Константин Станиславский - Работа актера над собой(Часть II)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Работа актера над собой(Часть II)"
Описание и краткое содержание "Работа актера над собой(Часть II)" читать бесплатно онлайн.
Перед вами одно из самых знаменитых и востребованных произведений великого русского режиссера, знаменитого актера, педагога и театрального деятеля К.С.Станиславского "Работа актера над собой. Дневник ученика". Этот труд на протяжении многих десятилетий является настольной книгой любого актера и режиссера. Его по праву называют одним из самых знаменитых "учебников" по актерскому мастерству. В этой книге последовательно изложено содержание системы К.С.Станиславского, которая и сегодня лежит в основе практического обучения актеров и режиссеров на профилирующем курсе, так и называемом "мастерство актера" или "мастерство режиссера". Упражнения и этюды из этой книги используются при обучении на актерских и режиссерских курсах. "Работа актера над собой" – это, в первую очередь, труд о мастерстве актера. Говоря современным языком, эта книга – классический актерский тренинг, дающий знания, без которых думающий о своем искусстве, актер не может считать себя настоящим актером. В этой книге представлена первая часть произведения.
– Но ведь мы же сшили, и то очень плохо, по одному костюму и прошли каждый по одной эпохе? – объясняли ученики.
– Что ж, и довольно!- спорил Аркадий Николаевич.- Девять учеников по одному костюму с комментариями составляет девять эпох. На первый год этого достаточно.
– Но ведь каждый-то изучал свою эпоху? – заволновались ученики.
– И вместе с тем слушал объяснения, даваемые всем другим, по всем девяти эпохам, – добавил Торцов.
– Как? И это все нам надо знать? – испугались мы.
– Как же иначе? Для чего же вам все это объясняли? Разве вам не говорили об этом?- спросил Аркадий Николаевич.
– Говорили… Но… мы думали… – мялись ученики, взволнованные словами Торцова.
– А еще какие экзамены?
– По архитектуре. Наподобие костюмов, вы покажете склеенные макеты и тоже расскажете все, что знает каждый о своей эпохе [и] относящееся к работе другого ученика, – объяснял Аркадий Николаевич.
– Но ведь большинство не умеет клеить макеты!- заранее оправдывались ученики.
– Со временем научитесь. Пока же важно проверить ваши знания, которые вы приобрели на практической работе, – объяснял спокойно Аркадий Николаевич.
– А еще какие экзамены? По дикции, по постановке голоса?- допытывались ученики.
– Это будет проверено на экзаменационном спектакле.
– А по танцам, по гимнастике, по фехтованию?- допытывались ученики.
– И это выяснится на спектакле. Настоящая же проверка будет в самом начале будущего года, посвященного процессу воплощения. В связи с ним придется усиленно заняться телом.
Нынешний год был посвящен почти целиком внутреннему процессу переживания и только отчасти занятиям по выправлению тела.
* * *
– Познать – значит чувствовать, чувствовать – значит делать, уметь. Вот вы и покажите, что вы умеете. Мы и рассудим, что с вами делать дальше.
Теории ["системы"] пока нам не надо. Когда практика будет крепка, тогда поговорим и о теории. Иначе случится то, что всегда случается. Ученики отлично знают все слова, а попробуйте перевести их на дело – ничего не выходит.
Пусть лучше ученик научится прежде всего хорошо играть и чувствовать на сцене, а терминологию и теорию мы потом проверим для определения практических приемов психотехники.
[ЗАМЕТКИ ПО ПРОГРАММЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ]6
Д_в_и_ж_е_н_и_е.
Гимнастика. Фехтование. Атлетика7. Акробатика.
Жонглерство.
Индивидуальные недостатки8.
Танец, ритмика, походка. Пластика.
Элементы анатомии и физиологии (дыхание).
Р_е_ч_ь.
Постановка голоса, дикция, пение, орфоэпия9, акцентуация, наречие (провинциализм).
В_ы_р_а_з_и_т_е_л_ь_н_а_я р_е_ч_ь.
