Мария фон Франц - Алхимия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Алхимия"
Описание и краткое содержание "Алхимия" читать бесплатно онлайн.
Я много размышляла о том, каким образом необходимо построить курс лекций, чтобы ознакомить вас с символизмом алхимии, и решила дать краткую интерпретацию множеству текстов, а не одному тексту, как это я делала в иных случаях. Из девяти лекций я решила три лекции посвятить древнегреческой алхимии, три лекции — арабской и три лекции — позднеевропейской, чтобы вы смогли хотя бы получить представление о каждом этапе развития этой науки.
Развитие инстинкта истины позволяет быстрее миновать упомянутую стадию. Когда присутствие Самости ощущается настолько сильно, что инстинкт истины доходит до сознания с быстротой радиограммы, тогда человек реагирует правильно, даже не зная, — почему. Самость потоком проходит через него и он поступает надлежащим образом, иногда поступая так, а порой иначе. Он находится в таком состоянии постоянно, поскольку сознание и присущая ему рефлексия перестали ему мешать. Самость способна произвести такую трансформацию в том случае если она непосредственно воздействует на личность. На более высоком уровне такое состояние абсолютно естественно, и человек инстинктивно способен отличать истинное от ложного. Поэтому некоторые теологи называли Святой Дух инстинктом истины. Характеристика замечательная!
Далее в тексте говорится:
«Я твердое, сухое железо, я мощный фермент, все доброе приходит сквозь меня, свет тайны всех таинств возникает благодаря мне и ничто не может повлиять на мои поступки. Все, что сияет, создано во мраке света. Но когда я достигну совершенства, я оправлюсь от своих недугов и голова с хвостом станут одним».
Рис. 51. Некоторые теологи рассматривают «инстинкт истины» как один из аспектов Снятого Духа, который изображен здесь в виде нисходящих, раздвоенных языков. С психологической точки зрения непосредственное понимание того, что является правильным и истинным для личности («истина без рефлексии» — фон Франц), свидетельствует о связи с самостью. На языке алхимиков это называется философским камнем.
Я полагаю, что первая часть достаточно понятна. В ней говорится о возникновении нового света; при конъюнкции зарождается или возникает третья вещь. Во мраке рождается новый свет, и тогда все невротические симптомы и недуги исчезают. Появляется третья вещь, которая называется illud magnum fluxum capitis et caudae (великое единство головы и хвоста).
Здесь нельзя не вспомнить об Уроборосе, пожирающем свой хвост. Его хвост и голова составляют единство, хотя и выглядят по-разному. Когда противоположности, голова и хвост встречаются, рождается некий поток, который алхимики считали мистическим или божественным. Я называю это многозначным потоком жизни. Благодаря инстинкту истины жизнь принимает форму многозначного потока, проявления Самости. В данном случае это происходит в результате конъюнкции. Хотя чаще всего упоминается философский камень, во многих текстах вода жизни отождествляется с ним.
Великий парадокс заключается в том, что, по мнению алхимиков, жидкость (бесформенная вода жизни) и камень (самый прочный, безжизненный предмет) — одно и то же. Это свидетельствует о двух упомянутых особенностях реализации Самости: за пределами водоворота жизни рождается нечто прочное и в то же время живое, способное участвовать в потоке жизни, без запретов и ограничений со стороны сознания.
Я черпала время, которое собиралась посвятить арабским трактатам. В следующий раз мы остановимся на европейской алхимии. К сожалению, мне удалось рассказать вам лишь об одном арабском трактате, но он принадлежит перу великого шиитского алхимика Сеньора.
Вопрос: Вы упомянули инстинкт истины. Что вы понимаете под этим термином?
Доктор фон Франц: Это то, что сообщает мне истину без рефлексии; распознает истину по моей непосредственной реакции, без размышления об истине и даже без моего стремления выразить ее. Инстинкт истины весьма напоминает телепатическое знание. В греческом языке слово «телепатия» означает способность чувствовать на расстоянии. Но это значение ничего не объясняет, так как телепатия является загадкой и мы не знаем, что она собой представляет.
Если кто-нибудь предложит вам принять участие в деле, которое внешне представляется простым, ясным и уместным, и вы не находите в нем ничего предосудительного, то вы, разумеется, примите такое предложение. Но бывает, что внутренний голос говорит: «Не соглашайся». Впоследствии вы часто обнаруживаете, что все-таки дело было нечисто. Вы не знали, почему, но «оно» знало все и «учуяло крысу».
Рис. 52. Изображение конъюнкции в виде фонтана, символизирующего многозначный поток жизни.
