Александр Кондратов - Погибшие цивилизации
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Погибшие цивилизации"
Описание и краткое содержание "Погибшие цивилизации" читать бесплатно онлайн.
В публикуемой книге А. М. Кондратова «Погибшие цивилизации», охвачен очень широкий материал. Автор освящает ряд новейших открытый и достижений в области истории древних цивилизаций Старого и Нового света. Некоторые из этих цивилизаций открыты совсем недавно. Многие вопросы еще ждут своего разрешения. Большая заслуга автора состоит в том, что он знакомит читателя с этими вопросами.
Основная тема шумерской поэмы, как и «Книги Иова» (написанной десятью или более веками позднее), — проблема человеческих горестей и страданий. И подобно Библии в древней поэме эта проблема решается, а вернее, просто «снимается» утверждением, что у человека есть единственный выход: несмотря ни на что, восхвалять «мудрость божью», стеная и плача в надежде, что наконец-то всемогущий снизойдет к мольбам и благословит страждущего.
Основой для «Эпоса о Гильгамеше» послужил цикл шумерских сказаний, которые были затем объединены вавилонянами в единое произведение, которое и по сей день читается не как «мертвый документ», а как повесть о человеческих радостях и страданиях, о любви и ненависти, надежде и отчаянии.
Как уже говорилось выше, между эпосом Шумера в эпическими произведениями Греции, Индии и Северной Европы наблюдается большое число общих черт, которые трудно объяснить случайным совпадением. Прежде всего сходство в общей направленности произведений. В эпосе воспеваются отдельные личности, судьбы героев, а не судьбы общины или государства. И в индийских, и в греческих, и в древних германских, и скандинавских эпических произведениях, так же как и в шумерском эпосе, наряду с рассказами об исторических событиях содержится большое число фантастических, сказочных элементов: герой наделен сверхчеловеческой силой, боги являются людям и вмешиваются в их дела, персонажи эпоса видят вещие сны и т. д.
Аналогии с шумерской эпикой можно найти в характерных стилистических особенностях «Илиады», «Песни о Нибелунгах», «Ригведы» и других эпических произведений; важную роль в них занимает прямая речь, постоянно и весьма обильно повторяются эпитеты, чересчур подробно описываются незначительные детали.
Что это — общие черты для всех эпических произведений или же следы шумерского влияния? На этот вопрос трудно ответить сейчас, когда мы еще недостаточно изучили эпику различных народов мира и не можем твердо судить, что является «законом жанра», а что заимствованием. Во всяком случае мысль профессора Крамера о том, что, поскольку самые древние героические сказания появились в Шумере, родиной эпической поэзии предположительно было Двуречье, служит основой для дальнейших размышлений и исследований.
Родоначальником жанра басен о животных греки и римляне считали Эзопа, жившего в Малой Азии около 25 веков назад. Однако шумеролог Эдмунд Гордон показал, что многие из «эзоповских басен» были созданы в Двуречье по крайней мере на тысячу лет ранее. Их персонажи: собаки, ослы, волки, быки, львы, козы, лошади и, наконец, лиса, действия которой напоминают сюжет знаменитой эзоповской басни «Лиса и виноград».
У шумеров раньше всех в мире появился жанр погребальных песен. Осенью 1957 г., посетив Москву в качестве гостя Академии наук СССР, Самуэль Крамер обнаружил в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (где собрано около двух тысяч клинописных табличек!) табличку с текстом двух погребальных элегий, перевод которых был в 1960 г. опубликован в Советском Союзе на английском и русском языках.
Наконец, шумерам принадлежит первая письменно зафиксированная легенда о наступлении времени, когда осуществилась мечта о «золотом веке», когда на земле воцарились «мир и согласие, когда не было жалящих змей, не появлялись ядовитые скорпионы. Только быки и ослы бродили по степям, только овцы и козы резвились на лугах, не опасаясь хищников. Они спокойно щипали траву, не нуждаясь в защите пастыря, ибо нигде не встречали ни свирепого льва, ни хищного волка, ни жадной гиены, ни дикой собаки. Все люди говорили на одном языке и жили в мире друг с другом. Не было страха и зависти. Ни один человек не соперничал с другим за власть и богатство. Никто не нападал на соседа и не проливал его крови. Люди имели в изобилии пищу и одежду, достававшиеся им без труда и усилий».
Первые, первые, первые…
Список параллелей и заимствовании можно было бы продолжать очень долго. Но не только легендами, мифами и древнейшей литературой обязано человечество древним людям Двуречья.
Через многие века пронесли народы Азии и Европы воспоминания о «халдейских звездочетах», астрономах Вавилона, чьими учителями были шумеры. Древние греки считали цифру 10 000 очень большим числом, слово «миллион» появилось в европейских языках лишь в прошлом веке. А жители Двуречья умели оперировать цифрами вплоть до 195 955 200 000 000 — это астрономическое число заканчивает математический ряд, приводимый в одном из клинописных документов. Только на четыре десятых секунды ошиблись древние жрецы Месопотамии, вычисляя время обращения Луны вокруг Земли!
