Павел Шехтман - ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ"
Описание и краткое содержание "ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ" читать бесплатно онлайн.
Павел Шехтман
ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ
Однажды утром на стенах бакинских улиц появилось горячее воззвание:
“Вековое мирное сожительство ваше отравлено! Вы, веками дружно жившие
вместе, набросились ныне друг на друга: опомнитесь, что делаете вы? Куда
идете? Вы забыли веления Евангелия и Корана, вы потеряли совесть!… Долго ли
еще будете вы проливать невинную кровь?… Еще раз взываем к вам, опомнитесь.
Искупите совершенные вами ужасы, протяните друг другу братские руки и
искренно, от чистого сердца забудьте случившееся… Искренно простите друг
другу и помните, что прощение есть признак величия души. Победите друг друга
любовью и прощением, а не оружием и огнем!” (газета «Каспий», Баку,
16.6.1905).*
____________________
* Документы приводятся с сохранением пунктуации и особенностей орфографии
подлинника.
____________________
Прохожие читали и шли дальше. Обгоревшие окна армянских квартир напоминали
об ужасах погрома. Они тоже агитировали - и куда красноречивее.
По вечерам жизнь в городе замирала - военное положение. Лишь ходили патрули
и изредка раздавались выстрелы.
Газеты были полны известий о войне в Карабахе.
Шло лето 1905 года.
ПРИЧИНЫ
Азербайджанцы (тогда их называли кавказскими татарами; сами же себя они
именовали просто: мусульмане) в Российской империи жили с армянами внешне
мирно и дружно. Но под этой внешностью таилась застарелая вражда и вековые
предрассудки.
Различным было все: религия, культура, история, национальный менталитет,
политическое положение. Татары были народом полукочевым и патриархальным,
армяне - народом торгово-промышленным. Со времени тюркского завоевания
Армении (XI век) татары были народом господствующим. Господствующее
положение они сохранили, в сущности, и при русской власти, всегда
ориентировавшейся на поддержку существующих социальных отношений. Так, земля
принадлежала главным образом татарским помещикам - агаларам; в местной
администрации, особенно в полиции, служили в основном татарские беки и т.д.
Знания, наука не ценились у татар. “У ханов и беев считалось постыдным
читать и писать - это было уделом бедняков”, - свидетельствует немецкий
исследователь (Гакстгаузен, «Закавказский край». СП6, 1857, ч.1, стр.185). О
массе кочевников говорить не приходится. Какой контраст с армянами,
важнейшими национальными чертами которых энциклопедия Брокгауза и Ефрона
называет “способность к изучению языков, трудолюбие, спекулятивный дух и
любовь к учению”* (СПб., 1902, т. 34, стр. 228).
____________________
* Спекуляция - денежное, торговое предприятие, оборот по расчету, оборот из
выгоды, для барышей. Спекулировать - считать на что, рассчитывать, идти на
предприятие либо делать оборот для наживы. («Толковый словарь живого
великорусского языка Владимира Даля», СПб - Москва, 1882, т.4, стр.289)
____________________
Долгие века подневольного положения, когда армянам запрещалось даже носить
оружие, казалось, выветрили у них воинственный дух и сделали предметом
насмешек татар. Армяне отыгрывались за свое неравноправное положение в иной
сфере - торговой, а затем и промышленной. Но это лишь рождало против них
чувства, обычные в отношении торгово-промышленных меньшинств - зависть,
страх и ненависть. Страх не просто перед сильными и удачливыми
конкурентами,* а перед людьми, которые лучше тебя знают свою выгоду и
поэтому, как казалось, имеют полную возможность наживаться за твой счет;
страх перед людьми, которые лучше тебя умеют добиваться успеха - конечно же,
за счет «тебя» и «твоих»!
____________________
* “Армяне культурны, образованны, сильны инициативой, а татары
невежественны, косны и неподвижны, в потому-де армяне нас, татар, забивают в
жизненной борьбе”, - жаловались богатые татары бакинскому городскому голове
А.И.Новикову, по свидетельству последнего. (Газета «Сын отечества»,
Санкт-Петербург. 30.8.1908. В дальнейшем - «С.О.»
____________________
Все это порождало реальное и острое ощущение эксплуатации армянами (“армяне
все забрали в свои руки!”, “армяне нас обирают!”, “армяне никому ходу не
дают”), которое невозможно было развеять никакими ссылками на то, что
армянских крестьян эксплуатируют татарские агалары, что у татарских хозяев
рабочим живется ничуть не лучше, чем у армянских, и т.д.
