» » » » Савелий Дудаков - Этюды любви и ненависти


Авторские права

Савелий Дудаков - Этюды любви и ненависти

Здесь можно скачать бесплатно "Савелий Дудаков - Этюды любви и ненависти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Савелий Дудаков - Этюды любви и ненависти
Рейтинг:
Название:
Этюды любви и ненависти
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этюды любви и ненависти"

Описание и краткое содержание "Этюды любви и ненависти" читать бесплатно онлайн.



Новая книга очерков хорошо известного отечественному читателю автора в определенной степени является продолжением его предыдущей книги "Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России" (М., 2000) и посвящена все тем же "вечным вопросам" – любовь или ненависть? вместе или врозь?






О П.А. Нилусе известно сравнительно много. Он родился на Украине в деревне Бушены Подольской губернии в семье помещика. Отец был юристом, а дед генералом, участником Отечественной войны14.

В начале творческого пути П.А. Нилус всецело разделял художественные вкусы и принципы передвижников. Его связь с И. Репиным и В. Стасовым в этот период не случайна. Но особый факт его биографии – дружба с Иваном Буниным, продолжавшаяся более четырех десятков лет (они познакомились в 1898 г. в Одессе). Их переписка огромна. Сохранилось более ста писем Нилуса Бунину. Дружбу украшали (нынче не скажешь) взаимные дары: Бунин посвятил Нилусу стихотворение "Счастье" (Нет солнца, но светлы пруды, 1901), а Нилус в тот же год посвятил Бунину картину "Одиночество".

В 1906 г. П.А. Нилус написал первый рассказ "Утро", который тоже посвятил Бунину, считая его своим крестным отцом в литературе. Конечно, он был многим обязан мэтру, но критики единодушно констатируют, что Нилус не поддался искушению писать, как Бунин, сохранив индивидуальность, свое литературное лицо. (Через сорок лет, в 1946 г., И.А. Бунин напишет в короткой заметке "Памяти П.А. Нилуса":

«Наследие оставил он большое… картины его находятся во многих русских и европейских музеях и частных собраниях: в Одессе… в Третьяковской галерее, в бывшем музее Александра III и в музее Академии Художеств, в Париже, Страсбурге, Гренобле, Лондоне, Нью-Йорке, Загребе, Белграде, Софии… Был он и талантливым беллетристом, – повесть его на "На берегу моря"… книга рассказов… имели крупный успех; был знатоком музыки, обладал чуть ли не абсолютным слухом; пленял всех знавших его добротой, благородством, вечной молодостью сердца…»15 В годы Гражданской войны и в эмиграции Нилус и Бунин были вместе. В Париже Бунины, Куприны и Нилусы какое-то время жили в одном доме. Я так подробно рассказываю о П.А. Нилусе не случайно. Сын помещика Подольской губернии был женат на… Берте Соломоновне. Как в те времена православный мог соединить судьбу с еврейкой, не очень понятно. Если она перешла в православие, то как сохранила имя и отчество? Официальный брак был возможен только в том случае, если Берта Соломоновна "восприняла" евангелическое-аугсбургское (протестантское) вероисповедание. Известно, что Петр Александрович с большим сочувствием относился к евреям и их проблемам. Так, в 1906 г. он вместе с К. Чуковским, С.

Юшкевичем (и другими) принял участие в "Литературно-художественном сборнике. В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе".

Есть интересная запись в дневнике И.А. Бунина во время его путешествия по Святой земле в 1907 г.: "Капернаум. Жарко, сухо, очаровательно. У берега олеандры.

Развалины синагоги. Раскопки… Из Коп[ернаума] в Тубху, на лодке же. Из гребцов один молодой красавец, другой похож на Петра Ал. в валеной ермолке" (курсив мой.

– С.Д.)16. Бунину показалось, что Нилус похож на семита: восприятие внешности человека (да и не только внешности) субъективно. Дочь А.И. Куприна описывает Нилуса иначе: "лицо у него широкое, калмыцкое, всегда немного загорелое, как у капитана дальнего плавания"17. Он ей напоминает отца, в жилах которого текла татарская кровь…

Подвожу некий итог: в небольшом списке Нилусов наличествуют представители технической и творческой интеллигенции. Принадлежат ли они к одному семейному корню – сказать трудно.

Редактор и издатель "Протоколов сионских мудрецов" С.А. Нилус в первые годы советской власти скитался по градам и весям России. Его несколько раз арестовывали, но, к удивлению мемуаристов, отпускали. Часть из них считает, что недремлющие органы не знали, кто он. Последнее опровергается свидетельскими показаниями. Я уже высказывался по этому поводу – мне кажется, что советская власть в 20-х годах до "кондиции еще не дошла": сумасшедших тогда не расстреливали. Во время скитаний Нилус два года прожил в Чернигове – с апреля 1926 по май 1928 г. (с перерывом в апреле-мае 1927 г., когда его в четвертый раз арестовали и перевезли в киевскую тюрьму, но, как и в прежние разы, вскоре выпустили)18. В Черниговском архиве, по моему разумению, должно было храниться его дело. Странно, что оно до сих пор не опубликовано и никто из писавших о Нилусе на него не ссылался. В первую очередь, это упрек издателям двухтомника "Неизвестный Нилус". Может быть, не ссылаются потому, что образ борца-мученика против всемирного еврейского заговора не вырисовывается? Кстати сказать, даже Григорий Васильевич Шварц, будущий обер-штурмбанфюрер СС Грегор Вильгельм Шварц-Бостунич, называл Нилуса кликушей19. Как бы то ни было, я хотел ознакомиться с делом Нилуса и обратился в Черниговский архив. Каково же было мое удивление, когда мне сообщили, что оно отсутствует. Кто и с какой целью его изъял, неизвестно. Мой черниговский корреспондент Семен Григорьевич Бельман (которому я приношу благодарность) "в качестве компенсации" выслал мне копии дел двух других Нилусов, находящихся в местном архиве.

