Хосе-Мария Эскрива - Друзья Божии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Друзья Божии"
Описание и краткое содержание "Друзья Божии" читать бесплатно онлайн.
Эта книга также состоит из 18 проповедей св. Хосемарии Эскривы о христианских добродетелях. Она была издана впервые в 1977 году. Продано 389.000 экземпляров на 13 языках.
Мы, дети Божии, становимся сильнее, исполняя эту новую заповедь. Мы учимся в Церкви служить, а не чтобы нам служили [См. Мф 20, 28.], и находим силы для того, чтобы любить человечество по-новому, что является для всех нас даром благодати Христовой. Наша любовь не сентиментальна. Она отличается от обычных приятельских отношений. И, разумеется, в ней нет ничего общего с труднообъяснимым стремлением помогать другим для того, чтобы почувствовать свое превосходство над ними. Сосуществовать с ближним – значит (я вновь повторяю это) почитать в нем Образ Божий, помогая ему увидеть Образ Божий в себе и тем самым приближая его ко Христу.
Универсальность любви означает поэтому и универсальность апостольского служения. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины [1 Тим 2, 4.]. Нам предстоит воплощать в дела этот великий Замысел Божий.
Если надо любить врагов (я имею ввиду тех, которые считают нас своими врагами; я же, со своей стороны, не вижу врагов ни в ком и ни в чем), то с еще большим основанием надо любить тех, кто всего лишь живет далеко от нас, кто по языку, культуре или воспитанию кажется нам непонятным и чуждым.
231
О какой же любви здесь идет речь? Латинский перевод Священного Писания говорит о dilectio, чтобы было понятно, что это не чувственное переживание. Это слово скорее означает твердое волевое решение. Dilectio, происходит от electio, – выбор. Я прибавил бы, что любить по-христиански – это значит: хотеть любить [По-испански: "querer querer".] и служить всем душам человеческим без исключения, давая им самое главное – возможность познать Христа и влюбиться в Него.
Господь настоятельно нас призывает: благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас [Мф 5, 44.]. По-человечески мы можем и не чувствовать симпатии к людям, которые отталкивают нас, когда мы к ним приближаемся – но Иисус требует, чтобы мы не платили им злом за зло и не упускали случая помочь им, помолиться за них, даже если это для нас нелегко.
Это dilectio, эта любовь становится еще сердечнее, когда речь идет о наших братьях по вере – и особенно о тех, кто по воле Господа находится рядом с нами: это родители, муж или жена, дети, братья и сестры, друзья, соседи, коллеги. Если бы не было этой привязанности, этой человеческой любви, благородной и чистой, направленной к Богу и от Него исходящей, то милосердие было бы лишь пустым звуком.
232
Проявления любви
Я люблю вспоминать слова, которые Святой Дух вложил в уста пророка Исайи: "dicite benefacere", научитесь делать добро [Ис 1, 17.]. Я имею обыкновение прилагать этот совет к различным аспектам нашей внутренней борьбы, поскольку возрастание в добродетелях – плод усилий ежедневных и напряженных. Христианскую жизнь нельзя рассматривать как нечто завершенное.
Как мы учимся исполнять нашу обычную повседневную работу? Во-первых, мы изучаем поставленную цель и средства ее достижения. Затем используем эти средства снова и снова – пока не появилась привычка, закрепленная и устойчивая. Совершенствуясь в своем деле, мы открываем для себя что-то новое, неизвестное ранее – и так получаем стимул для дальнейшего роста.
Любовь к ближнему есть проявление любви к Богу. Значит, возрастая в этой добродетели, мы не можем установить для себя границы роста – ибо не можем определить пределы любви. Мера любви к Богу – это любовь без меры. Во-первых – ибо мы никогда не сможем отблагодарить Его за то, что Он для нас сделал. Во-вторых – ибо сама любовь Бога к своим созданиям проявляется именно так: с избытком, без меры, без границ.
Тех, кто способен внимать Ему всей душой, Иисус Христос учит в Нагорной Проповеди Божественной заповеди любви. И, подводя итог, говорит: любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [Лк 6, 35-36.].
Милосердие – это не только сострадание чужому горю, но и преизбыток любви, и преизбыток праведности. Милосердный имеет отзывчивое сердце, которое откликается с любовью сильной, великодушной, жертвенной. Послушайте, как воспевает эту добродетель Апостол Павел: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит [1 Кор 13, 4-7.].
