Газета Завтра - Газета Завтра 215 (54 1998)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 215 (54 1998)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 215 (54 1998)" читать бесплатно онлайн.
Валентин ХУАН ДЕ АВАЛОС: ИСКУССТВО - ЭТО ЛЮБОВЬ
Сегодня ни один из информационных выпусков телевидения практически не обходится без упоминаний о проблемах идентификации и захоронения останков, возможно, царской семьи, судьбы покоящегося в Мавзолее тела Ленина и самого Мавзолея. В разных областях решаются вопросы обустройства могил немецких солдат и офицеров, погибших во время Мировой войны, а в Белоруссии, как известно, недавно был открыт памятник даже наполеоновскому воинству.Все эти инициативы возникают не только из естественной закономерной традиции воздания памяти жертвам исторических катастроф. Ныне все большее значение приобретает связанная с такими акциями идея общественного успокоения и примирения. И мне не случайно вспомнилось посещение одного из памятных мест, имеющих отношение к затронутой теме.Примерно в десяти километрах от знаменитого монастыря Эскориал с пантеоном испанских королей, в горной долине на площади 1300 гектаров в разместился величественный мемориал, воздвигнутый в память о жертвах гражданской войны в Испании. Это место называется “Долиной павших”. О памятнике и его создателях у нас в основном знают понаслышке…Еще издали, при подъезде к памятнику, над вершинами горной гряды, начинает выделяться, иногда скрываясь при поворотах дороги, 150-метровый гранитный крест, венчающий мемориальный комплекс, установленный на огромном скальном выступе. Вокруг его цоколя сгруппированы фигуры четырех евангелистов, а выше - символические статуи главных добродетелей, выполненные скультптором Хуаном де Авалосом. Его же творением является и пиета, возвышающаяся над обрамленным строгой классической колоннадой входом в подземную базилику, встроенную в основание скального выступа. Ее по праву называют архитектурным чудом: она 262 метра вширь и 41 метр высотой - в месте расположения хоровой капеллы. Вот почему в недавние тревожные осенние дни, когда основным мотивом размышлений многих соотечественников становилась затаенная надежда: не случилось бы гражданской войны”, я, оказавшись в Мадриде, использовал первую же возможность побывать в “Долине павших”. А вскоре благодаря содействию вездесущего Ильи Сергеевича Глазунова мне довелось встретиться с одним из творцов мемориала - скульптором Хуаном де Авалосом. Стоит ли говорить, с каким волнением направлялся я на эту встречу! Ведь дон Хуан относится к числу “последних из могикан” плеяды европейских мастеров, определявших черты искусства первой половины века… Он принимал небольшую группу студентов и преподавателей Всероссийской академии живописи ваяния и зодчества, к которой примкнул и я, в своей мастерской, расположенной в доме на тихой улочке неподалеку от центра Мадрида…. Верхнее помещение мастерской по периметру заставлено скульптурами. При первом же взгляде они захватили воображение: поэтичные, живые, они будто излучали энергию души своего творца - необычайно приветливого, темпераментного и деликатного человека с большим чувством юмора. На обычную “притирку” собеседников времени не понадобилось.- К сожалению, могу показать вам лишь то, что находится в мастерской, - заговорил дон Хуан, обведя рукой вокруг. - Как только я заканчиваю какую-либо вещь, ее сразу же у меня забирают.- Недавно я познакомился с вашими главными, на мой взгляд, произведениями - в “Долине павших”.- И что вам сказала эта “Долина”?- То, что я увидел там, превзошло все мои представления. Это великое создание нашего века, достойное великого народа.- Я и работал над мемориалом, думая о народе. Художник должен всегда чувствовать ответственность перед своим народом и создавать такие произведения, чтобы люди знали, о чем он говорит, проникались благородными чувствами. При этом важно оставаться простым человеком, не стремиться возвыситься над всеми - это то, что я постоянно говорю и постоянно делаю.- Но откуда тогда берется возвышенность духа, наполняющая ваши произведения?