Константин Залесский - Командиры «Лейбштандарта»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Командиры «Лейбштандарта»"
Описание и краткое содержание "Командиры «Лейбштандарта»" читать бесплатно онлайн.
Когда речь заходит о войсках СС первое что приходит в голову – это «Лейбштандарт». Он был самым первым и самым известным. Его история началась задолго до Второй мировой войны: высокие, светловолосые «истинные арийцы» в черной форме стояли в карауле рядом с резиденциями Гитлера, маршировали на парадах. За свою недолгую историю – «Лейбштандарт» был лишь ненамного моложе породившего Третьего рейха – всего за 12 лет, эта часть из небольшого отряда в 117 человек превратилась в одну из самых сильных дивизий германской армии. В книге помещены очерки об командирах «Лейбштандарта» – Зеппе Дитрихе, Теодоре Више, Вильгельме Монке и Отто Куме. Командиры «Гитлерюгенда» представлены Куртом Мейером, ветераном все того же «Лейбштандарта». Завершается книга биографией командира 1-го танкового полка СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» Йохена Пейпера.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей Третьего рейха и Второй мировой войны.
К Рождеству «Лейбштандарт» занял позиции от побережья Азовского моря (на правом фланге), к востоку от Таганрога, где ему и предстояло провести следующие полгода. В первые месяцы 1942 года на этом участке фронта наступило затишье – активные действия здесь немцы не вели. Командование даже не использовало «Лейбштандарт», когда советские войска начали в январе наступление к югу от Харькова. Достаточно длительный период позиционной войны не мог дать возможности Йохену Пейперу проявить себя – ведь в чем он был особенно силен, так это в мобильных, смелых операциях, прорывах и рейдах. Здесь же ему пришлось лишь удерживать обороняемые позиции, при том, что на его участке особой активности противник не проявлял.
В конце мая 1942 года сильно потрепанный в боях «Лейбштандарт» был выведен в резерв в район Мариуполя, куда стали поступать долгожданные пополнения. Судя по всему, Гитлер планировал задействовать восстановивший силы «Лейбштандарт» в планировавшемся в июне новом наступлении. Однако затем его планы изменились, и эсэсовцы Дитриха не были брошены в бой ни когда советские войска в мае пытались наступать южнее Харькова, ни позже, когда началось планируемое наступление войск группы армий «Юг». Вместо этого 11 июля 1942 года эсэсовцы получили приказ отправляться во Францию на пополнение и отдых. Во многом здесь свою роль сыграло убеждение Гитлера, который, оценив политическую ситуацию на советско-германском фронте, пришел к выводу, что союзники СССР, чтобы спасти РККА от неминуемого поражения, просто обязаны будут провести операцию по высадке во Франции. И «Лейбштандарт» должен был стать главным мобильным резервом командования на Западе, на случай высадки союзников. Как бы то ни было, 29 июля Пейпер в рядах «Лейбштандарта» маршировал по центральным улицам Парижа. Парад принимали командующий на Западе генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт и только что назначенный командиром танкового корпуса СС генерал войск СС Пауль Хауссер.
1 сентября 1942 года Йохен в числе других бойцов «Лейбштандарта» был награжден медалью «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/42 годов» (Medaille «Winterschlacht im Osten 1941/42») – это была единственная награда, полученная им за бои в 1941–1942 годах. В общем, стремительной карьеры ничего не предвещало: в рядах «Лейбштандарта» было много храбрых офицеров, и, чтобы выделиться на их фоне, надо было совершить действительно выдающееся. Как оказалось, Пейперу это было по плечу.
В сентябре 1942 года командир 3-го батальона 2-го моторизованного полка СС Август Вильгельм Трабандт ушел на повышение, а гауптштурмфюрер СС Иоахим Пейпер 20 сентября стал его преемником. 3-й батальон занимал особое место в полку: только он имел на вооружении бронетранспортеры и поэтому был значительно сильнее и мобильнее, чем другие батальоны, несмотря на то что по численности личного состава они были одинаковыми. В штатном расписании батальон (в отличие от 1-го и 2-го батальонов) именовался «бронированным» – gepanzert. Его высокая мобильность впоследствии и сыграла главную роль в том, что именно ему стали поручаться задания по стремительным рейдам и прорывам. В середине октября 1942 года «Лейбштандарт» перевели в Нормандию и в операции по оккупации Южной Франции – в ноябре 1942 года – он не участвовал, продолжая получать новую технику и пополнения, постепенно превращаясь в 1-ю моторизованную дивизию СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» (а фактически – в танковую дивизию). Именно в это время танковый батальон был развернут в 1-й танковый полк СС – Пейпера пока это не касалось, но позже он станет командиром именно этого подразделения.
Тем временем стало ясно, что никаких операций союзников во Франции пока не предвидится. А между тем ситуация на советско-германском фронте была близка к критической – в Сталинграде задыхалась одна из лучших немецких полевых армий: 6-я во главе с считавшимся фаворитом Гитлера генерал-полковником Фридрихом Паулюсом.[97] Но оказалось, что операция советских войск подразумевала не просто уничтожение Сталинградской группировки, замыслы советской Ставки были значительно более амбициозные, и в случае их успеха под угрозу уничтожения попадала вся группа армий «Юг», что неизбежно привело бы к краху всего Восточного фронта вермахта. 11 января 1943 года началась переброска «Лейбштандарта» в Россию, в район Харькова, куда он и прибыл 27 января. 30 января 1943 года Йохен был произведен в штурмбаннфюреры СС (что соответствовало его должности командира батальона) – довольно большой перерыв с прошлого присвоения: 2,5 года.