Законы речи. Логическая интонация [и] эмоциональная.
Теория прозы и стиха (стилистика, риторика) (Шервинский)10.
М_а_с_т_е_р_с_т_в_о а_к_т_е_р_а (п_о "с_и_с_т_е_м_е") (концентрическими кругами)11.
Психология и характерология (до 4-го курса). Тренинг и муштра.
М_у_з_ы_к_а_л_ь_н_о_е о_б_р_а_з_о_в_а_н_и_е [и] в_о_с_п_и_т_а_т_е_л_ь_н_а_я ч_а_с_т_ь.
Слушание музыки, музыкальная грамота (теория музыки).
Уроки музыки.
Смотрение живописи и скульптуры.
Уроки живописи.
Концертные вечера.
Посещение выставок картин.
Посещение театров.
Посещение музеев (МХТ и другие).
Кто хочет учиться музыке – дать.
То же – живописи.
Грим.
Maintien12.
Электротехника.
Сценическое движение13.
ИЗ ЗАМЕТОК "К ПРОГРАММЕ ОПЕРНО-ДРАМАТИЧЕСКОЙ СТУДИИ"14
Экзамен после 1-го курса
Сжатое [изложение] содержания повестей, речей по схеме и после чтение их. Рассказать мысль, потом читать. (Чтение тех же произведений.)
Э_т_ю_д_ы в беспредметном действии [со] своими словами, по физическим действиям.
Р_и_т_м_и_ч_н_о_с_т_ь и г_р_у_п_п_и_р_о_в_к_и. Под музыку или метроном отдельные несложные действия (одевание, раздевание), беспредметно.
Народная сцена: действовать по разным ритмам: одни – по 1/4, другие – по 1/8, 1/16 и проч.
То же с речью, без действия.
После – все вместе.
Т_а_н_ц_ы (современные). Бал.
Г_и_м_н_а_с_т_и_к_а и п_л_а_с_т_и_к_а. Цирк 15.
Экзамен после 2-го курса
К_о_н_ц_е_р_т. Чтение рассказов. По в_и_дениям. Рассказывать в_и_дения.
Чтение стихов. Предварительно кратко, компактно [пересказать] содержание. То же – в_и_дения. С метрономом и потом без него 16. Чтение сцен, актов, по ролям, за столом. Своими словами, по физическим действиям 17.
Э_т_ю_д_ы п_р_о_ш_л_о_г_о г_о_д_а, углубленные по сверхзадаче и сквозному действию.
Фиксировать слова18.
М_а_г_а_з_и_н19, сквозное действие: б_о_р_ь_б_а (в_н_у_т_р_е_н_н_я_я) ч_е_л_о_в_е_ч_е_с_к_и_х с_т_р_а_с_т_е_й или этюд Мищенко: п_е_р_в_о_е р_а_з_о_ч_а_р_о_в_а_н_и_е м_о_л_о_д_о_с_т_и20.
Б_е_с_п_р_е_д_м_е_т_н_ы_е ф_и_з_и_ч_е_с_к_и_е д_е_й_с_т_в_и_я. Ромео, Гамлет – по физическим действиям ("калитка", линии жизни человеческого тела и духа)21.
Н_а_р_о_д_н_ы_е с_ц_е_н_ы. Стройка дома. Приезд из-за границы, станция или рынок, или приезд и парадный обед. До конца разработать.
Со словами и действиями.
С метрономом и без него.
То же под музыку, без слов.
Р_и_т_м_и_к_а. Маленькие эпизоды – сцены. Балет ("блоха"), отдельные этюды (сыгранные), переведенные на музыку ("магазин").
В сцены стараться влепить танцы.
Оркестр (беспредметно).
"Микадо"22 – танцы. Казахстанские [танцы].
M_a_i_n_t_i_e_n и t_e_n_u_e в с_о_е_д_и_н_е_н_и_и с р_и_т_м_и_к_о_й и т_а_н_ц_а_м_и.
