Николай Соколов - Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I"
Описание и краткое содержание "Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I" читать бесплатно онлайн.
Пятый момент: колеса оказались связанными, а по другому тексту, Господь отнял колеса у колесниц, так что они влекли их с трудом вместо того, чтобы бросить.
Вот пять моментов, которые показывали, что Господь «поборает» за Израиля, но египтяне не остановились, хотя у них было много возможностей для того, чтобы осознать опасность и остановиться.
7. Какая разница между Меррой и Меривой?
В конце главы 15 мы находим слова о Мерре. После перехода через Чермное море израильтяне двигались в пустыню Сур. Важно различать пустыню Сур и пустыню Син и знать, какие события с ними связаны.
Итак, в Мерре были горькие воды, и народ возроптал, как обычно, и Моисей взмолился {73} Богу. Господь указал ему на древо, которое он бросил в воду, и вода стала сладкой. «Древо сие есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов», — пишет преп. Ефрем Сирин. И дальше важная строчка: «Бог постановил законы, чтобы как сила древа изменила естественное качество, так закон склонял и убеждал свободой». Мы знаем, что закон был дан на Синае, но вот свидетельство Библии о том, что уже здесь Моисей начинает говорить о законе. После того как совершено чудо и люди увидели его, они готовы верить, Моисей начинает говорить о тех законах, которые должны войти в их сердце. Это как бы подготовка к тому, что будет на Синае.
Еще одно толкование (Толковая Библия) — событие в Мерре служило испытанием веры народа в том отношении, что он не усомнился в действительности употребленного Моисеем чрезвычайного средства. Не усомнился и не отказался пить ту воду, о которой только что говорил: что нам пить? Только что вода была горькая, но Моисей бросил древо и сказал: пейте! — и послушались. Стали пить — вода сладкая. Нравственный урок: так точно для обратившегося ко Христу вера в Него, Распятого на Кресте, прообразуемом древом Мерры, служит утешением и усладой в земной юдоли. «Слыша о древе Мерры, — говорит Григорий Нисский, — конечно, будешь разуметь Крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемся надеждою будущего».
«Мерива» значит «укорение». Но рассматривать Мериву надо вместе с Массой: искушение и укорение. Так назван источник — Масса и Мерива —, который потек из скалы в Хориве в пустыне Син. После стоянки в Рефидиме Моисей повел народ к Хориву, потому что люди опять роптали, что им не хватает воды. Помолившись Моисей ударил жезлом в скалу, и из нее истекла вода. То есть народ в очередной раз искушал и укорял Моисея, потому и источник назван Масса и Мерива (Исх 17:1–7).
8. Следующий вопрос — о происхождении манны. Это вопрос не прямо по Библии, он связан с научными изысканиями. Ученые очень часто стремятся найти естественное объяснение тем чудесным событиям, которые мы встречаем в Библии. Например: в природе найдены кустарники, листья которых содержат эфирные масла, под воздействием жаркого солнца масла вспыхивают и сгорают — куст остаётся цел; этим явлением объясняется естественное происхождение видения Моисея. Подобный случай с манной — есть тамариксовая манна, — смолистое вещество, образующееся на коре деревца. Эта манна ночью затвердевает и выпадает на землю в виде белоснежных зернышек, причем бывает это три месяца в году — летом: в июне, июле и августе. А днем она от жары тает и стекает по стволу. Бедуины, которые собирают эту манну, стараются собрать ее именно твердой, а потом перерабатывают ее, и получается сладкое вещество типа меда, которое они намазывают на лепешки. На вкус эти зернышки сладкие. Опять естественное объяснение, в котором нет места Божественному. И там была эта манна, и евреи ее собирали, точно так же их перемалывали и пекли лепешки. Что здесь особенного? Поэтому мы должны знать, какие доказательства в Библии указывают на Божественное происхождение манны.
Во-первых, Божественная манна портится, если ее собирают в количествах, превышающих потребность. Помните: она вскипела червями, когда люди собрали лишнюю манну. Бывали ситуации, когда люди по немощи своей, не понимая, что это такое, собирали меньше или больше манны. В этих случаях Господь так управлял, что у них было ровно столько, сколько надо: и у того, кто собрал больше, излишков не собиралось, и тому, кто собрал меньше, тоже хватало. А если нарочно собирали побольше, то она вскипала червями.
Во-вторых, она выделялась в течение всего года, а не только три месяца. 40 лет евреи ели манну в пустыне.
