Сергей Переслегин - Статьи 2

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Статьи 2"
Описание и краткое содержание "Статьи 2" читать бесплатно онлайн.
Науку можно рассматривать, как гуманитарную технологию, управляющую процессом познания. В настоящее время, управление наукой со стороны государства потеряно. Поэтому наука, как сообщество, превратилась в структуру, которая хочет «жить и питать» своих адептов. Связи этой системы с наукой, как формой познания, полностью разорваны. У административной системы просто другие функции.
То, что в современном обществе называют «наукой» и на что выделяются деньги, не имеет отношения к процессу познания, поскольку развивается в отсутствие как ценностных ориентиров, так и целевой рамки, которая может быть поставлена лишь извне.
«- А вы что же, не собираетесь соединять науку с жизнью? – сразу настораживалось начальство и с опаской разглядывало человека, только что вышедшего из лесу.
– Нет, не собираюсь. Сегодня пришла пора не соединять, а спасать жизнь от науки. Это будет антинаучно-непопулярный журнал. Журнал нового типа. Он будет соединять науку не с жизнью, а с мыслью. Они до сих пор были оторваны. Журнал так и будет называться: «Наука и мысль».
Борис Штерн. Записки динозавра. М., "Альтерпресс", 1995.
Разумно предположить, что наука есть форма познания, имманентная Nation State и в отрыве от него не существующая. Институтами познания в индустриальном мире является научная лаборатория, а процесс передачи информации (коммуникации) происходит через книгу- инструкцию (делай по правилам!). Напомним, что в предыдущей фазе науку заменяла схоластика, а институтом познания была школа. Учитель транслировал ученику: «Делай как я!» Средневековая по своей сути современная школа нетронутой дошла до наших дней, но с появлением индустриальных технологий и многочисленных источников информации о том, как делать, она перестала интегрировать детей в современный социум, и авторитет Учителя, а следом, кстати, и авторитет Правительств у учеников резко снизился. Эти же ученики перестали пополнять ряды научных сотрудников, которые обычно составляли среду вокруг очарованного познанием Странника – лидера научной школы.
Изобилие книг, в том числе популяризирующих науку, не привело ни к повышению уровня образования населения, ни к возрастанию компетенций у специалистов. Эта проблема была отрефлектирована в США и странах Запада, и возник, как ответ на вызов Познания с большой буквы, Think tank «умный танк», «фабрика мысли», обеспечивающая совместное мыследействие многих ученых из разных областей знания. «Делай, чтобы получилось, к черту подробности!» – девиз этого нового научного института. Где-то впереди маячит knowledge reactor (знаниевый реактор) – безудержное превращение продуктов совместного мыследействия ученых, писателей, политиков, студентов и бизнесменов в необходимые технологии.
Праксеологически «наука» это нечто, прямо или опосредовано повышающее конкурентоспособность данного социума. То есть в рамках социосистемного определения наука превращает информацию в нужные здесь и сейчас ресурсы. Лженаука превращает информацию в ресурсы, здесь и сейчас ненужные, и в этом смысле «вертолеты» Леонардо Да Винчи, безусловно, относились к лженауке.
Таким образом, сегодня, тематическое планирование научных исследований есть стратегическая задача, то есть попытка достичь цели, имея заведомо недостаточные ресурсы.
Значит, России придется определить направление главного удара и массировать силы и средства на этом направлении. Для этого понадобится «технология отрезания»: «убрать все, без чего можно обойтись».
«Форсайтные исследования» – модное направление, его задача делать технологические прогнозы и исследовать вызовы все ускоряющегося прогресса.
Научные исследования должны повышать или, по крайней мере, не понижать связность позиции. Связность может быть вычислена в «модели дерева» или в «карте исследований», это удобная и наглядная форма планирования.
Эффективной конверсией от такого планирования может стать решение проблемы междисциплинарности.
Необходимо применять механизм сценирования развития науки, там, где не «работает» стратегия. «Дерево», «карта местности», «дорожная карта»1 в ближайшее время должны заменить пространные тексты тематических планов.
При массировании сил и средств на главном направлении необходимо учитывать темпы операции: иными словами выигрыш времени на главном направлении должен превышать проигрыш его на тех направлениях, которые остались недофинансированными.
