Геродиан - История императорской власти после Марка

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История императорской власти после Марка"
Описание и краткое содержание "История императорской власти после Марка" читать бесплатно онлайн.
Труд Геродиана излагает римскую историю от смерти Марка Аврелия до Гордиана III, то есть охватывает годы 180—238 н. э. Следовательно, данное издание является крайне полезным дополнением к так называемым «Авторам жизнеописаний августов», под названием «Властелины Рима».
29.
Имеется в виду черная пенула — теплый плащ с капюшоном, который носили горожане и плебеи. Макрин маскировался под гонца.
30.
Дион (LXXVIII, 39, 1, слл.) говорит, что Макрин вернулся в Антиохию, заявляя о победе. Когда до него дошла весть об измене преторианцев, он бежал, пересек Киликию, Каппадокию, Галатию и Вифинию и прибыл в Эриболон, порт Никомедии, откуда отплыл в Халкедон. Арестованный в Халкедоне, Макрин был отправлен обратно, но был убит одним из своих стражников в Каппадокии (см. Иеронима, который сообщает, что Макрин был убит в Архелаиде Chron., 214b). Можно предположить,что смерть Макрина случилась примерно через месяц после битвы 8 июня. Однако Дион (LXXVIII, 40,1) сообщает, что Гелиогабал видел тело Макрина несколько месяцев спустя, во время марша на север, на зимние квартиры в Вифинию с двумя легионами (III Галльским и IV Скифским). Таким образом, можно предположить, что Макрин находился в бегах довольно долго, и этим объясняется упоминание Дионом солнечного затмения (7 октября 218 г.). Этим также можно объяснить, почему Гелиогабал так долго не возвращался в Рим.
31.
Безусловно, Макрин направлялся в дунайские провинции, надеясь найти там поддержку; он послал в Паннонию и Дакию двух своих наиболее преданных сторонников, Элия Трикциана и Марция Агриппу (Dio, LXXVIII, 13,3).
32.
М. Опеллий Антонин Диадумениан получил в 217 г. титул Цезаря, а позже и Августа; однако титул Августа, по-видимому, не был утвержден сенатом до смерти Макрина, чем и объясняется утверждение Геродиана, что Диадумениан был только Цезарем.
33.
Несколько месяцев Гелиогабал пробыл в Антиохии (Dio, LXXIX, 3,1).
34.
Вскоре после битвы 8 июня Гелиогабал отправляет письмо сенату, в котором ругает Макрина, а себя провозглашает Августом (Dio, LXXIX, 1,2). Этот титул был утвержден сенатом и Гелиогабал введен в состав «арвальских братьев», коллегии из 12 жрецов, 14 июля 218 г. Кроме того, Гелиогабал принял титулы Благочестивый и Счастливый, а также звание консуляра (Dio, LXX1X, 8,1—2).
35.
События начала правления Гелиогабала описаны у Диона (LXXIX, 7,1—3). Император опасался, что войска выдвинут других претендентов на власть; Ганнис был казнен; III Галльский легион был распущен; IV Скифский легион получил нового легата, из всадников. Было проведено крупномасштабное смещение сторонников Макрина с должностей, поскольку Гелиогабал опасался мятежей в армии: Фабий Агриппа (легат в Келесирии); Пика Цериан (легат в Аравии); Клавдий Аттал (проконсул на Кипре); Элий Трикциан (легат в Нижней Паннонии); М. Мунатий Сулла Цериалис (легат в Каппадокии). В Риме было казнено несколько представителей старой аристократии: Сей Кар; Л. Валерий Пет; М. Силий Мессала; Помпоний Басс. На места репрессированных сирийские принцессы назначили своих сторонников из числа всадников: Ульпий Виктор получил назначение прокуратором в Дакию; {241} М.Эдиний Юлиан прокуратором в Аквитанию; К. Фурий Сабин Аквила Тимесифей, ставший позже префектом, прокуратором в Аравию.
36.
Тиара — головная повязка, считавшаяся как на Востоке, так и в Риме знаком царского достоинства.
37.
Серы — народ в Восточной Азии, отождествляемый с китайцами. Тканью серов именовался шелк. Ср. SHA, Elag., XXVI, 1 о том, что Гелиогабал стал первый в Риме носить одежду из чистого шелка, хотя это не совсем верно, до него эти одежды носил Калигула (Suet., Cal., LII). Ношение шелковых одежд считалось признаком изнеженности. При Тиберии было принято постановление, запрещавшее носить шелковые одежды (Tac., An., II, 33, 1).
38.
Меса была весьма влиятельна; она сопровождала внука во время посещений им воинских лагерей, за что и получила титул «матери лагерей» уже в 218 г. (см. SHA, Elag., XII, 3), а также была единственной женщиной, вступившей в сенат «со званием светлейшей, словно мужчина» (SHA, Elag., IV, 2; см. также Dio, LXXIX, 17,2 о том, что Соэмия и Меса присутствовали в сенате по случаю усыновления Гелиогабалом Александра Севера).
39.
Статуя Победы находилась рядом с председательским местом. Согласно данным нумизматики, религиозная пропаганда Гелиогабала в Риме не начиналась вплоть до 220 г., однако на Востоке установление культа бога Солнца началось уже в 218/219 гг.
40.
