» » » » Константин Коничев - Повесть о Воронихине


Авторские права

Константин Коничев - Повесть о Воронихине

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Коничев - Повесть о Воронихине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Книжное издательство, год 1959. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Коничев - Повесть о Воронихине
Рейтинг:
Название:
Повесть о Воронихине
Издательство:
Книжное издательство
Год:
1959
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повесть о Воронихине"

Описание и краткое содержание "Повесть о Воронихине" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена выдающемуся русскому зодчему Андрею Никифоровичу Воронихину.






Разумеется, предварительно план во всех подробностях Воронихин согласовал с графом.

Воронихин доложил проект царю. Он кратко рассказал, как можно использовать изгиб Невы против Горного корпуса, выпятив центр фасада, и тогда массивная колоннада портика при въезде в столицу со стороны залива и при выходе из Невы в залив будет напоминать пропилеи… Царю эта мысль зодчего понравилась. Дальше Воронихин сказал, что узкие барельефы под карнизом по сторонам портика должны быть соответственны назначению учебного заведения: с одной стороны, изобразить «Приход Венеры к Вулкану за военными доспехами Марса», а с другой – «Приход Аполлона к Вулкану за изготовленной для него колесницей». В центре той и другой композиции – Вулкан, бог огня и покровитель кузнечного искусства, – стало быть имеющий отношение к рудокопному и плавильному делу. Материалом для рельефов может служить дешевый, удобный в обработке и прочный даже в условиях петербургского климата все тот же пудостский камень…

– Из этого же камня, оставшегося от облицовки Казанского собора, полагаю сделать две скульптурных группы и поставить их на массивные лестничные выступы с двух концов портика перед крайними колоннами.

– Что собою будут представлять эти группы? – спросил царь.

– Обе группы, ваше величество, из области мифологии: «Геркулес, задушающий Антея» и «Плутон, похищающий Прозерпину». Каждая группа, из двух фигур состоящая, равной величины и немалого размера, оживят портик здания.

– Не вижу связи между назначением Горного учебного заведения и сюжетами этих групп. Поясните!

– Связь отдаленная, ваше величество. Плутон – бог подземного мира, Прозерпина – богиня земных недр, откуда люди добывают рудные богатства. Геркулес, как известно, одолел Антея, сына Земли, оторвав его от земли и тем самым лишил силы сопротивления. Так и рудные металлы, таящиеся в земле и вынутые из оной, будучи преодолены, отдадут свою силу на пользу человека…

Царь одобрил весь проект ансамбля Горного корпуса, особенно похвалил фасад с колоннами и широкой лестницей, удачное ее сочетание с гранитным спуском к Неве. Когда Воронихин начал докладывать Александру о том, как он планирует расположение комнат, устройство ярусов и балконов наподобие кунсткамеры петровских времен, император, отмахнувшись, сказал:

– Делайте, как того требуют удобства для обучения юношей, и согласовывайте такие мелочи с инспектором корпуса. Нас же интересует общий вид здания.

Обращаясь к графу Строганову, Александр спросил:

– Как полагаете, Александр Сергеевич, не нужна ли при Горном корпусе своя церковь? И не кажется ли вам, что в столице мало храмов? Какая-нибудь Вологда имеет их полсотни, а в Петербурге все церкви по пальцам перечесть можно?..

– Едва ли есть в этом надобность, ваше величество, – возразил царю старый граф. – На Васильевском острове церквей достаточно. В воскресные дни учащиеся Горного корпуса могут под командой ходить в Андреевскую церковь…

– А каково мнение архитектора на сей предмет? – опросил император.

– Ваше величество, позволю себе сказать, что церковь при корпусе отняла бы слишком много полезного для учащихся места. Весьма справедливо замечание вашего, величества о том, что в Петербурге храмов немного. Но зато какие храмы! Александро-Невская лавра, Петропавловский собор. Полагаю, и наш Казанский собор займет а столице должное место. Опять же полезно сослаться на Альберти Леона Баттиста, который в своем трактате о зодчестве замечает, что чем меньше будет богов, тем больше их будут почитать. Им же сказано: «строгие лики величайших богов с бородой и нахмуренными бровями неуместны рядом с нежными лицами святых дев…» Что нами и учитывается при заключении контрактов с живописцами, работающими над украшением Казанского собора.

– Что ж, – сказал Александр, – мысль Альберти не лишена дерзости, остроты и правильного вкуса. Итак, Горный корпус можете начинать строить. Слава богу, что денег на это здание потребуется немного. Но церковь, пусть хотя бы и мало занимающая места, при корпусе должна быть! Как же без церкви? Более того, мы намерены перестроить старые придворные конюшни в цельное здание Конюшенного ведомства. И там полагаем в центре здания построить церковь…

– Будет исполнено, ваше величество, – ответил граф на высочайшее замечание. – Поищите, Андре, местечко под церковь в стенах главного здания.