В этой логике существующие НИИ следует рассматривать исключительно как структуры, управляющую недвижимостью и иным имуществом (включая управление знаниями). Исследовательские группы должны быть изъяты из-под контроля НИИ и превращены в мобильные. Так на позиционном фронте в 1917-1918 гг. перебрасывали только людей, а имущество считалось находящимся в ведении участка фронта. Корпус был не тактической или оперативной, а чисто административно-хозяйственной единицей – ему принадлежали орудия, траншеи, проволока, средства связи, но не батальоны.
В предположении, что научные сотрудники будут часто перебрасываться с направления на направление, информационную мобильность следует включить в необходимую компетенцию для современного ученого.
При тематическом планировании должны быть выделены резервные позиции – 10 – 20% общего объема плана.
Необходим реестр ученых и отдельный реестр «держателей направлений» «генералов». Без всего этого стратегическое планирование невозможно.
Следует учесть, что ученых бессмысленно встраивать в административные мотивационные протоколы. А институт менеджеров в науке служит чему угодно только не науке, Познанию и конкурентоспособности страны. Этот институт необходимо строить заново, и давать менеджерам образование офицеров Русского Генерального Штаба, например. Обязательно нужен переход к проектной форме: дедлайн и конкретная форма представления результатов, удобная как для Пользователя, так и для автоматизированной системы. Те исследователи, которых по каким-то причинам нельзя перебросить или нецелесообразно перебрасывать рассматриваются как элементы ландшафта, на них создаются знаниевые инфраструктуры. В такой системе управления неизбежно возникает расслоение и появляется «научный пролетариат». Темы, которыми не занимается никто, следует архивировать.
Вариант, рассмотренный выше – фантастический.
Альтернативой «стратегической модели» является логика глобальной конкурентоспособности – все, что лучше нас делают немцы, американцы и прочие – покупаем, занимаемся только тем, что получается, или тем, чем ни занимается никто в мире.
Заметим, что последнее может быть предсказано с помощью научного и технологического форсайта. «Форсайтные исследования» – модное направление, его задача делать технологические прогнозы и исследовать вызовы все ускоряющегося прогресса. Следует помнить, что форсайт – это не прогноз, а сшивка картин мира научников, политиков и бизнесменов. Такая сшивка, будь она выполнена по методикам «с чужого плеча», по книгам -инструкциям и с помощью сертифицированных специалистов ЮНИДО2 может привести к тому, что Россия так и останется «догоняющей Португалию» при всем ее научном потенциале и не утраченной тягой к Познанию. Следовательно, необходим форсайт, свой собственный и, нет разницы, будет он использовать концепцию «научного биогеоноценоза» и построение «трофической пирамиды знаний» или эволюционную логику развития науки и технологии, в любом случае выбор «структурообразующего метода» требует политической воли, как требует ее и полная модернизация российского научных институтов заточенных под прошлый век.
1 Под «дорожной картой» понимается инструмент эффективного технологического/геополитического/научного и пр. планирования, который помогает определять потребности в определенной продукции, отдельном товаре и т.п., развивать различные планы проектов, которые гарантировали доступность нужных технологий в необхо-димый момент в будущем. Дорожная карта не является прогнозом научных и технологических прорывов в бу-дущем, а скорее это интеграция требований по обеспечению будущих технологических потребностей. – Прим. «РЭО».
2 ЮНИДО – (UNIDO – United Nations Industrial Development Organization) – организация по промышленному развитию при ООН, оказывающая содействие в индустриализации развивающихся стран. Возникла в 1966 г. и насчитывает ныне 137 государств. – Прим. «РЭО».
Капитализация будущего
Сергей Переслегин
Руководитель теоретического отдела
Санкт-Петербургской Школы сценирования
О низкой капитализации российских территорий, предприятий, властей и культурных элит написаны десятки статей. К сожалению, авторы большинства из них не очень хорошо знают, что такое капитализация, зачем надо ее увеличивать и во всех ли случаях имеет смысл это делать.
Сугубо формально капитализация «чего-то» есть возрастание (рыночной?) стоимости этого «чего-то»: предприятия, территории, страны, группы и даже отдельного человека. Здесь возникает сакраментальный вопрос «что такое стоимость»? Вообще-то, он давно и окончательно решен К.Марксом, но кто в наши дни перечитывает «Капитал»?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Статьи 2"
Книги похожие на "Статьи 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Переслегин - Статьи 2"
Отзывы читателей о книге "Статьи 2", комментарии и мнения людей о произведении.