Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации"
Описание и краткое содержание "История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации" читать бесплатно онлайн.
Данный труд является классическим образцом исследования в области истории религии. Религиозные идеи представлены здесь не только в хронологическом порядке, но и объединены единым пониманием многообразия религиозной жизни всех культур и континентов. Элиаде виртуозно владеет методами сравнительной антропологии и демонстрирует общие тенденции в развитии религиозных идей. "Для историка религий знаменательно всякое проявление священного: каждый ритуал, каждый миф, каждое верование и каждый образ божества отражают опыт священного и потому несут в себе понятия бытия, смысла, истины".
Книга представляет религии и их традиции от конца древнего периода до позднего Средневековья, и далее до Реформации и Просвещения. Работа включает также дополнительные главы по религиям Древней Евразии, Тибета, по магии, алхимии и герметической традиции.
678
Историки, оценивая количество анабаптистов, казненных в 1525–1618 гг., называют цифры от 850 до 5000. Еретиков сжигали, обезглавливали, топили; см.: Ozment. Ор. cit, р. 332.
679
Впервые документы были собраны и проанализированы в кн.: Willem Balke. Calvin and the Anabaptist Radicals.
680
Сочиненное во Франции в 1535 г., «Наставление» постоянно исправлялось и дополнялось автором во множестве переизданий.
681
В 1553 г. был казнен Мигель Сервет. выдающийся испанский медик, но дилетант в богословии, подвергавший яростным нападкам учение Кальвина; см.: Williams. The Radical Reformation, p. 605 sq. «Причастность Кальвина к гибели Сервета скомпрометировала протестантизм в той же мере, в какой преследование Галилея инквизицией — католичество»; Ozment Ор. cit, р. 369.
682
Первая сессия продолжалась с марта 1545 г. по зиму 1547 г.; вторая — с мая 1551 г. по май 1552 г.; последняя — с апреля 1561 г. по декабрь 1563 г.
683
Мы вернемся к данной теме в последней главе, посвященной морфологии и сравнительному описанию древнего мистического опыта, восточного и западного.
684
Орден иезуитов. Отличался строгой централизацией: возглавлялся генералом, избираемым пожизненно и подчиненным только папе.
685
Родился в замке Лойола в 1491 г. Юность Игнатия была романтической и авантюрной. Находясь на излечении после тяжелых ранений, полученных во время франко-испанской войны 1521 г., он прочитал несколько религиозных сочинений, в том числе «Подражание Христу» и жития Св. Доминика и Св. Франциска. Игнатий принял решение следовать их примеру. Во время своего первого паломничества в Монсеррат в марте 1522 г. он принёс обет перед алтарем Богоматери посвятить себя служению Богу. С этого момента он вел строго аскетическую жизнь, иногда целыми неделями воздерживаясь от пищи, путешествуя исключительно пешком, одеваясь в рубище и семь часов в сутки посвящая молитве. После начального изучения латыни в Барселоне Игнатий отправляется в Париж, где в феврале 1528 г. поступает в Коллеж Монтегю, и в 1534 г. ему присваивают степень лиценциата. Игнатию и девяти его единомышленникам удается получить разрешение основать новый орден, устав которою был утвержден Римской курией в 1540 г. При жизни Лойолы, умершего в 1556 г., численность иезуитов выросла с шестидесяти до тысячи с лишним человек.
686
Frances A. Yates. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, pp. 12–13. До этого на латынь был переведен только трактат «Asclepius».
687
Ср.: Charles Trinkaus. In our Image and Likeness, I, pp. XIX sq., 41 sq. (Петрарка), 150 sq. (Л. Валла); см. также тексты, приведенные на стр. 341 и сл., 381 и сл. Нельзя утверждать, что идеал полной реализация личности всегда заимствован из язычества; в данном случае он объясняется прежде всего возрождением «теологии благодати»; см.: ibid., pp. XX, 46 sq.
688
Ibid., pp. XXII.
689
См., inter alia, D. P. Walker. Spiritual and Demonic Magic. From Ficino to Campanella, p. 4 sq.
690
Среди тезисов Пико, осужденных Иннокентием VII, содержится его знаменитое утверждение: Nulla est scientia que non magis certificet de divinitate Christi quam magia et cabala. См.: Yates. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, p. 84 sq.
691
См.: D.P. Walker. The Ancient Theology, особ. p. 22 sq. («Orpheus the Theologian»).
692
См.: Yates. Giordano Bruno, p. 154 sq. и passim. Образованный эллинист Исаак Казобон в 1614 г. доказал, что тексты, включенные в в «Corpus Hermeticum», — достаточно позднего происхождения (не ранее II–III вв. н. э., см. § 209). Однако пресловутые «египетские тайны» продолжали будоражить воображение европейских интеллектуалов уже в облике «тайны иероглифов».
693
Yates. Ор. cit., р. 172 sq. О герметизме во Франции XVII в. см. также: D.P. Walker. The Ancient Theology, гл. III.
694
Цит. по кн.: Yates. Ор. cit., р. 177. См. также: Walker. Ор. cit., pp. 31–33, 64–67, etc. Католик Франческо Патрици надеялся на то, что изучение «Corpus Hermeticum» подвигнет протестантов возвратиться в лоно римской церкви; Yates. Ор. cit., р. 182 sq.