Эти чувства особенно обострились на рубеже веков, когда была проведена
Закавказская железная дорога. Баку превратился в крупный торговый и
промышленный центр, и рыночные, товарно-денежные отношения властно и
разрушительно вторглись в патриархальный мир Кавказа. Этот момент был
звездным часом армянской буржуазии. А татарские крестьяне и кочевники,
разоряясь и страдая в мире новых, непривычных отношений, глядели на
преуспеяние армян и отчетливо уясняли, кто является причиной их несчастий.
“Сто лет назад дышать едва лишь смели перед нами, а теперь… О, праведный
Аллах! Ходят бодро, гордо и как обогнали нас!” - так передает русский
наблюдатель чувства, которые обуревали татар. Он же приводит высказывание,
слышанное им задолго до резни: “Ха! Если бы только русские да отвернулись,
сделали вид, что ничего не видят! Мы показали бы этим проклятым армянам!“
(Г. Е. Старцев, «Кровавые дни на Кавказе». СП6, 1907. В дальнейшем -
Старцев).
Арменофобию поддерживали и агенты турецкого правительства, активно
действовавшие в Закавказье под видом дервишей. Они говорили, что армяне -
враги ислама и султана, что они хотят истребить правоверных и что их следует
поэтому уничтожить. Эти рассуждения падали на благодатную почву. “В конце
девяностых годов в Елисаветполе был обнаружен мусульманский заговор и
найдены панисламистские прокламации Абдул-Гамида” (А.В.Амфитеатров.
«Армянский вопрос». СПб., 1906, стр 53. В дальнейшем - Амфитеатров). Тогда
же известный бакинский миллионер Тагиев говорил, что мусульмане Закавказья
“свои надежды на будущее связали с Турцией и престолом султана”, и от имени
бакинских мусульман выговаривал армянам за их антигосударственную
деятельность в Турции (См.: Э.Оганесян, «Век борьбы», Москва-Мюнхен, 1991,
____________________
* О роли татарских богачей современник говорит так: “Придавленная вековыми
предрассудками, невежественная, неразвитая, она (татарская масса)
представляет жалкую игрушку в руках своих богачей, а этим последним не
выгодны просвещение, прогресс, улучшение быта и правопорядка… Теперь они
управляют массой. Тогда масса будет управлять ими. Попытки мусульманской
учащейся молодежи создать примиряющий modus vivendi (здесь: образ
сосуществования. - П.Ш.) сталкиваются с холодной, рассчитанной жестокостью
крезов и их прихлебателей, проповедующих в газете «Гзят» полное отделение
закавказских мусульман от остальных народностей” (газета «Тифлисский
листок», 24.9.1905. В дальнейшем - «Т.Л.»).
____________________
Эти настроения неожиданно пересеклись с официальной российской политикой.
С восшествием на престол Александра III (1881) началась политика
великорусского шовинизма и усиленной русификации окраин. На Кавказе она
натолкнулась прежде всего на армян как на нацию, наиболее сильную
экономически и развитую политически.
“Малейшие столкновения законнейших инородческих прав с новым государственным
курсом понимались, как явления крамольные, - писал по этому поводу известный
литератор А. В. Амфитеатров. - И - так как с исконными армянскими правами
новый курс столкнулся очень скоро и резко, то армяне стяжали в Петербурге
славу народа крамольного и бунтовского по преимуществу” (Амфитеатров,
стр.51). Другой известный публицист, Влас Дорошевич, так иллюстрирует это
замечание:
“Всякий армянин на Кавказе считается революционером уже потому, что он
армянин.
– Послушайте, да ведь это самый тихий и мирный…
– Армянин! Что вы мне будете рассказывать!
Соответственно этому к ним и относятся” (Газета «Русское слово», Москва,
12.2.1905. В дальнейшем - «Р.С.»).
Особенно пугала российских администраторов идея автономии Турецкой Армении:
они видели, какой соблазн проистекает отсюда для Армении Русской. Недаром
Армению называли Польшей в Азии!
Для объяснения отказа России присоединиться к другим державам с требованием
автономии для Западной Армении князь Лобанов-Ростовский* говорил: “Я не
хочу, чтобы Турецкая Армения сделалась второй Болгарией и русские армяне
воспользовались против нас учреждениями, которые создаст армянская автономия
под турецким протекторатом”. (Амфитеатров, стр.17).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ"
Книги похожие на "ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Шехтман - ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ"
Отзывы читателей о книге "ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ", комментарии и мнения людей о произведении.