Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
Все это будет сделать нелегко и главное не «техника», а отношение Заказчика к этим вопросам. Он ко всему этому настроен очень прохладно, если не сказать больше. Следовательно, вся работа может превратиться в «мартышкин труд». Тем более, что способствовать этому еще будет громадная работа по доработке и подготовке производства для серийного выпуска изд. «219».
Фон для работы в 1973 и 1974гг. получается крайне мрачным и рассчитывать на какой-то «расцвет» нашего КБ очень трудно, так как для этого нет хорошей основы.
Для того чтобы сделать работу КБ и завода предметней в 1973 .. 74 гг., надо главным направлением нашей деятельности выбрать изд. «9А». Выбрать работы, которые бы заметно опережали ТТХ изделий «172» и «219». В первую очередь это: повышение защиты и маневренности, снижение общего веса, установка зенитной пушки калибра до 30 мм, увеличение ресурса машины, снижение времени и затрат на обслуживание, устранение всех основных недостатков, увеличение запаса возимого боекомплекта, установка системы «Кадр», широкое применение алюминия, реализация многотопливности двигателя 5ТДФ.
5.01.73.
Совещание у т. Соича. Присутствовали: Соколов, секретарь Харьковского обкома КПУ, Свердлов, Роденко, Лычагин, Шухов, Голинец, Маляров, Иванников, Косенко. Обсуждался вопрос развития завода. Докладывал я. Говорил очень откровенно, никто не перебивал. Слушали очень внимательно.
Голинец осветил работу двигателей с увеличенным до 700 моточасов ресурсом. Обещает все дефекты устранить и дать двигатели 5ТДФ мощностью 850..900 л.с.
Соич поддержал меня о неравенстве требований к нам и Тагилу. ЧТД на изд. «9А» не утверждаются.
Соколов И.З.:
– По разговорам с Устиновым, Гречко и другими, у меня сложилось впечатление о непригодности изд. «9А». Машина лучше, чем зарубежные образцы. Мы рассуждаем субъективно. Военные очень привыкли к старой технике (Т-55, Т-62). Это надо учитывать и принимать во внимание. Вся история говорит о том, что так было и раньше. Мнения против машины «9А» нет ни у кого, но мы должны принимать правильные решения по улучшению машины. Надо «не опускать руки» и «не принимать все близко к сердцу». Лучше провалите сроки, но не качество своей работы.
Я переговорю с Гречко и Зверевым, но вы внимательно отнеситесь к качеству своей работы. Испытания 7-ми машин сильно испортили общее впечатление о танке. Надо меньше делать изменений и продолжать драться за свои идеи. Поддерживаю разработку более мощного двигателя на 900 л.с.
Лычагин доложил о развитии производства. Соич его дополнил. Затем посмотрели цех 190, обошли все его участки.
6.01.73.
Умер Шнейдеров Владимир Адольфович, заслуженный режиссер РСФСР, ведущий телепрограммы «Клуб кинопутешествий».
7.01.73.
Умер Ковтун П.П. Рак желудка. Похороны состоятся 9.01.73 г.
9.01.73.
Как и ожидали, с начала года военные остановили приемку по двигателю и машине, набрали кучу вопросов. Очевидно, получили «установку свыше». Сборочный цех завода 130 «стоит». Сегодня Соич собрал представителей военной приемки и конструкторов для рассмотрения предъявляемых требований.
19.01.73.
Ларину Александру Тихоновичу, директору ВНИИСтали исполняется 60 лет. Он предложил новую броню для корпуса Т-74. Ожидают экономию до 400 кг.
11.01.73.
Совещание в ХКБМ. Проводил Соич. Выступали: Исаев по системе «Кобра» для установочной партии, Баисов по изделию «439», Царев осветил результаты марша черкасского полка, Дорошенко по опорным каткам, Телешев по фланцу КПП, Словиковский по проработкам «Утеса» с изд. «9АМ», Ковалюх доложил результаты по установке «Стрелы-3», сравнил «Утес» ЛКЗ и наш.
12.01.73.
Совещание в ХКБМ с участием начальников отделов КБ, цеха 190 и служб завода. «Информация т. Лычагина о поездке в воинскую часть т. Прейсмана и участии завода в предстоящих учениях».
Сегодня в 18 часов Поляков Борис Николаевич, после посещения врача лег в больницу для удаления «защемленной» грыжи.
План НИР и ОКР ХКБМ на 1973 г.: объем работ 7300 тыс. рублей, численный состав 1215 человек, фонд зарплаты 2342 тыс. рублей.
15.01.73.
Продолжение совещания в ХКБМ с Соичем. Рассматривались вопросы уплотнения в/о по крышке, буксировка машины, разрушение сепаратора подшипника сателлитов КП, щелочные аккумуляторы и их зарядка на оборотах двигателя 1270 об/мин, течь уплотнения люка командира, унификация изд. «9А» и «219», испытания изделия «9А» с двигателем мощностью 900 л.с.
17.01.73.
Развитие танков во всех странах и у нас, к сожалению, идет однобоко, только за счет дальнейшего их осложнения, удорожания и снижения надежности. Этим грешит и наша работа.
