Бранислав Нушич - Мой способный ребенок
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мой способный ребенок"
Описание и краткое содержание "Мой способный ребенок" читать бесплатно онлайн.
Бранислав Нушич
Мой способный ребенок
Я сам удивляюсь своей способности предвидеть многие события и явления. Так, уже через пять месяцев после венчания я предвидел, что у меня будут дети.
Первым появился сын с голубыми глазами, которые затем стали пестрыми, зеленоватыми, карими и в конце концов совсем черными.
Это был ужасный ребенок с удивительными капризами. Он, например, испытывал величайшее наслаждение, выдергивая из моих усов волосок за волоском. А я, еле удерживая слезы боли, терпеливо позволял ему это, так как теща объяснила мне, что я должен терпеть, поскольку отец испытывает самое большое наслаждение, когда сын выдирает ему усы. Более того, теща, чтобы доставить мне побольше удовольствия, еще и подбадривала моего тирана, повторяя одно и то же слово: «Дерг, дерг, дерг!»
Правда, это было еще только начало, а вначале с ребенком больше возится мать. Но вот прошло несколько лет, и сын настолько вырос, что все заботы о его воспитании перешли к отцу, то есть ко мне.
Когда я говорю «заботы», то это не просто слова, вы сами увидите, что это были действительно заботы.
Пока мой сын лихо перескакивал через чужие заборы, я все еще утешал себя мыслью о том, что он будет Ганнибалом и в будущем перемахнет через Альпы.[1] Пока он прыгал через мою голову, я утешался, видя в нем Милоша Войновича,[2] который перепрыгивал через трех лошадей с огненными мечами на спинах. Пока он воровал у соседей яйца, я все еще надеялся, что он станет великим завоевателем Наполеоном. Но очень скоро он начал вытворять такие штуки, что мне уже нечем было себя утешать, так как ни в области политики, ни в области культуры я уже не мог подыскать соответствующего сравнения.
Он, например, разбил стекла в окнах соседнего дома. И это еще ничего, так как многие великие люди в свое время били стекла у соседей. Но однажды он взял мое самое лучшее летнее пальто, отрезал от него полу и сделал из нее знамя. Под это знамя он собрал огромное войско и, окружив мой дом, подал знак к нападению. Не принимая во внимание ни окон, ни огорода, ни всего остального, войска его захватили крепость и на правах победителей учинили настоящее кровопролитие, а именно: свернули шеи всем цыплятам.
Разумеется, это событие глубоко опечалило меня прежде всего как родителя, а затем и как собственника погибших цыплят.
О своем огорчении я рассказал жене, и она, разумеется, тоже опечалилась. В тот же вечер, как и надлежит опечаленным родителям, мы собрали совет, чтоб обменяться мнениями. Жена считала, что наш сын – очень способный ребенок, весь в меня. Я был с нею согласен, но считал, что мой способный сын слишком уж демонстрирует свои способности и, бесполезно растрачивая их, губит в себе будущего великого человека.
Я, конечно, не могу сказать, что очень хотел, чтобы мой сын пополнил ряды лишних и бесполезных для Сербии людей, просто я боялся, что он вырастет очень способным. Я был уверен, что если он будет очень способным, то, во-первых, он никогда не станет министром, а, во-вторых, чего доброго научится подделывать реквизиционные квитанции или гербовые марки, и, став ответственным лицом, будет составлять заведомо ложные отчеты и изыскивать благовидные предлоги для того, чтобы прикарманить часть государственного налога, или начнет писать доносы на своих знакомых и друзей, словом, будет делать то, что делают способные люди в Сербии. Разумеется, при таких способностях его сразу же назначат окружным начальником, или председателем общины, или сборщиком налогов, или почтальоном, или, на худой конец, казначеем в каком-нибудь финансовом учреждении. А мне одинаково не нравились все эти должности, и потому я был против того, чтоб мой сын был очень способным.
Заботы о будущем сына не давали мне покоя, как вообще заботы не дают покоя любому человеку, а тем более отцу способного ребенка. Жена, как всякая верная супруга, разделяла со мной эти заботы, как вообще хорошие жены разделяют заботы с мужьями А наше чадо, вероятно окончательно отказавшись от мысли стать Ганнибалом, Войновичем или Наполеоном, в один прекрасный день утопило кошку, а я уверен, что ни Ганнибал, ни Войнович, ни Наполеон не топили кошек.
Заботы о будущем сына заставили меня обратиться за советом к одному из самых выдающихся наших педагогов, члену Совета по просвещению, непременному члену всех комиссий по реорганизации обучения, создателю многих учебных программ, почетному члену Общества воспитания детей, а кроме того, автору знаменитых трудов: «Мать как воспитатель ребенка», «Семья как воспитатель ребенка» (I, II, III тома еще не законченного труда), «Как воспитать у ребенка чувство гражданского долга» (публичная лекция), «Ошибки родителей» (с девизом на обложке: «Ошибки детей суть ошибки родителей!») и так далее.