Император прибыл в Рим в июле 219 г. (Eutrop., VIII, 22).
41.
Этот храм находился на Палатинском холме, возле императорского дворца; на этом месте раньше находился храм Орка, римского бога подземного царства, владыки мертвых (SHA, Elag., I, 6; III, 4; XVII, 8).
42.
Гекатомба (от греч. hekaton — сто), жертвоприношение сотни быков.
43.
Это каласирис, египетское одеяние, описанное у Гесихия как туника с полосой, идущей от головы до пят. Иногда внизу у этого одеяния имелась бахрома.
44.
Это файкасион, обувь, обычно белого цвета, которую носили в Афинах и Египте (Appian., ВС., V, 11; Plut., Ant., 33).
45.
Юлия Корнелия Павла. Её имя появляется на александрийских монетах до сентября 219 г. (2 год правления Гелиогабала) и исчезает в 220/221 г. (4 год правления). Таким образом, император женился вскоре после своего прибытия в Рим и дал своей супруге развод не позже сентября 220 г.
46.
Гестия — греческая богиня огня и домашнего очага, соответствовала римской Весте, которая имеется в виду у Геродиана. Круглый храм Весты стоял на римском форуме. Внутри храма находился очаг Весты, в котором весталки, жрицы Весты, поддерживали вечный огонь, поскольку в непрестанно горящем огне Весты видели залог незыблемости римского государства.
47.
Юлия Аквила Севера. Она вышла замуж за императора первый раз в 220 г. Затем она получила развод, но вновь стала женой Гелиогабала осенью 221г. (см. Dio, LXXIX, 9,4).
48.
В весталки отбирались девочки 6—10 лет, которые в течение 30 лет должны были исполнять жреческие обязанности (а отнюдь не до конца жизни, как в тексте Геродиана). В течение всего срока исполнения обязанностей весталки были обязаны хранить обет целомудрия, при нарушении которого их заживо закапывали в землю.
49.
Анния Аврелия Фаустина, дочь Т. Клавдия Севера Прокула (консула 200 г.) и Аннии Фаустины (дочери Уммидия Кодрата, консула 167 г.). Оба родителя находились в родственных отношениях с Марком Аврелием. Её муж, Помпоний Басс был казнен по приказу Гелиогабала. Её брак с императором состоялся до сентября 221 г. и длился до сентября-ноября 221 г. Дион (apud Xiph., LXXIX, 9,4) сообщает, что до того, как Гелиогабал вновь женил-{242}ся на Аквиле Севере, у него были четвертая и пятая супруги. Если это так, то эти его браки были весьма непродолжительными.
50.
См. Herod., I, 14,4; прим. 103, 104. Поскольку статуя Паллады была невелика, она хранилась в специальном глиняном сосуде (SHA, Elag., VI, 7 9). Согласно Сервию (Schol. Aen., VII, 188) во внутреннем святилище храма Весты хранились 7 святынь, среди которых были Палладий и священные щиты (согласно преданию, во время царствования Нумы Помпилия с неба упал щит с выемками по бокам; от сохранения его зависело существование Рима, поэтому царь приказал сделать 11 копий щита, чтобы вернее сохранить настоящий; традиционно они хранились в курии салиев на Палатине). Император стремился к созданию синкретического монотеизма бога Гелиогабала, поэтому перенес в его храм и Палладий, и священные щиты, и священный огонь Весты, и статую Кибелы (SHA, Elag., III, 4; VII, 1), а также священные камни из прорицалища храма Кибелы, которые являлись идолами богини, и статую Дианы из ее святилища в Лаодикее (SHA, Elag., VII, 5). Здесь, по-видимому, имеется в виду Лаодикея в Сирии, недалеко от которой находилось местечко Дафна, в котором существовало знаменитое общесирийское святилище Аполлона и Артемиды (Strabo, XVI, 2, 6), отождествлявшейся с римской Дианой.
51.
Имеется в виду Тиннит, карфагенская богиня финикийского происхождения. Она выступала как небесная богиня (прежде всего лунная, ее обычный символ полумесяц), богиня плодородия, владычица и покровительница Карфагена. Культ этой богини был хорошо известен Гелиогабалу (см. SHA, Elag., VII, 3 о священнодействиях императора в честь финикийской пунической богини Саламбо, которая ассоциировалась с Тиннит). По всей видимости, Север построил храм Тиннит в Риме. Дион (apud Xiph., LXXIX, 11) сообщает, что детские жертвоприношения, традиционные для этого карфагенского культа, возобновились при Гелиогабале (ср. то же в SHA, Elag., VIII, 1).
52.
Согласно античной традиции, Дидона была дочерью Бела, царя города Тира в Финикии. Когда брат Дидоны Пигмалион из алчности убил ее супруга, она вместе со своими приверженцами бежала в Африку. Там местное племя разрешило финикийцам взять себе столько земли, сколько может покрыть одна бычья кожа. Тогда Дидона разрезала кожу на тонкие полосы, связала их вместе, и получившейся веревкой окружила большой участок земли, на котором был основан город Карфаген.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История императорской власти после Марка"
Книги похожие на "История императорской власти после Марка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Геродиан - История императорской власти после Марка"
Отзывы читателей о книге "История императорской власти после Марка", комментарии и мнения людей о произведении.