Приезд на бал. Быт. Обряды, поклоны и танцы 800-х годов. Старинный вальс, полька, мазурка, кадриль. Лансье, экосез и прочие танцы 20-80-х годов. Группы под музыку. Остановка. Живые картины.
Г_и_м_н_а_с_т_и_к_а в с_в_я_з_и с п_л_а_с_т_и_к_о_й.
Усовершенствованный "цирк".
Добавить "мраморные люди"23.
М_и_з_а_н_с_ц_е_н_а. Старые этюды; с разных сторон поворачивать [их] или пересаживать зрителей. Применять [знание] мизансцены24.
Рассказать и сыграть по физическим действиям первый акт или несколько сцен новой пьесы ("Бык").
То же из оперы (ярмарку из "Кромдейера", или "Комета")25.
С_ц_е_н_и_ч_н_о_с_т_ь. Как входить, поворачиваться, общаться с объектом. Бороться, прилепившись ступнями к полу.
Н_е_д_е_л_ь_н_ы_е п_л_а_к_а_т_ы…26
О_п_е_р_а27. Этюды, сценки по физическим действиям с пением.
Этюды со своими словами.
[К ПРОГРАММЕ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ]28
Ч_т_е_н_и_е, п_р_о_з_а.
Не читать, а д_е_й_с_т_в_о_в_а_т_ь ради какого-то о_б_ъ_е_к_т_а, для какой-то цели (живой объект на сцене или в зрительном зале). Ради этого предварительно рассказать своими словами, кратко, компактно, с соблюдением логики и последовательности, идя по внутренней линии, содержание рассказа, повести, речи, сложной философской мысли, записать эту внутреннюю линию, по которой надо итти.
Выполнить эту линию в словесном действии (а не в докладе и болтании слов), то есть прочесть по намеченной линии.
То же п_о л_и_н_и_и в_и_д_е_н_и_й.
В_и_дения рисовать п_о э_п_и_з_о_д_а_м, при этом, если нужно, не только рассказывать, но и рисовать планы или наброски, чтоб видения стали конкретнее.
Делить эпизоды на составные действия.
Ч_и_т_а_т_ь (действовать) для кого-нибудь, для чего-нибудь по эпизодам, в_и_дениям, по воображаемым действиям.
То же – читать (рассказывать) по книжке, по эпизодам, видениям, воображаемым действиям.
То же – рассказ, чтение прозы с метрономом (ритм речи).
То же – с чтением пьесы по ролям. Объяснить внутреннюю линию по записи, по книге, с_и_д_я на руках29 (одна речь – действие).
ИНСЦЕНИРОВКА ПРОГРАММЫ ОПЕРНО-ДРАМАТИЧЕСКОЙ СТУДИИ30
Надписи для плакатов:
"На нашем языке искусства знать – означает уметь"31.
…
ВСТУПЛЕНИЕ
К_о_н_ф_е_р_и_р_у_ю_щ_и_й. Наша школа не обычного типа. Она выпускает не одиночек, а целые группы, сформированные в труппу.
К такому порядку нас привела сама жизнь и практика.
Дело в том, что так называемая система Станиславского, на основах которой построена наша учебная программа, далеко не всегда воспринимается правильно и признается в своих главных основах. В некоторых театрах, например, переживание считается "привилегией" отдельных лиц и столичных предприятий.
Если наши ученики попадут в такие театры, зараженные предубеждением против "системы", то им там скажут: "Играйте не по Художественному театру".
В каком же положении окажутся те, которых мы в течение многих лет ведем по нашей программе?! При выпуске из школ не в одиночку, а целым коллективом, сформированной труппой возможность таких опасных недоразумений исчезает.
Справедливость наших опасений станет еще более очевидной после того, как вы познакомитесь с нашей школьной программой и с ее основами.
О нашем искусстве нельзя говорить в форме лекции.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Работа актера над собой(Часть II)"
Книги похожие на "Работа актера над собой(Часть II)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Станиславский - Работа актера над собой(Часть II)"
Отзывы читателей о книге "Работа актера над собой(Часть II)", комментарии и мнения людей о произведении.