Кристиан Жак - Нефертити и Эхнатон

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Нефертити и Эхнатон"
Описание и краткое содержание "Нефертити и Эхнатон" читать бесплатно онлайн.
Книга известного французского египтолога Кристиана Жака – первое на русском языке подробное описание одного из самых загадочных периодов истории Древнего Египта. В ней доступно рассказывается о жизни и деятельности «солнечной четы» – фараона Эхнатона и его супруги Нефертити. С периодом правления Эхнатона, жившего более трех тысяч лет назад, связано немало загадок. Исследователи до их пор не могут прийти к единому мнению по вопросам о том, каковы были предпосылки «религиозной реформы» Эхнатона, почему он решил построить для себя новую столицу, как объяснить, что изображения фараона резко отличаются от изображений его предшественников и преемников… Кристиан Жак предлагает читателям свою версию тех давних событий.
54
По поводу атрибуции бюста скульптору Тхутмосе см.: R. Krauss, Jahrbuch Preussischer Kulturbesitz. Berlin 20, 1983, pp.119–132.
55
Об этой прическе см.: Е.К.Werner, Acta Orientalia 48, pp.324–331.
56
Изображение двух кобр.
57
Систр – священный музыкальный инструмент, род погремушки.
58
См.: Acta Orientalia 38, 1977, pp.5—10.
59
Египетский год делился на три сезона по четыре месяца каждый: ахет («Половодье»), перет («Сев», зима) и шему («Жатва», лето). В каждом месяце было по тридцать дней. В начале или конце года добавлялись пять «дополнительных» дней.
60
То есть две богини, покровительствующие Верхнему и Нижнему Египту.
61
Это выражение можно перевести и по-другому: «Совершенны трансформации Ра».
62
Собственно, имя фараона следовало бы писать «Ахнатон», но мы здесь следуем укоренившейся в русском языке традиции.
63
Сплав золота и серебра.
64
См.: Murnane W.J., Newsletter ARCE 128, 1984, pp.40–52.
65
Макетатон – вторая дочь Эхнатона и Нефертити; умерла в четырнадцатом году правления.
66
Твердый, трудный для обработки камень.
67
Глаза, ожерелья, украшения на головных уборах.
68
Другой возможный перевод – «Амон впереди». То есть Ра.
69
То есть Ра.
70
Здесь: эпитет бога Птаха.
71
Kadry A. Officers and Officials in the New Kingdom. Budapest, 1982. 90
72
Каждый египетский храм считался воплощением космоса, «образом неба на земле». Ахетатон же весь был городом-храмом, священной резиденцией Солнечного Диска.
73
Центральная зала была выше окружавших ее помещений, и окна прорубали под потолком. Они были маленькими и зарешеченными.
74
В эпоху империи (Новое царство) фараон часто именовался «владыкой всего, что обходит в своем круговом движении Солнечный Диск». Эта формула подразумевает упорядоченный, то есть живущий в соответствии с законом Маат (в политическом плане – в соответствии с волей фараона) мир, за пределами которого царит хаос.
75
Далее текст приводится в переводе М.А.Коростовцева (см.: Коростовцев М.А., Повесть о Петеисе III. М., 1978. С.251–255), но – в соответствии с замыслом К.Жака – с разбивкой на строфы и строки.
76
Перевод этой строки у К.Жака: «Хотя тебя видят, пути твои остаются незримыми». Или: «Твое движение [по небу] остается непознанным». Эхнатон хочет сказать, что сущности Бога люди не знают – несмотря на то, что он являет себя самым доступным для восприятия образом, в солнечном свете.
77
«Смерть», наступающая после захода Солнца, есть не полное прекращение существования, но состояние, обусловленное временной утратой энергии. В этот период готовится возрождение живого организма, которое обязательно произойдет на рассвете.
78
В египетском тексте – Ка («двойник» человека или бога; его изображение, то есть овеществленная память о нем, которая продолжает существовать и после смерти; бессмертная жизненная сила, являющаяся частью личности).
79
В переводе К.Жака (видимо, более правильном): «Ты созидаешь эмбрион в женщине».
80
В переводе К.Жака: «характеры».
81
В переводе К.Жака: «который трудится для них».
82
В переводе К.Жака: «И они напоят их поля и их города».
83
По представлению Эхнатона, есть два Нила: один находится на небе и, проливаясь в виде дождя на землю, дарует жизнь чужеземным странам; другой вытекает из «преисподней» и поддерживает жизнь Египта. Слово «преисподняя» не совсем удачно: речь идет о «нижнем мире», который считался хранилищем потенциальных созидательных энергий.
84
К.Жак переводит это трудное место, которое М.А.Коростовцев предпочел оставить без перевода, так: «…жару, чтобы люди в полной мере оценили тебя».
