Роман Подольный - Без обезьяны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Без обезьяны"
Описание и краткое содержание "Без обезьяны" читать бесплатно онлайн.
Эта книга о каждом из нас и о том большом человечестве, которое мы все вместе составляем. О том, какие мы, люди, и почему мы стали именно такими, какие есть: по внешнему облику и обычаям, по привычкам и способностям. О том, как вышло, что у людей кожа бывает разного цвета, и о том, как рождаются и растут народы.
История и антропология, этнография и психология служат проводниками в этом путешествии по прошлому, настоящему и — немного — будущему человека.
Лицевым углом в антропологии характеризуют выступание нижней части лица по сравнению с верхней. Признак этот оказался довольно ненадёжным; определяли этот угол десятками разных способов; сейчас антропологи не часто вспоминают о лицевом угле.
Да, по лицевому углу негр ближе к обезьяне, чем европеец (хотя анатомические причины такой величины лицевого угла у негра иные, чем у обезьяны). Но «зато» на теле негра гораздо меньше волос — значит, тут уж он дальше ушёл от волосатой обезьяны? Далее... У негра и телосложение больше отличается от обезьяньего — у него ноги обычно длиннее, чем у европейца и монголоида.
Расисты пускаются на любую подтасовку фактов. Вот пример более чем сорокалетней давности.
В США вышла книга «Смешение рас на Ямайке». (Ямайка — небольшой остров у берегов Центральной Америки, тогда — английская колония, теперь — независимое государство.)
В «интересах установления истины» авторы этой книги подвергли разным испытаниям белых и негров Ямайки по отдельности. И с торжеством сообщили, что по упражнению, в котором надо было складывать фигуры из деревянных брусков, белые далеко опередили негров.
Правда, в группе белых более трети составляли моряки и строители. Случайно? Нет. Для того группе белых и придали такой состав, чтобы получить именно этот результат.
Дали обеим группам порешать и арифметические задачи. Если бы белые оказались сильнее в арифметике — это, разумеется, явно бы говорило об их общем превосходстве. Но в математическом соревновании победили негры! Казалось бы, что можно из этого факта извлечь в пользу расистской теории? Ан можно! Авторы книги заявили, что данное преимущество негров доказывает их умственную отсталость.
Логика? Простая: у арифмометра и вовсе ума нет, а посмотрите, как он считает!
Дьёрдь Микеш, прекрасный английский юморист, замечает, без улыбки конечно, по адресу расистов:
«Вот вам простейший образчик отношения европейцев и американцев к негру, уходящий корнями в стародавние времена: сперва лишить негра возможности получить образование, а потом обвинять его в невежестве; сперва заточить его в гетто и заставить жить в жалкой лачуге, а потом порицать его за нищету и ужасающую скученность; сперва намертво привязать его к самой чёрной, самой неблагодарной работе, а потом ругать его за то, что он-де не стремится к прогрессу».
Да... Прекрасно сказал когда-то немецкий антрополог Лушан: «... в Африке не существовало других дикарей, кроме некоторых обезумевших европейцев». Это относится и к Ямайке. А обезуметь могут — мы в середине XX века знаем это — и африканцы и азиаты.
Расизм бесчеловечен. Но он ещё и непрактичен и вреден той стране, которая его проводит. На грани катастрофы находится Южно-Африканская Республика. Призрак гражданской войны встаёт перед американцами.
А в Бразилии, где, как я говорил, все расы и национальности относительно равноправны, был самой историей поставлен такой эксперимент.
В бразильскую армию брали всех желающих. Во флоте же царила дискриминация. Туда принимали только белых. Мулаты и негры почему-то всегда оказывались по здоровью непригодными для морской службы. И оказалось, что армия даёт стране много выдающихся личностей, а флот явно не блещет. И дело здесь, конечно, не в том, что среди негров и мулатов замечательных людей больше, чем среди белых. Это ведь не так. И даже не в том, что во флоте использовалась только меньшая половина населения страны. В конце концов, людей в Бразилии десятки миллионов, есть из кого выбирать. Беда была в другом. Как только при отборе на службу начинается дискриминация по признаку, к самой службе отношения не имеющему, это затрагивает и другие принципы отбора. Когда обижают талантливых негров, талантливые белые от этого не выигрывают, а страдают. Я имею в виду не моральные страдания, а вполне практические последствия. Социологи и психологи установили, что это — неизбежное
последствие расовой и национальной дискриминации. Ведь если можно дать отставку таланту «чёрному» только за то, что он «чёрный», то можно и «белому» уже по каким-то другим соображениям. Талант падает в цене...
Факты, разум и чувства вместе утверждают: все расы и народы равны.