26.01.73.
Совещание у т. Воронина для подготовки приезда Министра. Присутствовали: Онищенко, Проскуряков, Пугачев, Сержантов, Макарычева, Поликарпов, Шомин, Морозов, Голинец, Волгушев, Шухов, Маресев, Кучеренко, Попов.
Голинец сделал доклад по доработке двигателя 5ТДФ.
Время 12–10. Совещание у Министра.
Зверев:
– Какой будем делать танк? Надо делать один танк. Я нахожусь в тяжелейшем положении. Ответ должна дать сама машина.
Военные боятся остаться с двигателем 5ТДФ и я боюсь. Мы все время «латаем» двигатели в войсках. Надо ускорять темпы доработки двигателя. Медленно работали и это главная причина наших разногласий с Заказчиком. Условия работы авиации лучше и там ресурс измеряется тысячами часов, а не сотнями как у вас – танкистов. Еще пару лет «проволыним» и Ваш двигатель будет дерьмо.
(Комментарий А.М.) Министр чувствует себя крайне нетвердо и не видит путей выхода в борьбе с Заказчиком. В его краткой речи вырвалось большое беспокойство и тревога. Министр настаивает на увеличении ресурса двигателя.
На 10-ти машинах мероприятия вводить с абсолютной гарантией. Надо торсион проверять на стенде, на напряжение больше, чем 15000 кг/см2 . Министр остался недоволен работой Проскурякова. У Министра нет возражений к плану работ (объем и сроки), но требую ответственности за качество работ. «Морозова, за небрежность в работе, отдам под суд. Он так же в ответе перед ЦК». Я за то, чтобы провести совместные испытания «434» с «172М». Держитесь!!»
Основные моменты доклада Шухова: подготовка к испытаниям и оказание помощи Прейсману. Все надо сделать тщательно и в срок по всем машинам. «Кобру» сдать до 10.02.
Надо выпустить приказ об изготовлении партии «Кобра», не ожидая окончания ех испытаний. На 1973 год дадут 5 комплектов.
26.01.73.
Совещание у т. Воронина. Министр дал свое согласие на совместные испытания. Тагильчане в изд. «172М» разместили 39 снарядов. Они настойчиво ведут испытания своих образцов, уверены в превосходстве своей машины и грозятся нас «провалить».
От Проскурякова к нам приедет рабочая группа для ознакомления с материалами по 10 КН. Числа 15.02 приедет Воронин с группой сотрудников для контроля. Надо проработать формы для испытаний.
Изд. «219» будет принято на вооружение в этом году и наш завод должен сделать две машины. Они должны быть максимально унифицированы, но с разными двигателями 5ТДФ, ГТД и В-46.
29.01.73.
Совещание у Соича. Присутствовали: Лычагин, Голинец, Мирошниченко, Шухов, Морозов и Михалев. Михалев показал изменение качества выпускаемых двигателей по годам.
1969 г – ресурс 200 часов, серия Б, не выдерживали гарантийный ресурс 25,3%.
1970 г – ресурс 250 часов – 10%.
1971 г – ресурс 300 часов – 7,9% .
1972 г – ресурс 500 часов – 0% .
30.01.73.
Дмитриев интересовался возможностью установки пушки калибра 130 мм в башню изд. «434». К этому вопросу проявил большой интерес Гречко в разговоре с Устиновым. Очевидно, Тагил выступил с таким предложением. Подробно проинформировал Дмитриева И.Ф., что Нудельману придется переделывать «Кобру» заново.
31.01.73.
Сегодня, кажется, нашли решение по вопросу управления огнем танка Т-74. Исаев предложил неплохую схему, которая отражает наши технические предложения о 4-х отсеках. Все вопросы решаются просто, стройно и относительно дешево в сочетании с проработкой зенитного комплекса Омельяновича, кажется получится толк. Филимонов горячо поддерживает мое решение о всемерном форсировании этого варианта. Это горячо разделяют Омельянович, Морозов Е.А. и Папков.
Вчера Гречко подписал документы о принятии Т-64А на вооружение. Это важный этап в нашей работе и большой успех, который должен вызвать «потепление» в отношениях к нашему изделию со стороны наших недоброжелателей.
1.02.73.
Как стало мне известно, вчера состоялась встреча Воронина и Павловского о проведении совместных испытаний «172М» и «434». Разговор ни к чему не привел. Протекал остро и Павловский настаивал на испытаниях «172М» в феврале, не ожидая готовности «434». Испытания «172М» собираются проводить на 4000 км на Урале зимой!
7.02.73.
Вчера Женя (Е.А. Морозов) вернулся из Тагила, посмотрел, чем занимается Венедиктов по «172М». Собрали уже 10 машин и оформляют их сдачу ВП. Ожидается приезд Бабаджаняна. Испытания машин планируют в Тагиле, в 4-м квартале 1973 года. Заказчик не заключил договор с Тагилом на поставку армии танка Т-62. Они работают над дальнейшим улучшением «172–2М». Вес машины растет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.