Вчера я был у господина педагога и очень сожалею, что побеспокоил его, оторвав от дел, которые, как он сам сообщил, касаются проблем воспитания детей.
Он предложил мне сесть, но не успел я опуститься на стул, как тотчас же вскочил со страшным криком, ощупывая себя весьма непристойно перед лицом господина педагога.
– Ай, ай, ай, – убитым голосом пролепетал педагог и тоже начал меня ощупывать. – Простите, тысячу раз простите! Это все мой старший, такой озорник! Вот видите, вставил иголку в стул… Он это часто практикует. Вы уж простите…
– И вы часто имеете возможность наблюдать, как ваши гости вскакивают со стула? – с некоторым ехидством спросил я. Но так как я был не обычный гость, а проситель, я быстро успокоился и сел.
Только я приступил к первому вопросу, как вдруг верхняя половина стеклянной двери, ведущей в соседнюю комнату, со звоном рассыпалась, и к моим ногам упала домашняя туфля.
– Живко, – вскричал господин педагог, – что же ты делаешь, черт побери!
Сквозь разбитое стекло просунулась милая детская головка и сказала:
Я стреляю в маму, потому что она не дает мне ключ от буфета.
– Ай, ай, ай! Как тебе не стыдно! Разве ты не видишь, что у меня гости?!
Дитя весело взглянуло на меня и вдруг состроило такую отвратительную гримасу, будто это я не дал ключ от буфета.
Наконец, господин педагог глубоко задумался и начал читать мне обстоятельную лекцию о том, как мне надлежит воспитывать ребенка и что следует читать по данному вопросу, причем он особенно настойчиво рекомендовал свои труды, убеждая меня, что я сам виноват во всех прегрешениях своего сына. Сунув сухие костлявые руки в косматые волосы, великий педагог патетическим тоном повторил слово в слово девиз с обложки своего капитального труда: «Ошибки детей суть ошибки родителей!»
Но в это время на улице послышалась дробь детского барабана, и перед окном кабинета промаршировало больше пяти десятков мальчишек, построенных как солдаты. Командовал отрядом старший сын великого педагога, впереди несли знамя из красного ситца (Именно в этот момент господин педагог заметил, что на окне не хватает одной занавески.) Каждый солдат нес на плече палку, а на голове у каждого красовалась бумажная треуголка.
Великий педагог посмотрел в окно; сначала он смотрел спокойно, но затем стал белым как полотно и дрожащими руками открыл ящик своего письменного стола. Увидев, что ящик пуст, он в ужасе всплеснул руками:
– Ах, сударь, ой, ой, ой!
– Да скажите же, ради бога, что случилось? – спросил я.
– Все пропало, господи боже мой, все пропало! – причитал великий педагог. – Шесть месяцев подряд днем и ночью я писал четвертую часть капитального труда «Семья как воспитатель ребенка». Десять дней тому назад я, наконец, закончил его. Подумайте, всего десять дней назад…
– Это очень хорошо, но я не понимаю, почему ж вы…
– Да разве вы не видите эти шапки? Это же мой старший взял рукопись из ящика и сделал из нее шапки для своего войска…
Есть люди вредные, я сам принадлежу к их числу, и им в такую минуту бывает смешно. Меня это интервью полностью удовлетворило, ведь мой сын – не сын великого педагога. И хоть я не засмеялся, но все же не мог не заметить:
– Мне кажется, господин профессор, что ваш старший сын очень способный ребенок. В будущем он, вероятно, станет хорошим и строгим критиком и, самое главное, будет противником теорий, из которых, как видно, он уже сейчас клеит шапки.
– Что поделаешь! – вздохнул великий педагог. – Вы ведь знаете – сапожник всегда ходит без сапог.
После этих слов я простился с ними и пошел домой, размышляя о том, какая это все же утешительная пословица: «Сапожник всегда ходит без сапог».
Дома мне сообщили радостную новость: мой сын спасен.
Оказывается, он упал в колодец, хотя и не должен был туда упасть. Говорять, он хотел столкнуть в колодец одного из своих приятелей, но поскользнулся и упал в него сам.
Ну раз спасен, слава богу! Впредь будет осторожнее и прежде чем кого-нибудь толкнуть в колодец, постарается сделать так, чтоб самому туда не попасть.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мой способный ребенок"
Книги похожие на "Мой способный ребенок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бранислав Нушич - Мой способный ребенок"
Отзывы читателей о книге "Мой способный ребенок", комментарии и мнения людей о произведении.