85
Пер. К.Жака: «Ибо ты – диск дневного солнца над землей». Далее следует несколько поврежденных строк, которые К.Жак восстанавливает следующим образом: «[Когда ты удаляешься,// Ни одно из твоих созданий не может существовать,// Так как не видит тебя]».
86
Пер. К.Жака (более правильный): «…они живут тобой».
87
Пер. К.Жака: «…то велишь каждой вещи произрастать для царя»; пер. М. Лихтхайм (Lichtheim M. Ancient Egyptian Literature. Vol. II. Berkeley– Los Angeles – London, 1976,p.99): «…то побуждаешь [всех] двигаться ради царя».
88
Имеется в виду территория древней Нубии, располагавшейся между первыми и четвертыми порогами Нила.
89
Бек – скульптор, начальник Скульпторов Ахетатона.
90
Davis. The Rock Tombs of El-Amarna, IV, XXXI.
91
Помимо перечисленных городов, следы строительной активности Эхнатона были обнаружены в Атрибисе, Иллахуне, Ассиуте, Тоде, Медамуде, Арманте, Амаде, Сесеби, Седеинге (последние три города находятся в Нубии. – Прим. пер.).
92
Богине Хатхор.
93
Приношение любой жертвы (хлеба, вина, мяса, благовоний и т. д.) традиционно считалось приношением Маат.
94
Иными словами, означало, что люди усвоили этот закон и действуют в соответствии с ним.
95
См.: Davis, op. cit., V, 2 et VI, 25.
96
Анхесенпаатон – третья дочь Эхнатона и Нефертити, супруга Тутанхамона.
97
См.: Helck W.MDAIK40, 1984, pp.159–167.
98
Г.В. Мюллер обратил внимание на сакральный характер «прогулок», представленных на рельефах Древнего царства. «Прогуливающийся» в действительности вступает в контакт с обожествленной природой, чтобы «порадовать свое сердце» и достичь «места вечности». Та же символика, несмотря на изменившуюся внешнюю атрибутику, была связана и с амарнскими «прогулками».
99
Такие конусы изготавливались из плотного жира, пропитанного ароматными веществами: медленно тая, жир стекал на одежду, и вокруг человека распространялось облако благовоний. Рассматривая египетские фрески, мы можем увидеть на белых одеждах пирующих желтоватые подтеки этого жира.
100
В эпоху Нового царства общее количество праздничных дней за год иногда доходило до ста двадцати.
101
Египтяне получали за свой труд не деньги, которых почти до конца египетской истории в стране не было, а натуральные выдачи (продукты, одежду и т. д.). Эти выдачи распределялись в централизованном порядке.
102
Молельни представляли собой небольшие постройки, располагавшиеся в приусадебных садах. Именно там находились рельефы с изображениями царской семьи или статуэтки божеств, о которых рассказывалось выше.
103
«Совершенным (или младшим) богом» в Египте называли фараона.
104
Сирии и Нубии.
105
Вероятно, Крит и другие греческие острова.
106
Кирпичики и кольца – употребительные в Египте формы золотых слитков; на многих изображениях можно видеть, как их взвешивают на весах.
107
Африканская страна, расположенная южнее Нубии; по одной из гипотез – побережье Сомали.
108
«Сени Ра» существовали в заупокойных фиванских храмах: это были платформы, на которых устанавливали алтари.
109
См.: Traunecker С. JSSEA 14, 1984, pp.60–69.
110
См.: HelckW.Јm «Feldzug» unter Amenophis IVgegen Nubien, SAK 8, 1980, pp. 117–126; Schulman A. R. The Nubian war of Akhetaton. – in: I'Egyptologie in 1979 (CNRS), 1982, 2, pp.299–316.
111
Царь Иерусалима.
112
Или: «Тот, кого упрочило ка Ра».
113
Обо всех этих проблемах см.: Krauss R. Das Ende der Amarnazeit. Hildesheim, 1978.
114
Davis, op. cit., 2, pis.43 sq.Однако Джулия Сэмсон отрицает наличие каких-либо доказательств, подтверждающих, что Меритатон приняла на себя роль фараона и состояла в браке с юным Сменхкара.
115
См.: Schulman A. R. JARCE 15,pp.43–48; Spalinger A. J. Egyptian-Hittite Relations at the Close of the Amarna Period and Some Notes on Hittite Military Strategy in North Syria. BES 1, pp. 55–89.
116
Крупный город в Северной Сирии, резиденция хеттского наместника.
117
Перевод Ю.Я.Перепелкина, см.: Хрестоматия по истории Древнего Востока, с. 56.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Нефертити и Эхнатон"
Книги похожие на "Нефертити и Эхнатон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кристиан Жак - Нефертити и Эхнатон"
Отзывы читателей о книге "Нефертити и Эхнатон", комментарии и мнения людей о произведении.