцы и рыбаки.
316
Пах — сильный запах, духота.
317
Пихтерь — большая высокая корзинка, плетенка с раструбом.
318
Хрептуг — мешок, подвешиваемый к оглоблям для корма лошадей.
319
Бойло — побои.
320
…дело о подделке мощей из бараньих костей…— Некоторые подробности этого дела Лесков рассказал в «Заметке» («Русская жизнь», 1894, 28 марта, № 83). Перепечатано в издании: Н. С. Лесков, Избранные сочинения. Редакция текста и комментарий Б. М. Эйхенбаума, М. — Л., «Academia», 1931, стр. 737–739, и более подробно в неопубликованной при жизни статье Лескова: «Где добывают поддельные мощи» («Красная нива», 1930, № 17, стр. 19).
321
«Болячки афедроновы» — по-видимому, геморрой.
322
Пупавки — растение (желтушки или ромашки).
323
Жертовки — пожертвования.
324
Архитриклин (греч.) — хозяин.
325
Рассказывали, что он (Голован) упал в какую-то яму, которой не видно было под пеплом, и «сварился». — Как указано в книге В. Гебель (Н. С. Лесков. В творческой лаборатории. М., «Советский писатель», 1945, стр. 89), «современники Лескова усмотрели здесь «дисгармонию между духовной красотой героя и отвратительной картиной его смерти» и ставили это обстоятельство в вину писателю. Но по воспоминаниям его сына (А. Н. Лескова), подобный конец был почерпнут из эпизода, случившегося с приятелем писателя, чему лично Лесков был свидетелем».
326
…но уже обозначались нетерпеливцы и выжидатели. — Лесков имеет в виду радикалов и либералов.
327
Эмансипации хотел только такой, как в Остзейском крае. — Лесков имеет в виду безземельное освобождение крестьян в Прибалтийских губерниях в 1817–1819 годах.
328
Буерак — сухой овраг, водомоина.
329
Сердовые — средних лет; белый — старик.
330
…бороться с видениями, терзавшими св. Антония. — По преданию, св. Антоний (III в. н. э.), терзаемый страшными видениями, долгие годы вел борьбу против плотских искушений. История его искушений много столетий служила темой для художников и писателей (например, Д. Теньера, Флобера и др.).
331
Нет ни одного государства…и т. д. — Эпиграф с существенными неточностями взят Лесковым из книги: «Народная гордость», пер. с франц., М., изд. Типографической компании, 1788. Лесков точно воспроизвел начало эпиграфа из текста, находящегося на стр. 6 назв. книги: «Нет ни одного государства, в котором бы не находились превосходные мужи во всяком роде». Остальная часть цитаты восходит к стр. 3 (с большими неточностями). В подлиннике: «Всякий человек почитает себя почему-нибудь выше других и смотрит с гордым сожалением на все, вне его находящееся». Автор книги — прогрессивный философ и врач Иоанн-Георг Циммерман (1728–1795). Русский перевод книги за свободомыслие был запрещен, и издание вызвало для издателя — Н. И. Новикова и его друзей — ряд неприятностей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 6"
Книги похожие на "Том 6" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Лесков - Том 6"
Отзывы читателей о книге "Том 6", комментарии и мнения людей о произведении.