Первое дело – штабс-капитана Богдана Богдановича Нилуса – начато 27 мая 1895 г. и закончено 17 августа 1896 г. (всего на 6 листах), весьма простое. Холостяк 62 лет, отставной офицер, не имея пенсии и проживая из милости в частном доме, просит вспомоществования. Чем закончилась его "эпопея", из дела неясно. Обращает внимание опросный лист, высланный из Высочайшей канцелярии: он мало чем отличается от анкеты, которую заполняли в отделе кадров в советские времена. Что же касается имени и отчества этого Нилуса, то можно предположить, что штабс-капитан приходится каким-то родственником Сергею Александровичу Нилусу. Напомню, что отчество деда было Богданович, равно как отчество генеральши Марии Булатовой, урожденной Нилус, жены генерал-лейтенанта и генерал-губернатора Сибири (1760-1825) и матери детей-декабристов20. Имя Богдан, видимо, семейное – оно дважды встречалось у известных нам Нилусов (архитектора и финансиста).

Второе дело несравненно интереснее: некий еврей Борух Мордух Нилус, житель села Чернина Дукинской волости Остерского уезда, просит разрешить ему перебраться в какое-нибудь соседнее село, так как произошедший 19 июня 1897 г. пожар уничтожил его дом и прочую недвижимость, вероятно, склад с лесом, которым он торговал, и бакалейную лавку21. Проситель – немолодой вдовец (возраст не указан), отец шести детей, не имеет приюта, так как в уцелевших от пожара домах живет по несколько семей.

Борух Нилус писал, что не может переехать в город по материальным соображениям, а также из-за привычки жить в деревне, но имеет приглашение из соседних "обществ", знающих его не как "эксплуататора, как принято считать нас, евреев, а человека, живущего личным честным трудом". Крик отчаянья не был услышан. Черта оседлости не была упразднена для одного еврея, даже в пределах самой черты, ибо в правление Александра III началось наступление на те крохотные права еврейского меньшинства, которые оно обрело в предыдущее царствование. Прошение Боруха Мордуха "оставлено без удовлетворения, в силу закона 3 мая 1882 г., воспретившего евреям вновь селиться вне городов и местечек и Высочайшего повеления 29 декабря 1887 г., воспретившего евреям переход из одной сельской местности в другую". Кстати сказать, Черниговская губерния не была самым густо населенным местом черты оседлости, а Остерский уезд был вторым (из 15 уездов губернии) по площади – 4385,7 км2, население которого, согласно переписи того же 1897 г., составляло 153 179 человек. Евреев в Черниговской губернии проживало всего лишь 5,1%22. Еврейские источники приводят весьма близкие данные, например, в Остерском уезде без г. Остера все население составляло 144 998 душ, в том числе евреев – 4 759, т. е. 3,5%, что меньше, чем в целом по губернии23.

Дело закончилось тем, что с Нилуса потребовали две гербовые марки достоинством 80 копеек каждая и расписки в том, что он уведомлен об отказе в прошении (мера предосторожности на тот случай, если Борух Мордух все же куда-нибудь переселится и преследовать его можно будет не только на основании закона, но и расписки, лишавшей его возможности сослаться на неведение). Вот это дело.

Дело Боруха Нилуса № 229 (1001) Нилус Борух


ДЕЛО


Черниговского Губернского правления По прошению еврея, проживающего в Чернине Остерского уезда, Боруха Мордуха Нилуса о разрешении ему перейти на жительство в соседний поселок с. Чернина. 2 отделение 3 стол

Началось сентября 11 дня 1897 года

Кончилось декабря 10 дня 1897 года

На 5 листах (На оборотной стороне: Ф. 127. Оп. 5. Спр. 868, титульный аркуш.) Канцелярия Черниговского губернатора [6 сен. 97] 10 сентября Его Превосходительству Господину Черниговскому Губернатору Жителя Села Чернина, Жукинской Волости, Остерского уезда, Чернигов. Губер.

Мещанина Боруха

Мордуха Нилуса.

Прошение Избрав местность своего Жительства с. Чернина, я в продолжении 24 лет, т. е. с 1873 года, проживаю там, уважаемый всем крестьянским населением, убедившимся, что, я, имев бакалейную торговлю для нужд населения и занимаясь торговлею сырым лесом, – не эксплоататор, как принято считать нас, евреев, а человек, живущий личным честным трудом. 19-го минувшего июня от пожара сгорело почти пол села, и в числе других построек и мои, так что я потерял дом, хозяйственные постройки и все находившееся в них мое недвижимое имущество, лишившись всех средств к существованию. Благодаря пожару я, человек старый и имею шесть детей сирот…* жена умерла, не имею, где приютиться в селе Чернине, ибо там и без того после пожара живет в каждом доме по несколько семейств и не имею также возможности, по отсутствию личных средств, выстроить новый дом. Все это лишает нас возможности избрать род занятий.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этюды любви и ненависти"

Книги похожие на "Этюды любви и ненависти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Савелий Дудаков

Савелий Дудаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Савелий Дудаков - Этюды любви и ненависти"

Отзывы читателей о книге "Этюды любви и ненависти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.