В-третьих, был момент, который никак не объяснишь «природными условиями»: в пятницу манна выпадала в двойном количестве, а в субботу не выпадала совсем. И еще: когда ее собрали и сложили в стамну рядом с ковчегом (позднее об этом будет речь), то она не портилась. Это было тогда, когда израильтяне ели уже другую пищу, а манну хотели сохранить на память. И Господь дал ей сохраниться независимо ни от чего.
9. Чем еще, кроме манны, питались израильтяне? Перепела, продукты животноводства (у них был с собой скот). Кроме того — во Второзак. 2:6 говорится о предстоящей покупке пищи у едомитян, когда израильтяне будут проходить вдоль границ страны этих потомков Исава. Они еще ходят в пустыне, хотя приближаются к тому, чтобы войти в Землю Обетованную. Манна уже так надоела им, что Моисей дает указание о покупке пищи у едомитян. Но рассказ об этом — во Второзаконии.
Есть еще указание на то, что Иисус Навин (1:11) распоряжается о заготовке еды в дорогу. Но это свидетельство о том, что манна вскоре прекратится — перед непосредственным вхождением в Землю Обетованную. А в остальное время была только манна.
10. В какой пустыне плакала Агарь?
В пустыне Сур (Быт 16:7). Там же говорится об источнике, который она назвала «Ты Бог, видящий меня». Встреча с Богом у нее была в той же пустыне, где Бог вел Моисея, где с Богом встретился весь народ.
{74}
11. Что помогало израильтянам уразумевать тайну креста во время их сражения с амаликитянами?
Когда Моисей поднимал руки, они побеждали, а когда сил не хватало и он опускал руки, они от страха начинали бежать. Поэтому для того, чтобы израильтяне победили, Моисей все время должен был держать руки поднятыми, быть как бы распятым. Долго стоять с поднятыми руками очень трудно. Таким образом в сознание израильтян входила тайна креста. Сражение с амаликитянами было не просто потому, что они напали на них, а потому, что амаликитяне напали на задние ряды — не на мужчин, которые могли носить оружие, а на женщин и детей. То есть напали очень коварно. Поэтому Господь пообещал, что это племя будет изничтожено совершенно. Вопрос на будущее: кому выпадет жребий истребить амаликитян совершенно?
12. Что такое крастели? Это перепела.
В Библии очень многие события повторяются по два раза. Например, параллель Мерра и Мерива — не случайна: и там и там речь о воде. Будет еще один случай, когда Моисей источит воду из камня. И точно так же с перепелами: первое событие — Исх 16:13 — кончилось благоприятно, а второй раз подобное событие кончится иначе — кончится трагически. Это будет в другом месте после Синая. Поэтому важно видеть такую параллель — Числ 11:31–33 и Пс 77:27–31.
Надо фиксировать парные события: в 16 главе книги Исход оно не привело ни к каким страшным последствиям и стало прообразом будущего, а в другом месте, зная, что Господь будет гневаться, все равно просили слишком много, и гнев Божий на них возгорелся. Это книга Числ 11:4, 13, 18–23, 31–34 — здесь второй раз говорится о крастелах.
13. Кем была введена стройная десятичная система народных начальников, которая содействовала организации общественной жизни народа?
Это глава 18 Исхода. Иофор пришел и увидел, что Моисей сел и судит свой народ, а весь народ перед ним стоит, а Моисей с каждым по отдельности разбирает его проблемы. «Что же ты делаешь,» — сказал ему Иофор, — «ведь так ты измучаешь весь свой народ. Их столько перед тобой стоит, а ты сидишь. Так ты сам измучишься и народ свой измучишь, ты лучше назначь сто начальников, тысяченачальников, десятиначальников, (т. е. подели народ на компактные единицы,) и пусть будет начальник, который судит в своем десятке, в своей тысяче, и только наиболее важные вопросы решай сам. А твое дело — общаться с Богом и вести народ, думать о нем в целом. Если же ты будешь заниматься с каждым по отдельности, то ты ни с чем не справишься». И Моисей послушался его. Так появилась общественная организация в народе еще до Синая благодаря Иофору, тестю Моисея, который с ними не ходил, а был с женой и двумя внуками где-то в другом месте.
14. Что прообразуют описанные события?
1 Кор 10:1–4 —
«Не хочу оставить вас, братие, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I"
Книги похожие на "Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Соколов - Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I"
Отзывы читателей о книге "Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I", комментарии и мнения людей о произведении.