Николай Лесков - Божедомы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Божедомы"
Описание и краткое содержание "Божедомы" читать бесплатно онлайн.
— Слово горькое, но правдивое, — отвечал Туберозов, взглядывая исподлобья на Термосёсова.
Термосёсов был весь слух и внимание.
— Да, впрочем, и у него нашлись исключения, — продолжал Туганов. — Про ваш город заговорили, он говорит: «там у меня крепко: там у меня есть два попа: один — поп мудрый, другой поп благочестивый».
— Мудрый — это отец Савелий, — отозвался Захария.
— Что такое? — переспросил, не вслушавшись, Туганов.
— Мудрый, что сказали владыко: это отец Савелий.
— Почему же вы уверены, что это непременно отец Савелий?
— Потому что… — начал было Бенефисов и тотчас же сконфузился, потупил голову и замолчал.
— Отец Захария по второму разряду, — отвечал вместо его дьякон Ахилла.
Туберозов укоризненно покачал Ахилле головою.
— Благочестно; — заговорил, смущенно глядя себе в колена, Захария, — они приемлют в том смысле… Не к благочестию, а потому что на меня никогда жалоб никаких не было.
— Да это и на отца Савелия никто не жаловался, — вмешался опять Ахилла.
— Да; да я сам ворчлив, — проговорил, выправляя из-под красной орденской ленты седую бороду, Туберозов.
— Ты беспокойный человек, — отозвался с улыбкою Туганов. — Этого у нас страшно не любят.
— У нас любят: хоть гадко, да гладко.
— Именно: пусть хоть завтра взорвет, только не порть сегодня пищеварения, не порть, не говори про порох. Дураки и канальи — все лучше, а беспокойных боимся.
Говоря это, наблюдавший за Туберозовым Туганов имел в виду, не раздражая его упорным ведением одного анекдотического разговора, потешить его речью более живого содержания и рассчитывал дальше не идти, а тотчас же встать и уехать.
Но это так не случилось. Омнепотенский давно рвался ударить на Савелия и только сторожил удобную минуту, чтобы впутаться и начать свои удары.
Минута эта наконец представилась.
— Да в духовенстве беспокойные — это ведь значит доносчики, — вдруг неожиданно отозвался Омнепотенский. — А религии если пока и терпимы, то с тем, что религиозная совесть должна быть свободна.
Туганов не поостерегся, он не встал сию же минуту и не уехал, а ответил Омнепотенскому.
Это опять было сделано для того, чтобы предупредить вмешательство в этот разговор раздраженного Туберозова: но это вышло неловко.
— В этом вы правы, — согласился с Омнепотенским Туганов. — Свобода совести необходима, и очень жаль, что ее нет еще.
— Церковь несет большие порицания за это, — заметил от себя Туберозов.
— Так чего же вы и на что жалуетесь? — живо обратился к нему давно ожидавший его слова Омнепотенский.
— В сию минуту — ни на что не жалуюсь, а печалюсь, что совесть не свободна…
— Это для всех одинаково.
— Нет: вам, например, удобнее мне плевать в мою кашу, чем мне очищать ее от вашего брения.
— Не понимаю.
— Не моя вина в том. Дело просто и очевидно: вы свободно проповедуете кого встретите, что надо, чтобы веры не было, а за вас заступятся, если пошептать, что надо бы, чтобы вас не было.
— Да, так вот вы чего хотите: вы хотите на нас науськивать, чтобы нас порезали!
— А вы разве не того же хотите, чтобы нас порезали?
— Господа, позвольте, — вмешался Туганов. — Вы, молодой человек, — обратился он к учителю, — не так понимаете отца протопопа, а он горячится. Он как служитель церкви негодует, что есть люди, поставляющие себе задачею подрывать авторитет церкви и уничтожать в простых сердцах веру. Так ведь, отец Савелий?
— Совершенно так.
— И конечно, ему очень досадно, что людям, преследующим свою задачу вкоренять неверие, дело их удается.
— Больше и легче, чем мне удается моя задача воспитывать в том же народе христианские принципы, — подсказал Туберозов.
Омнепотенский улыбнулся и отвечал:
— Что ж, — стало быть, народ не хочет вашей веры.
— Он ее не знает, — прошептал про себя протоиерей, а громко ничего не ответил.
— Он находит, что ему дорого обходится ваша вера, — продолжал поощренный молчанием Туберозова Омнепотенский.
— Ну, однако, никак не дороже его пьянства, — бесстрастно заметил Туганов.
— Да ведь пить-то — это веселие Руси есть — это национальное, славянофилы стоят за это. Да и потом я беру это рационально: водка все-таки полезнее веры: она греет.
Туберозов вспыхнул и крепко сжал в руке рукав своей рясы. Туганов остановил его, тихо коснувшись до него рукою и, взглянув на Омнепотенского, сказал:
— Ну это вы очень ошибаетесь.