Пятьдесят веков тому назад в древнем Двуречье уже существовала благородная профессия врача. Первый в мире дошедший до нас медицинский документ датируется последней четвертью 3-го тысячелетия до н. э. И что поистине примечательно, в древнем тексте совершенно нет магических заклинаний, заговоров, призывов к божествам и демонам с просьбой о помощи в излечении больного. Неизвестный нам медик полагается, очевидно, не на высшие силы, а на знания; для изготовления лекарств он использует продукты минерального, растительного и животного происхождения: поваренную соль, молоко, речной асфальт, горчицу, растительное масло, вино, пихту, иву.
В школьных учебниках по истории самым древним сводом законов названы уже упоминавшиеся «законы Хаммурапи», составленные около 1750 г. до н. э. Не так давно шумерологам удалось обнаружить еще более ранние законодательные документы. Самым древним из них считается ныне свод законов правителя Ур-Намму, царствовавшего около 2050 г. до н. э. Интересно отметить, что шумерское законодательство уже в те отдаленные времена было гуманнее библейского: принцип «око за око, зуб за зуб» им не соблюдался, телесные наказания заменялись денежными штрафами.
«Если человек человеку оружием его отрезал ногу, 10 шекелей серебра он должен заплатить. Если человек человеку оружием кости перебил, 1 мину серебром он должен заплатить», — говорится в этом древнейшем своде законов. Однако древнейшем ли? По мнению шумерологов, в Двуречье существовали и другие, гораздо более древние законодатели, и рано или поздно какой-либо счастливец археолог извлечет из земли еще более ранние законодательные документы.
Не только законы, но и целые юридические дела дошли до нас сквозь толщу веков. Тридцать восемь столетий назад было совершено убийство: трое, сговорившись, умертвили храмового человека, по имени Лу-Ипанн, а затем решили сообщить об этом его жене. Жена, ставшая вдовой, почему-то не стала сообщать властям о совершенном преступлении. Об этом стало известно царю Ур-Нинурте, который дал приказ собранию города Нипиура наказать виновных. Обвинитель потребовал смерти трех убийц и жены, скрывшей преступление. Однако суд решил не наказывать жену погибшего, ибо «разве это она убила своего мужа? Достаточно покарать тех, кто действительно убил».
Как поступил бы в этом случае современный суд? С таким вопросом шумерологи обратились к декану факультета права Пенсильванского университета О. Дж. Робертсу, в течение 15 лет занимавшему пост члена Верховного суда США. Согласно нынешним законам, ответил Роберте, женщина не может быть признана виновной в соучастии. Соучастником после совершения преступления можно считать лишь того, кто не только узнал о преступлении, но также принимал и укрывал преступника или помогал ему каким-либо другим способом. Современные судьи согласились с приговором, вынесенным около четырех тысяч лет назад! Первые законы, литературные произведения. Обо всем этом мы знаем сейчас благодаря дошедшим до нас письменным документам, благодаря кропотливому труду писцов, покрывавших клиновидными значками тысячи и тысячи глиняных табличек. Как и в Египте, профессия писца у шумеров была почетной и трудной. Ему требовалось хранить в памяти сотни знаков, которые могли иметь тысячи значений. По меньшей мере пять тысяч лет назад начали создаваться «учебные пособия» для писцов, а еще через пять веков по всей территории Шумера раскинулась густая сеть древнейших школ для обучения искусству письма: чтобы вести административные, хозяйственные, ритуальные, юридические записи, необходимо было иметь тысячи квалифицированных писцов.
Число имевших хождение документов было очень велико. Поэтому-то уже в те далекие времена началось составление первых библиотечных каталогов, списков произведений, которые имели свою классификацию…
Чрезвычайно высокий уровень шумерской цивилизации снова навел на мысль, а не является ли культура Шумера колыбелью всей человеческой культуры, а сами шумеры — легендарными «учителями учителей»?
Шумер, Америка и Океания
По мнению английского археолога Леонарда Вулли, Шумер раннединастического периода ушел во всех отношениях намного вперед от Египта, который в ту эпоху лишь выбирался из состояния варварства. И когда Египет действительно пробудился в дни правления Менеса, первого фараона Нильской долины, наступление новой эры ознаменовалось для него освоением идей и образцов более древней и высшей цивилизации, достигшей расцвета в низовьях Евфрата. Шумер был прародиной западной культуры, и именно здесь, у шумеров, нужно искать истоки искусства и мировоззрения египтян, вавилонян, ассирийцев, финикийцев, древних евреев и, наконец, даже греков, утверждал Вулли. По мысли ученых, сторонников «панвавилонизма», цивилизация Двуречья, словно яркий факел в первобытной ночи, осветила весь мир и стала первой движущей силой культурного человечества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Погибшие цивилизации"
Книги похожие на "Погибшие цивилизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Кондратов - Погибшие цивилизации"
Отзывы читателей о книге "Погибшие цивилизации", комментарии и мнения людей о произведении.