Во время Харьковского сражения (в конце января – феврале 1943 года) 3-й батальон Пейпера имел следующий состав:
штаб;
взвод связи;
11-я (бронированная) рота СС, состоявшая из взвода управления, 3 моторизованных взводов и взвода тяжелого оружия, все – на SdKfz 251 «Ханомаг»;
12-я и 13-я (бронированные) роты СС, аналогичного 11-й роте состава;
14-я рота тяжелого оружия, состоявшая из штабной секции («Ханомаг» и мотоцикл с коляской), взвода 75-мм самоходных орудий «Штуммель» (6 машин), взвода бронетранспортеров (6 машин), взвода SdKfz 251 «Ханомаг» с буксируемыми 37-мм орудиями (4 орудия);
саперный взвод на «Ханомагах»;
противотанковое отделение (вооруженное противотанковыми ружьями);
на время боев в феврале батальону были приданы: взвод самоходных орудий Grille 38 (t), несколько автоматических зенитных орудий на полугусеничном шасси и два штурмовых орудия StuG III.
Средний бронетранспортер SdKfz 251 был разработан фирмой «Ханомаг» в 1937 году. Его основная серийная модель SdKfz 251/1 была рассчитана на экипаж в 12 человек и имела на вооружении два 7,92-мм пулемета MG 34. Его тактико-технические характеристики: боевая масса – 8 тонн; длина – 5,89 метра, ширина – 2,1 метра, высота – 1,75 метра; боекомплект – 2010 патронов; бронирование – 12 миллиметров (лобовая) и 7 миллиметров (борта); двигатель – дизельный мощностью 100 лошадиных сил; максимальная скорость – 50 км/ч; запас хода – 300 километров.
Прибыв на место, «Лейбштандарт» занял 100-километровый фронт юго-западнее Харькова – в районе Чугуева. В ходе советского наступления на стыке «Лейбштандарта» и 320-й пехотной дивизии генерал-майора Георга Постеля последняя оказалась в окружении – между ее позициями и частями «Лейбштандарта» образовалась брешь протяженностью в 65 километров. Получив приказ деблокировать 320-ю дивизию, Зепп Дитрих отдал приказ о создании на основе батальона Пейпера боевой группы. Ей предстояло взять город Змиев и, форсировав реки Мжу и Удай, установить связь с Постелем. Рейд начался в половине четвертого утра 12 февраля, а через полтора часа передовой отряд, застав советских часовых врасплох, без боя захватил мост через Удай в районе Красной Поляны. Еще через час группа подошла к Змиеву, ниже по течению форсировала Северский Донец и захватила железнодорожный мост. Получив сообщение, что части 320-й пехотной дивизии движутся ему навстречу, Пейпер оставил основные силы в Змиеве и выслал вперед несколько патрулей. Встреча передовых частей 320-й дивизии и разведчиков Пейпера произошла в 12.30 13 февраля. Последние части 320-й дивизии подошли к Змиеву днем 14 февраля.
После этого немцы выступили из Змиева в обратный путь. Однако, прибыв к Красной Поляне, Пейпер выяснил, что оставленное им у моста охранение уничтожено советскими войсками, а мост взорван. По наведенному саперами временному мосту удалось переправить только пехоту (а также 1500 раненых, которых удалось вывезти из котла) и легкие автомашины – тяжелую технику он выдержать не мог. В результате техника, во главе с Пейпером, к реке Мже, а затем по ее северному берегу вышла к городу Мерефа, северо-западнее все того же Змиева и вскоре достигла позиций, которые «Лейбштандарт» занимал перед началом операции. При этом Пейперу удалось провести операцию практически без потерь – при возвращении он недосчитался лишь одного «Ханомага». За отличия под Харьковом, и прежде всего за беспрецедентный 8-километровый бросок и «вызволение» дивизии Постеля, Йохен Пейпер 9 марта 1943 года был награжден Рыцарским крестом Железного креста.
Тем временем положение в самом Харькове осложнилось, и 15 февраля командир Танкового корпуса СС Пауль Хауссер, проигнорировав приказ Гитлера превратить Харьков в «крепость, потеря которой отразится на престиже Германии», отдал приказ об эвакуации города. Оставление Харькова немецкими войсками, хотя и полностью обоснованное ввиду сложности сложившейся ситуации, вызвало ярость Гитлера, который потребовал провести контроперацию и вернуть контроль над городом. Но сначала эсэсовцам пришлось стабилизировать ситуацию и разгромить советскую группировку между Донцом и Днепром. «Лейбштандарт» выбил противника из предмостных укреплений на Мже и вступил в Валки. «Лейбштандарт» атаковал высоту, контролировавшую дорогу Беревка – Ефимовка, а 6 марта занял Валуки. 8 марта танки Зеппа Дитриха подошли к предместьям Харькова.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Командиры «Лейбштандарта»"
Книги похожие на "Командиры «Лейбштандарта»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Залесский - Командиры «Лейбштандарта»"
Отзывы читателей о книге "Командиры «Лейбштандарта»", комментарии и мнения людей о произведении.