Это нечто и есть инстинкт, который знает нечто такое, чего вы не осознаете. Ваше бессознательное (или инстинктивная личность) знает нечто. В данном случае я имею в виду не религиозную истину или истину какого-нибудь учения, а истину момента. Например, если кто-нибудь предложит вам хорошее дело, которое в действительности является мошенничеством, инстинкт истины будет знать об этом. Здесь речь идет об истине определенной ситуации или об истине сказанного. Какой-нибудь человек расскажет вам длинную историю, и вы просто почувствуете, что это неправда, хотя и не сможете определить, что именно — ложь. Другой человек расскажет вам о проблеме брака, и вы почувствуете, что это неправда, хотя и не будете знать, что именно неправда. В другом случае вы инстинктивно почувствуете, что вам говорят правду.
Итак, если вы даете инстинктивную оценку, то решение принимает некое внутренне начало. Если оно действует последовательно, значит вы можете ему доверять. В данном случае определение истины на инстинктивном уровне не имеет никакого отношения к логике.
Вопрос: Чем это отличается от интуиции?
Доктор фон Франц: Интуиция может быть на 50 % верной и на 50 % неверной. Упоминая людей с развитой интуицией, Юнг приводит замечательное сравнение. Он говорит, что интуитивные личности либо точно попадают в цель, либо, не задумываясь, пускают стрелу километров на двадцать в сторону от цели. Интуитивным личностям необходимо развивать кроме интуиции другие способности, поскольку они либо полностью понимают ситуацию, либо абсолютно ее не понимают.
Не всегда следует доверять интуиции, так как из-за проекции она нередко принимает весьма смутные очертания. Если интуитивный человек не находится во власти тени, анимуса или анимы он удивительно точно попадает в цель. Но если в действие вступает тень, анимус или анима, т. е. проекция, то этот же человек может клясться что он точно угадал ситуацию, пологая что может доверять своей интуиции, хот я объективно он абсолютно заблуждается
Итак, интуиция — это дело половинчатое; она представляет собой некую психическую функцию и, подобно другим функциям, лишь иногда бывает правомерной. В отличие от интуиции, инстинкт истины — одно из проявлений Самости и не имеет никакого отношения к психическим функциям, поскольку это слово, которое Самость может шепнуть нам на ухо, слово, которое мы обычно не способны расслышать из-за своей глухоты или болтливости.
Рис. 53. Союз противоположностей, который олицетворяет образ гермафродита.
Лекция 7. Восходящая Аврора (Aurora consurgens)
Мы отвели арабской алхимии столько времени, сколько смогли, и посвятим последние три лекции алхимии европейской. Я хотела бы предложить вам на выбор три текста и попросить вас решить путем голосования, на каком тексте мы остановимся.
1. Текст «Восходящей Авроры», о котором я писала в третьем томе немецкого издания Mysterium Conjunctionis. Он считается настолько трудным для понимания, что мне придется, в том случае, если вы выберете его, сделать несколько предварительных замечаний.
2. Фрагмент текста, написанного в XIV веке итальянцем Петром Бонусом. Этот текст — типичный трактат о средневековой алхимии.
3. Оба текста вместе.
Кроме того, мне предложили рассмотреть трактат Парацельса, но я отказалась, так как автор употребляет множество необычных терминов, которые нуждаются в специфических пояснениях. Каждый исследователь должен самостоятельно прийти к пониманию работ Парацельса, как, впрочем, и работ Якова Бёме. Поэтому я не думаю, что небольшой фрагмент принесет вам ощутимую пользу.
Если вы хотите ознакомиться с текстом, написанным на основе непосредственного религиозного восприятия бессознательного, я бы порекомендовала вам «Восходящую Аврору». Но если вы хотите получить представление о типичном образе мышления средневековых европейских алхимиков, тогда я отдала бы предпочтение тексту Петра Бонуса, поскольку «Восходящая Аврора» не относится к разряду типичных сочинений, — она уникальна. Если вы отдадите предпочтение третьему варианту, я сделаю несколько вступительных замечаний но поводу работы Петра Бонуса и затем перейду к рассмотрению «Восходящей Авроры». Хотя с хронологической точки зрения такая последовательность рассмотрения текстов представляется неверной, гем не менее я хотела бы рассмотреть их именно в таком порядке.
(В результате голосования темой лекции была избрана «Восходящая Аврора».)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Алхимия"
Книги похожие на "Алхимия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария фон Франц - Алхимия"
Отзывы читателей о книге "Алхимия", комментарии и мнения людей о произведении.