- Не знаю. Видимо, так хотел Бог. Я такой, как есть. Художник должен задумываться о вечности. Я родился в городе, бывшем некогда крупнейшим центром Римской империи. И общение с остатками античной культуры рождало у меня вдохновение.- Хотелось бы вернуться к “Долине павших”. Как вы работали над мемориалом?- Когда к власти пришел Франко, я эмигрировал в Португалию. И однажды, приехав в Испанию, показал свою скульптуру “Павшие герои” на национальной выставке. Вскоре мне предложили участвовать в конкурсе проектов для мемориала в “Долине павших”. Я захотел увидеть это место. Мне оно показалось восхитительным. Потом меня познакомили с архитектором доном Диего Мендесом, и мы вместе с ним стали думать над проектом. Нам была близка идея отдать долг памяти всем жертвам гражданской войны, независимо от того, на какой стороне они воевали. И гигантский крест должен был стать символом Евангелия.Я сделал тысячи рисунков в процессе подготовки к конкурсу. И выиграл его. Потом в одной из газет появилась статья нескольких художников, в которой они, обращаясь к Франко, писали, что мне нельзя доверить работу над монументом, так как я был эмигрантом. Я ответил, что никакой проблемы для меня не существует - могу снова вернуться в Португалию. Но министр культуры сказал: “Ни в коем случае”. И потом пришлось встретиться с самим Франко. Когда я входил к нему в кабинет, меня предупредили: “В вашем распоряжении всего десять минут”. Встреча длилась три четверти часа. Франко задавал мне множество вопросов - и все они касались лишь проблем реализации проекта… И когда был задан последний: сколько должна стоить моя работа, я ответил, что буду делать ее бесплатно, ибо участие в таком проекте - мечта любого художника.По контракту на мою работу отводилось 5 лет. Я очень много работал и закончил ее за три с половиной года. Сооружение мемориала было начато в 1951 году, а в 1955 состоялось его открытие.- Какие произведения, кроме тех, что в “Долине павших”, наиболее близки вашему сердцу?- У меня есть такая черта характера: когда я завершаю какую-либо работу, мне всегда хочется переделать ее заново. Может быть, - смеется дон Хуан, - в этом проявляется определенный комплекс неполноценности…- Каково ваше отношение к современному мировому искусству? И наиболее видным его представителям? Чтобы далеко не ходить за примерами, вспомним, например, что в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже соседствуют работы Глазунова, Миро и Пикассо…- Если иметь в виду такое направление, как авангардизм, то могу сам спросить вас: говорят ли вам о чем либо комбинации из пятен, кружочков, палочек, разные графики?- Мне они говорят об упадке искусства, призванного, как я считаю, отражать Божий мир в художественных образах.- Я думаю, что это головоломка. Поэтому к работам Миро, например, у меня никакого почтения нет: это человек, который использует какие-то графики, они попадают в руки людей, торгующих искусством такого рода, и эти люди поднимают его на пьедестал.Пикассо я знал лично. Он - феноменальное явление. И напоминает мне испанских цыган из Малаги, откуда он сам родом: те, продавая ишака, могут уверять, что он умеет говорить и даже писать. Таковы цыгане. Таков был маэстро Пикассо. Это художник, который никогда не мог решить - идти в ту сторону или в другую. У него не было прямой дороги, потому и возникали разные периоды - розовые, голубые, и он сам на себя обижался, сердился. Потом, хоть это не было его нутром, он пришел к кубизму. Для меня самая большая ценность в Пикассо - его воображение. Но обратите внимание: когда он рисует, то, опять-таки, опирается на греческую культуру, что особенно заметно по его керамике. В целом же я о нем высокого мнения. У него были вспышки гениальности…- А сеньор Глазунов?- Наши личные взаимоотношения, дружба с ним - это пример огромной чистоты отношений в сфере искусства. Он показывает, каким должен быть художник. Горе и страдания своего народа, исторические проблемы, которые он воплощает в своих картинах, отделяют его от сиюминутности, от захватывающих мелочей повседневности, от политических интриг. Он идет своим путем. Он выделяется среди общества, которое имеет еще не вполне ясное представление о своих устремлениях. Его успех объясняется огромным талантом, искренностью, полной отдачей своей жизни искусству.