Константин Симонов в стихотворении «Красное и белое» дал точную характеристику подлинного деления землян:
Мир неделим на чёрных, смуглых, жёлтых,
А лишь на красных — нас
И белых — их.
На белых — тех, что если приглядеться,
Их вид на всех материках знаком.
На белых — тех, как мы их помним с детства.
В том самом смысле. Больше ни в каком.
На белых — тех, что в Африке ль, в Европе,
Мы, красные, в пороховом дыму
В последний раз прорвём на Перекопе
И сбросим в море с берега в Крыму!
Человеку, приехавшему в чужую страну или хотя бы читающему книгу о чужой стране, свойственно обращать внимание на всё непривычное, несхожее со знакомым ему. Так европейцы когда-то возмущались безнравственностью арабов-многоженцев, а те, в свою очередь, безнравственностью европейцев, позволяющих своим женщинам открывать лица и даже позволяющих себе публично танцевать вместе с женщинами.
Так сегодня гости Японии поражаются улыбке на лицах вежливых хозяев, улыбке, сохраняющейся даже при рассказе о личном несчастье японца. Эта улыбка подчёркивает, что несчастье не должно огорчать собеседника.
Говорят, приезжему из Европы или Америки человеку чрезвычайно трудно научиться есть рис двумя палочками, как китайцы, и немногим легче выучиться сидеть скрестив ноги, как принято у многих народов Востока., Араб откажется есть свинину, зулус — рыбу, мы — кузнечиков. На Западе в знак почтения к человеку или месту снимают шапку, на Востоке — наоборот, надевают. Болгары в знак отрицания кивают головой сверху вниз, а почти у всех остальных народов это знак утверждения. И всё же...
Историки удивляются сходству между собой древних культур, разделённых пустынями и океанами. Даже орудия каменного века всюду имеют сходные черты, потому что всюду их делали для одних и тех же целей. Громадны различия между цивилизацией ацтеков и европейскими цивилизациями. У них даже хозяйственная основа в очень многом разная: ацтеки, например, не знали скотоводства, не знали колеса, у них не было морских кораблей. И тем не менее в Мексике стоят пирамиды, как в Египте, а держава их многими чертами своими напоминает античные рабовладельческие общества. Отношения государства ацтеков с окрестными племенами индейцев чрезвычайно напоминают взаимоотношения Рима и варваров. И две совершенно независимо друг от друга развивавшиеся религии — ацтекское многобожие и христианское единобожие — включали в себя, в частности, такой общий обряд, как причастие — поедание хлеба, олицетворявшего собою тело самого господа бога.
Но это всё история. А вот сегодняшние поговорки разных народов:
Торопливая работа вкривь идёт (марийская).
Поспешность губит дело (китайская).
Не спеши — язык обожжёшь (турецкая).
Спешка — мать несовершенства (бразильская).
Скоро и хорошо не встречаются (итальянская).
Быстро идущий быстро устаёт (курдская).
Кто не спешит, и на арбе зайца догонит (калмыцкая).
Торопливый дважды одно дело делает (персидская).
Поспешишь — в пути замёрзнешь (бурятская).
Быстрая речка исчезает в песке (монгольская).
И, конечно, русская:
Поспешишь — людей насмешишь.
Вот ещё несколько поговорок уже из другой серии:
И на железе бывает ржавчина, и среди родственников — глупый (бурятская),
В каждом стаде найдёшь чёрную овцу (немецкая).
И среди поросят всегда один хуже (финская).
И в пшенице есть сор (мордовская).
В семье не без урода (русская).
А вот ещё:
У семи нянек дитя без глаза (русская).
Где нянек много, там дитя безного (русская, мордовская, белорусская).
Лучше ни одного врача, чем сразу три (немецкая).
Дом с двумя хозяйками грязен (татарская).
Когда пастухов много, овцы дохнут (поговорка казахов, даргинцев, кумыков и др.).
Чем больше поваров, тем хуже уха (финская),
И ещё:
Сердце матери стремится к сыну, сердце сына — в степь (татарская).
Отцово сердце — в сыне, а сыновье — в горах (армянская) .
Душа родителей в детях, а сердце ребят — в медведях (чувашская).
Мысли родителей о детях, мысли детей — о тайге (бурятская) .
Здесь слова непохожие, но мысли-то одни и те же.
И если в России говорят: «Волков бояться — в лес не ходить», то в Узбекистане: «Волков бояться — в камыш не ходить».
Охотники и пахари, рыболовы и пастухи на всех концах планеты — люди. И общее между ними сильнее различий.
ХОЗЯИН МИРА
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Без обезьяны"
Книги похожие на "Без обезьяны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Подольный - Без обезьяны"
Отзывы читателей о книге "Без обезьяны", комментарии и мнения людей о произведении.