233
Одним из главных проявлений любви является смирение. Если мы искренне считаем себя ничем, если понимаем, что, утратив поддержку Божию, станем хуже самого слабого и ничтожного создания, если твердо знаем, что способны совершить немыслимые ошибки и впасть в невероятные заблуждения, если, несмотря на постоянную борьбу с грехом, мы все же остаемся грешниками – то посмеем ли думать о других плохо? Сможем ли взращивать и терпеть в своей душе фанатизм, нетерпимость, высокомерие?
Смирение, осторожно нас ведущее, обучает нас самой лучшей форме отношений с ближними: сочувствовать всем, жить в мире со всеми, прощать всех, не разделять, не возводить барьеров, понимать себя как инструмент для соединения. Не напрасно в глубине души человеческой живет стремление к миру, к единению с себе подобными, к взаимному уважению прав личности. В этом – высокое достоинство нашего человеческого звания. Ведь если все мы – дети Божии, то наше братство – не звонкая фраза и не туманный идеал, о котором можно только мечтать без малейшей надежды на реализацию. Это – цель трудная, но вполне достижимая.
Мы докажем всем циникам, скептикам, равнодушным, всем тем, кто превратил собственную трусость в образ мышления, что такая любовь возможна. Разумеется, существует множество препятствий, мешающих человеку быть всегда и во всем последовательным – ибо человек был создан свободным и, следовательно, способным по своей воле выбрать бесплодный и горький путь сопротивления Небесному Отцу. И все же любовь к ближнему – возможна, реальна. Она – плод любви Божией и неизбежное следствие любви к Богу. Если мы хотим любить, то хочет и Христос. Благодаря этой взаимосвязи страдание, самопожертвование и преданное служение душам обретают для нас новое значение – более ясное и плодотворное.
234
Жить по любви
Воображающий, что требования христианской любви легко исполнимы, наивно заблуждается. Опыт общения с людьми в миру и, к сожалению, в церковной среде наглядно показывает нам это. Если бы любовь не принуждала к молчанию, каждый из нас мог бы многое рассказать о ссорах и нападках, о сплетнях, кознях и несправедливостях. Но излечение этих недугов зависит от наших усилий, от нашей решимости никого не обидеть, не причинить боли, не унизить, наставляя в вере.
Напомню вам, что эти проблемы возникли перед Церковью не вчера. Через несколько лет после Вознесения Христова, когда Апостолы ходили от города к городу, проповедуя Евангелие, некоторые из христиан уже начали удаляться от пути истинного, забывая о заповеди любви.
Если между вами зависть, споры и разногласия, – пишет Апостол Павел Коринфянам, – то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо, когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? [1 Кор 3, 3-4.] Строящие стены между людьми не понимают, что Христос пришел, чтобы разрушить эти стены. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь [1 Кор 3, 5.].
Апостол не отрицает различий: он признает, что каждый получает свой дар от Бога – тот или иной [См. 1 Кор 7, 7.]. Однако эти различия должны служить на благо Церкви. Мне хочется сейчас попросить Господа (и вы можете присоединиться к моей молитве), чтобы Он не допускал вражды между верующими. Любовь – это соль христианского апостольства. Если она потеряет силу – сможем ли мы, представ перед миром, воскликнуть с гордостью: здесь – Христос!
235
Потому и повторяю вам вместе с Апостолом Павлом: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы [1 Кор 13, 1-3.].
Эти слова Апостола язычников поражают так же, как поразили учеников слова Господа, провозгласившего Таинство Своей Плоти и Крови. Какие странные слова! кто может то слушать? [Ин 6, 60.] Да, нам трудно это принять. Любовь, о которой говорит Апостол Павел, не ограничивается филантропией, гуманностью, или состраданием чужому горю. Она более требовательна. Она проистекает из любви к Богу и любви, во имя Бога, к людям. Поэтому любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше [1 Кор 13: 8, 13.].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Друзья Божии"
Книги похожие на "Друзья Божии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Хосе-Мария Эскрива - Друзья Божии"
Отзывы читателей о книге "Друзья Божии", комментарии и мнения людей о произведении.