- Ваше кредо как художника?- Я выражаю в художественной форме свои чувства по отношению к окружающему миру, людям. Главное при этом - естественность и правдивость. Искусство - это огромная любовь. Жизнь за счет этой любви - проституция. К сожалению, мне приходилось жить таким образом, ибо делал работы по заказу. Мне так же страшно думать о том, что искусство используется как объект коммерции. Искусство - это подарок, им должны наслаждаться все, а не только те несколько человек, которые могут приобрести произведения в личное пользование.- Как вы понимаете взаимоотношения искусства и религии?- Я человек верующий. У меня есть свой идеал, свой лидер, которого знают уже две тысячи лет - это Иисус Христос. Поскольку искусство всегда было зеркалом чувств, в том числе и религиозных, то художников всегда просили создавать произведения на религиозные темы, о жизни Христа. Так что искусство всегда отражало этот аспект бытия. А сейчас преобладает совсем иное направление.. Я считаю, что верующего человека должно отличать особое отношение к другим людям - внимательное, доброжелательное, чтобы каждый желал с ним общаться, ощущая в нем нечто чудотворное. И художник должен выражать такие отношения в прекрасной форме. И хотя это очень трудно, к этому надо стремиться.- Примыкаете ли вы к какому-либо политическому движению?- В молодости был членом социалистической партии. Но после гражданской войны, узнав, что творилось внутри этой организации, я уже не хотел знать ничего ни о каких партиях.- Как вы соотносите такие явления - фашизм и искусство?- Я не верю в соединения подобного рода. Верю лишь в то, что проистекает из духа. Любому художнику, на которого влияют политические, партийные идеи, в искусстве делать нечего. Он становится спутником партийных работников. Это очень неприятно. Хотя как я живу сам - тоже приятного мало. Я превратился в одинокого человека, замкнувшегося в мир своих книг и произведений. Но у меня есть друзья среди артистов, и особенно дружеские отношения сложились с испанской певицей Росио Хорадо. Я сделал и подарил ей ее скульптурный портрет, который она решили поставить в том месте, где живет. Но я сказал, что тогда надо сделать статую. Она возразила: “Ведь это, наверное, очень дорого”. Но дело не в деньгах. Мне приятно выполнить такую работу для столь великой певицы…- Ваше любимое занятие, помимо работы в мастерской?- Люблю слушать музыку, предпочтительно классику. Особенно Баха, Брамса.- Как вы относитесь к происходящему в России?- К сожалению, не могу глубоко судить о проблемах, стоящих перед Россией сегодня. Но, полагаю, хуже всего, что может случиться - это утверждение сильного влияния США. Теперь многие стремятся имитировать американский образ жизни, что ужасно, ибо берут из него самое худшее.- Что бы вы хотели пожелать молодым российским художникам?- То, что мне в молодости пожелал великий испанский философ и писатель дон Мигель де Унамуно. Он очень много работал в области модернизма и в других сферах. Это был сдержанный, замкнутый человек: ходил, как монах, в черной одежде, заложив руки за спину. Однажды я его спросил: “Какую дорогу мне выбрать? Делать какие-то опыты, пытаясь заинтриговать ими людей или что-то еще?” - “Ничего этого делать не надо, - ответил он. - Будь верен самому себе”. И я этого добился.Я много повидал в своей жизни. Теперь же, когда включаю эту ужасную, отвратительную вещь, которая называется телевизор, с помощью которой воспитывается современная молодежь, особенно ясно понимаю, какое большое внимание надо уделять ее верному воспитанию в профессиональном и моральном плане, чтобы она могла остаться верной самой себе…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 215 (54 1998)"
Книги похожие на "Газета Завтра 215 (54 1998)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра - Газета Завтра 215 (54 1998)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 215 (54 1998)", комментарии и мнения людей о произведении.