Павел Пеппершнейн - Словарь терминов московской концептуальной школы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Словарь терминов московской концептуальной школы"
Описание и краткое содержание "Словарь терминов московской концептуальной школы" читать бесплатно онлайн.
МУЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
- то, благодаря чему происходит перенос (трансфер) инстинкта самосохранения с физического тела индивида на результаты его деятельности, заслуги и достижения - достижения в области культуры, науки и т.д. Соответственно, музеологическая функция задается формулой «Я - наследие». В. Тупицын. Музеологическое бессознательное. Парашют, 1998.
Н
НАРЕЗАНИЕ
- принцип работы с текстом, применявшийся в практике МГ, когда дискурс на ту или иную тему направлялся содержанием цитат из книг, вслепую выдернутых из шкафа и открытых наугад. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых, 1988.
НЕДОНОС БАНКИ
- метод прекращения процесса в самый кульминационный момент. Прекращение формообразования в момент его начала. В. Захаров. Fama amp; Fortune Bulletin, 1991 (7), Wien.
НЕЗАЛИПАНИЕ
- двойственное отношение к своему «Я», своему месту в мире, своему занятию, которое лучше всего определить как своеобразное «мерцание»: то ты попеременно находишься внутри всего этого, то снаружи. Это «мерцание» происходит постоянно, в одном и том же ритме - то ты сохраняешь свой «идентитет», то теряешь его; то совмещаешь себя со своей профессией или делом, то-в следующее мгновение - оставляешь их. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993.
НЕЗАМЕТНОСТЬ
- одна из «Категорий КД». В значении «демонстрационная незаметность» - эстетический прием, предполагающий наличие какого-либо (часто - основного) события в той пространственно-временной зоне общей событийности акции, которая «здесь и теперь» находится за пределами внимания и интереса зрителей. В значении «экспозиционная незаметность» - скрытый от автора на первом этапе его работы элемент механизма творческой избирательности, влияющий на построение работы (например, история с коробкой из-под люстрового светильника, из которой была сделана работа А.М. «Пушка» в 1975 г., построенная на соотношении светового и аудиального впечатлений). А. Монастырский. ЦЗИ-ЦЗИ, 1985. (Термин «Незаметность» в первом значении разработан при участии Н. Паниткова.) (ПЗГ- с. 408.)
НЕИЗВЕСТНОЕ
- центральная категория медгерменевтического дискурса. «То, что находится за поверхностью (картины и т.п.) и что нельзя распознать в качестве наличествующего или невозможного, операторами которого являются допущения и оговорки как варианты одного и того же». - С. Ануфриев. Сергей Волков. 1989. Формула Неизвестного: «Нам точно известно, что нам неизвестно, известно ли нам неизвестное или неизвестно». - П. Пепперштейн. Идеология Неизвестного, 1988.
НЕОЛЖЕИСКУССТВО
- согласие называть современное искусство «лжеискусством» по сформировавшейся с юности привычке находить подобное определение современного искусства в доступной (советской) литературе 60-70-х годов. Приставка «нео» здесь указывает на то, что автор и себя считает работающим в этой традиции лжеискусства: «Я всю жизнь мечтал делать Настоящее искусство, но всегда получалось только современное». Ю.Альберт, Серия работ «Элитарно-демократическое искусство», 1987.
НИ УМУ, НИ СЕРДЦУ
- термин С. Ануфриева. Определение автором не предоставлено. (Название одного из этапов первой выставки КЛАВЫ, 1987.)
НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ
- в пределах утвердившейся современной тотальной конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирическо-исповедальному дискурсу и может быть названо «новой искренностью». Д. А. Пригов. Предуведомление к текстам «Новая искренность», 1984.
НОМА
- введен П. Пепперштейном для обозначения круга московского концептуализма (этот термин заменил термин «Круг МАНИ» в конце 80-х годов). НОМА означает «круг людей, описывающий свои края с помощью совместно вырабатываемого комплекса языковых практик». Термин образован от слова «Ном», которым обозначались в Древнем Египте части расчлененного тела Озириса. «Номы» - территориальные единицы Древнего Египта, в каждой из которых, по преданию, была захоронена одна из частей тела Озириса. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизация неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988 г.
О
ОБСОСИУМ
- феномен в гносеологической упаковке. (В варианте А. М. - «Обсосы».) В. Сорокин. Из разговоров и текстов начала 80-х годов.
ОКНА
- конструкции, имитирующие реальные окна и являющиеся гибридом окна и картины, претендующие на демонстрацию сути картины. «Картина есть окно в мир». Альберти. И. Чуйков, 1967 (начиная с картины «Окно I»).