695
J. Dagens. Hermétisme et cabale en France, de Lefèvre d'Étaples à Bossuet, p. 8; Yates. Ор. cit., p. 180.
696
Charles de Bouelles, цит. по кн.: E. Garin. Note sull'ermetismo del Rinascimento, p. 14.
697
См., inter alia, Alex Wayman. The human body as microcosm in India, Greek Cosmology and Sixteenth century Europe; Allen G. Debus. Man and Nature in the Renaissance, pp. 12 sq., 26 sq.
698
См.: Forgerons et alchimistes, p. 131. См. ibid., p. 132, другие цитаты на тему «философского инцеста». Сочиненный Базилем Валантеном акростих на слово vitriol подчеркивает настоятельную необходимость descensus ad inferes: Visita Interiora Terrae Rectificando Inventes Occultum Lapidan («Сойди в земные недра и, очистившись, ты обретешь философский камень»).
699
Liber Piatonis quartorum (арабский оригинал сочинен на позже X в.), цит. по кн.: Forgerons, р. 135. Об учении китайских алхимиков см. также: История веры, т. II, § 134.
700
Согласно Базилю Валантену, «зло должно стать тождественным добру». Старкей описывает философский камень как «примирение противоположностей, восстанавливающее дружбу между противниками»; ср.: Forgerons, p. 142.
701
См.: R.P. Multhauf. The Origins of Chemistry, p. 135 sq.
702
См.: Forgerons, p. 43
703
Мы обсуждали последствия этой прометеевской претензии в Forgerons et alchimistes, p. 153 sq.
704
Так, даже в XVIII в. ученые не подвергали сомнению возможность создать философский камень, однако все же задавались вопросами, способна ли алхимия помочь природе осуществить данный процесс и, в первую очередь: «являются ли те, кто утверждает, что уже этого добился, честными людьми, безумцами, либо лжецами?» (Betti J.T. Dobbs. The Foundation of Newton's Alchemy, p. 44). Герман Берхааве (1664–1736), признанный крупнейшим химиком-«рационалистом» своего времени и прославившийся исключительно эмпирическими экспериментами, еще верил в трансмутацию металлов. Ниже мы увидим, сколь важную роль сыграла алхимия в научной революции, осуществленной Ньютоном.
705
Ср.: Peter French. John Dee: The World of Elizabethan Magus; R.J W. Evans. Rudolf II and His World: A Study of Intellectual History, pp. 218–228. О влиянии Джона Ди на Кунрата см.: Frances Yates. The Rosicrucian Enlightment, pp. 37–38.
706
A.C. Debus. Alchemy and the Historian of Science, p. 134.
707
A.C. Debus. The Chemical Dream of Renaissance, pp. 7, 14–15.
708
См., inter alia, A.C. Debus. The Chemical Dream of Renaissance, pp. 17–18. Отметим, что в начале XVII в. был возрожден древний сценарий, описанный в китайских, тантрических и античных источниках, утверждавших, что изначальное откровение вновь постигнуто, но доступно только посвященным.
709
Ср.: J.V. Andrene. Christianopolis, an Ideal State of the the Seventeenth Century, translated by Felix Emil Held (N.Y.-L., 1916). См. также: F. Yates. The Rosicrucian Enlightment, pp. 145–146; Debus. The Chemical Dream, pp. 19–20.
710
"Новая Атлантида" (рус. перевод: М., 1954) — сочинение английского гуманиста Фрэнсиса Бэкона (1551–1626), в жанре утопии повествующее о грядущем экономическом процветании, основанном на достижениях науки и техники.
711
Christianopolis, pp. 88–93.
712
Robert Fludd. Apologia Compendiaris Fraternitatem de Rosea Cruce Suspicionis et Infamiae Maculis Aspersam, Veritatis quasi Fructibus abluens et abstergens (Leiden, 1616), pp. 88–93, 100–103, цит. в кн.: Debus. The Chemical Dream, pp. 22–23.
713
Richard S. Westfall. Newton and the Hermetic Tradition, особ. pp. 193–194; ср.: Dobbs. Ор. cit., p. 211.
714
Dobbs, p. 90, цит. из статьи: E. McGuire, P. M. Rattansi. Newton and the «Pipe of Pan», pp. 108–143.
715
Richard S. Westfall. Force in Newton's Physics. The Science of Dynamics in the Seventeenth Century, pp. 377–391; Dobbs, p. 211.
716
См.: Eliade. Aspects du mythe, в первую очередь, р. 33 sq. См. также: G. Tucci. Les religions de Tibet, p. 296 sq.
717
R.A. Stein. La civilisation tibétaine, pp. 163–165. «Чтобы актуализовать связь сообщества с богами и предками, необходимо в каждом случае вернуться к истоку того или иного обычая, причем повествование должно быть точным и достоверным. Так же и в ламаизме принято напоминать об истоке обряда и его мифологическом обосновании» (ibid., р. 165).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации"
Книги похожие на "История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации"
Отзывы читателей о книге "История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации", комментарии и мнения людей о произведении.