– Не смею ослушаться, будет исполнено, – склонив голову, проговорил Воронихин, складывая чертежи и рисунки в сафьяновую папку.

Выходя из дворца, граф и архитектор молчали. Молчали и сидя в карете, на коротком минутном перегоне между Зимним дворцом и домом Строганова на Мойке. Лишь когда они вошли в вестибюль, граф заговорил:

– Андре, тебя государь любит. Как легко и скоро он принял твой план Горного корпуса. Ему нравится строгий греческий стиль. А мне более по душе легкий, как птица перед полетом, Казанский собор со всем его предполагаемым великолепием.

– Различие вкусов в зодчестве, ваше сиятельство, зависит от стремлений определенных кругов общества. Это давно замечено. И в древней Греции, и у нас теперь на Руси к торжественной строгости монументальности стремились и стремятся неограниченные властители – владыки… Изящество, блеск и модная роскошь – это то, к чему склонна наша несколько ограниченная в правах, но вполне независимая от нужды аристократия.

– Справедливо сказано, – заметил граф, поддерживаемый под руку Воронихиным, ступая по устланной ковром лестнице. – И примеров тому, Андре, очень много… А церковушку в Горном корпусе приладь где-то внутри, сбоку. Во избежание недомыслия учти, что алтарь все-таки должен выходить на восток по религиозным требованиям.

– Постараюсь, ваше сиятельство.

Строительство здания Горного кадетского корпуса началось в то время, когда Казанский собор был уже возведен, но требовались еще годы для внешней и внутренней его отделки.

Много поработал на постройке Горного корпуса подрядчик каменотес Суханов с артелью подобранных один к одному каменотесов. Из пудостского камня он делал обе скульптурные группы, поставленные у наружного входа. Он же выполнил на фризах барельефы по модели скульптора Василия Ивановича Демут-Малиновского. Одна из скульптур «Геркулес, задушающий Антея» в модели была изваяна другим скульптором – Степаном Степановичем Пименовым. Оба ваятеля в те годы отличились на многих декоративных работах в Петербурге. В частности, ими изваяны фигуры, поставленные в ниши северного портика Казанского собора. Две из них: статуи Владимира Киевского и Александра Невского созданы Пименовым Андрей Первозванный в полуобнаженном виде изваян Демут-Малиновским.

Кроме строения Казанского собора и Горного корпуса, у Андрея Никифоровича было много других забот. Став академиком и профессором архитектуры, он уделял немало времени преподаванию зодчества в Академии художеств. То ему надо было находиться на строительстве собора, следить за отделкой, принимать работу, выполненную лепщиками, штукатурами, художниками и ваятелями; то наблюдать за постройкой Горного корпуса. Последнему придавалось немаловажное значение.

Воронихин всматривался в будущий ансамбль с противоположного берега; не раз выезжал на лодке и глядел с Невы, как вырастает это новое классическое здание.

В архитектурном классе Академии художеств Андрею Никифоровичу приходилось немало затрачивать сил на подготовку к преподаванию уроков.

Давно устарели книги, когда-то составленные для Московского Пушкарского приказа, по которым он учился в «Архитектурной команде» в Москве. То были наставления с длинными заглавиями, вроде: «Книга, в ней писаны образцы всяким немецким городам земляным и каменным, и чертежам учить чертить», «Книга, в ней писаны образцы столбов церкви, или в Палате, или у Мостов каменных». На смену этих книг появились в переводах труды знаменитых зодчих-классиков. Готовясь по их книгам к занятиям с будущими строителями, Воронихин постигал многое и для себя. В числе тех трудов были архитектурные каноны Виньолы и Палладио, Альберти и Витрувия и новые наставления по архитектуре Ивана Лема и других. Но главным являлась строительная практика, в которой не было недостатка в растущем Петербурге в годы первой четверти девятнадцатого века.

Когда шла обработка стен Казанского собора и начал строиться Горный корпус, трудно было определить, чем больше занимался, чему больше уделял внимания Андрей Никифорович.

Он успевал везде. Даже на дому занимался с крепостными даровитыми ребятами, готовил их для поступления в Академию художеств. То были молодые строители Шаров Петр, Мичурин Иван, Садовников Петр и другие мужицкие дети из крепостных Строганова и Голицыной, впоследствии ставшие архитекторами у своих владельцев. Их способности были примечены Андреем Никифоровичем на работах при возведении Горного корпуса и Собора.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повесть о Воронихине"

Книги похожие на "Повесть о Воронихине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Коничев

Константин Коничев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Коничев - Повесть о Воронихине"

Отзывы читателей о книге "Повесть о Воронихине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.