ОМЫ
- трансмутационные монады отдельной металичности, способные к вербализации, текстуализации и воплощению в образы. Омы легко вплетаются в различные знаковые узоры, будь то тексты, изображения или фотографии. Омы отдельных личностей часто вступают в соединения, «связки» с омами других личностей, животных и вещей, образуя двойные, тройные и многочленные (коллективные) омы. Примером такой коллективной омы является НОМА. В. Пивоваров. Метемпсихоз, 1993.
ОНАНИУМ
- эстетический аутоэротизм. В. Сорокин. Объект «Онаниум», 1988.
ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ИЗБУШКА
- название (почетное), присвоенное Пустотному Канону МГ. П. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февраля 1988г.
ОТКРЫТАЯ КАРТИНА
- если классическая картина, которая в основном сохранила свои особенности и в эпоху модернизма, представляет собой замкнутое пространство, самодостаточный имманентный «мир в себе», то открытая, концептуальная картина - разомкнута. Она разомкнута, во-первых, в сторону зрителя. Она как бы постоянно не закончена, постоянно в работе и обретает смысл только в контакте, в диалоге со зрителем. И, во-вторых, она открыта в сторону других картин или художественных объектов, т.е. она исключительно контекстуальна и может быть «прочитана» только в связи с другими картинами-текстами. В. Пивоваров. Разбитое зеркало, 1977.
ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ, ИЛИ ОТ ДЮШАНА К ДЮШАНУ
- метод вторичного открытия Америки или изобретения уже Известного. Метод не предполагает ничего нового, ничего новаторского, ничего оригинального. В. Захаров. Последняя прогулка по Елисейским полям. - Кельнский Кунстферайн. Издательство Кантц, Остфильдерн, 1995.
П
ПАНОРАМЫ
- объекты, образованные выворачиванием обычной панорамы, так что внутреннее становится внешним, и наоборот. При этом наблюдатель оказывается не внутри панорамы, а снаружи, доводя таким образом разделение между объектом и субъектом до абсурда. И. Чуйков. Панорамы 1, П, III, IV, V, 1976 и инсталляция «Панорама» (1993) в Сантьяго-де-Компостелла.
ПОЕЗДКИ ЗА ГОРОД (ПЗГ)
- акционный жанр (и одновременно - книги КД), в котором делается содержательный акцент на эстетическом значении разных этапов пути к месту действия и формах оповещения о нем. Также - общий сюжет всех томов ПЗГ (включая 6-й том, сделанный А. М. и С. Хэнсген вне группы КД). Термин введен А. Монастырским совместно с И. Кабаковым в 1979г. А. Монастырский. Предисловие к 3-му тому ПЗГ, 1985. А. Монастырский. КД и «Поездки за город», 1992. А. Монастырский. Общий комментарий, в кн. «Поездки за город». М., Ad Marginem, с. 777, 1997.
ПО КРАЮ
- внутреннее ощущение самого себя как ушедшего, сбежавшего «от центра», устроившегося на краю жизни, обочине культуры, окраине любой профессиональной деятельности. И убеждение, что все жизненно важное происходит сегодня «на краях», в маргинальной зоне, на грани повседневности и культуры. Я. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993.
ПОЛАГАЮЩИЙ ЖЕСТ, ЖЕСТ ЗАЩИТЫ, ПРОЩАЛЬНЫЙ ЖЕСТ
- «искусствоведческие» категории. Полагающий жест - жест «креации», с помощью которого автор (в порядке своего «богопод-ражания») творит «миры». Жест защиты - жест, с помощью которого создатель дистанцируется от созданных «миров», когда они становятся угрожающими. Прощальный жест - жест, адресованный «мирам», теряющим свою актуальность. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизацш неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988г.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СКАЗКА (Political skazka)
- определяет образность, составленную из традиционной фольклорной иконографии и визуального арсенала советской мифологии. М. Тупицына. And who are you?, in: Leonid Sokov, Zeus/Trabia, New York, 1986.
ПОЛОСА НЕРАЗЛИЧЕНИЯ
- зона демонстрационного знакового поля (чаще всего на границе с экспозиционным знаковым полем), в котором аудиальные или визуальные объекты действия не могут быть опознаны зрителями как определенно принадлежащие к действию. А. Монастырский. Краткое пояснение к акции КД «Место действия» и Приложение № 4 к той же акции, 1979. (О смысловой «полосе неразличения» см.: А. Монастырский. «О структуре акции «Обсуждение-2», 1986)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Словарь терминов московской концептуальной школы"
Книги похожие на "Словарь терминов московской концептуальной школы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Пеппершнейн - Словарь терминов московской концептуальной школы"
Отзывы читателей о книге "Словарь терминов московской концептуальной школы", комментарии и мнения людей о произведении.