— Я гляжу на это с точки зрения рациональной, а не идеалистической
— И я также гляжу с рациональной, — отвечал Туганов: — вера согревает лучше, чем водка: все добрые дела мужик начинает, помолившись, а все худые, за которые в Сибирь ходят, — водки напившись. Вы, вероятно, природный горожанин?
— Да, — отвечал Омнепотенский.
— Да; ну тогда это вам нельзя ставить и в суд, а вы спросите любого сельского жителя: кто в деревне лучший человек? — почти без исключения всегда лучший сын церкви: лучший христианин, лучший прихожанин.
— Впрочем, откупа уничтожены экономистами, — перебросился вдруг Омнепотенский. — Они утверждали, что чем водка будет дешевле — тем меньше будут пить.
— Что ж, экономисты ведь такие же люди, как и все, и могут заблуждаться.
— А между тем они с уверенностию отрицали всякую другую теорию, которая не их.
— Это тоже общий недостаток всех теоретиков, а в такие форсированные времена, какие мы переживаем, ошибаться и нетрудно.
— Старые времена очень хороши были, — с язвительностию заметил Омнепотенский.
— Всегда добро было перемешано со злом, и за старые времена ратовать не стану. Уже они тем виноваты, что все плохое в новом режиме приготовлено долголетним старым режимом.
— Новые люди стремятся вперед.
— И очень шибко, — согласился Туганов, — шибче, чем это может быть полезно: они порвали связь с прошлым, с историей, и… с осторожностью. Это небезопасно.
— Для кого-с?
— Прежде всего для них самих.
— Отчего для них?
— Да их могут уволить.
— Шпионы?
— Нет, просто мошенники.
— Мошенники-и!
— Да. Они ведь всегда заключают узурпациею все сумятицы, в которые им небезвыгодно вмешаться замаскированным. Вот здесь и погибель всего. И это сделает не правительство, не партионные враги, а просто всё это пошабашут мошенники, и затем наступит поворот.
Вышла маленькая пауза. Омнепотенский бросил тревожный взгляд на Бизюкину, но ничего не прочел в ее взгляде. Его смущало, что Туганов просто съедает его задор, как вешний туман съедает с поля бугры снега. Учитель искал поддержки: он взглянул в этом чаянии на Термосёсова, но Термосёсов даже как будто с умыслом на него не смотрит; как будто просто дает чувствовать, что ты, брат, совсем особая сторона, и я тебя и знать не хочу.
Варнава понял, что надо было или прибавлять энергии и идти отчаяннее и смелее, или просто бросить все и ретироваться.
Он выбрал первое.
IV
— По моему мнению, — сказал он, — что бы кто ни говорил, а все-таки нынешние времена гораздо лучше прежних.
— Еще бы. Бессудная земля лежала как блудница, лишенная права свидетельствовать за себя, а нынче она судит себя своей совестью.
— Да суд-с… Что ж, суд всего не устроит. Устроит все…
— Более широкая свобода, — подсказал Туганов, видя, что Омнепотенский оробел.
— Да-с, — смело ударил Омнепотенский.
— Ну да, да, да: к ней всё и идет.
— А вы знаете ли, что свобода не дается, а берется. Кто вам ее даст?
— Да порядок, или лучше сказать, беспорядок вещей убедит, что ее надо дать для общей пользы.
— И выходит, что все это, за что стоят консерваторы, может отлично лопнуть, — совсем неожиданно сказал Омнепотенский.
— Да, к сожалению, это не представляется невозможным, — опять не противоречил ему Туганов.
— И тогда опять лучшие люди будут гибнуть.
— Да, как и всегда бывало, — отвечал Туганов.
— Ну и выходит все-таки, — сказал Омнепотенский, — что все, как оно есть, так вечно оставаться не будет.
— Про то же тебе и говорят, — отозвался из-за стула дьякон Ахилла.
— А вам про что же говорят, — поддержал дьякона в качестве единомышленника Термосёсов.
— Я говорю, что радикальное тут надобно лекарство, — отвечал всем зараз сконфуженный Омнепотенский.
— Конечно, радикальное. Пармен Семенович вам про то и говорят, что радикальное, — внушал Термосёсов, нарочно как можно отчетистее и задушевнее произнося имя Туганова.
— А это радикальное лекарство не опека, а опять-таки…
— Опять-таки свобода, — досказал, поднимаясь с дивана, Туганов, — и свобода, почивающая на том доверии, которое имеет Государь к народу, разбивая его вековое рабство, не боясь всех пуганий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Божедомы"
Книги похожие на "Божедомы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Лесков - Божедомы"
Отзывы читателей о книге "Божедомы", комментарии и мнения людей о произведении.