» » » » Николай Малиновский - Очерк православного догматического богословия. Часть II


Авторские права

Николай Малиновский - Очерк православного догматического богословия. Часть II

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Малиновский - Очерк православного догматического богословия. Часть II" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Россия, Москва, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Малиновский - Очерк православного догматического богословия. Часть II
Рейтинг:
Название:
Очерк православного догматического богословия. Часть II
Издательство:
Россия, Москва, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерк православного догматического богословия. Часть II"

Описание и краткое содержание "Очерк православного догматического богословия. Часть II" читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание воспроизводит репринтным способом самый, пожалуй, известный и популярный учебник по православному догматическому богословию. До революции это пособие прот. Николая Платоновича Малиновского использовалось в качестве основного семинарского учебника и осталось таковым во все годы, последовавшие за послевоенным открытием семинарий. Автором, ректором Вологодской духовной семинарии, были составлены несколько вариантов систематического изложения православной догматики: 1) краткий «Очерк православно-христианского вероучения» (Сергиев Посад, 1912), рассчитанный в основном на школы, 2) дважды издававшийся двухтомник «Очерк православного догматического богословия» (второе издание которого и выбрано нами), и 3) обширный четырехтомный труд по догматике для Духовных академий, выходивший на протяжении 14 лет (Православное догматическое богословие. — Ставрополь, 1895—1909) — по первым двум частям этого четырехтомника прот. Н. Малиновским была защищена магистерская диссертация. Предлагаемое читателю издание, составленное для студентов V и VI классов духовных семинарий, оказалось наиболее удачным. Оно существенно легче в восприятии и в процессе обучения, чем «Догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова), зачастую чересчур формального и требующего многочисленных заучиваний. Изложение материала в основном совпадает с четырехтомником, но облегчено за счет сокращения объемных святоотеческих цитат, иллюстрирующих историческое развитие догматов. Особое внимание уделяется автором постоянному сопоставлению православной догматики с римо-католическим и протестантским вероучением.

Учебным Комитетом при Св. Синоде книга в первом издании одобрена в качестве учебного пособия для духовных семинарий. Составлена применительно к программе Догматического Богословия.

Протоиерея Н. Малиновского, Ректора Вологодской Духовной Семинарии

Издание второе.

СЕРГИЕВ ПОСАД

Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1912.






Миропомазание.

§ 144. Понятие ο таинстве. Установление его.

I. В крещении человеку даруется очищение от грехов, но в природе оправданного остается след прежде созданных им в себе злых качеств, или злая похоть. Она готова, пока он живет на земле, увлечь его ко греху (Иак 1, 14–15). Необходима, поэтому, для возрожденного чрезвычайная помощь Божия, вполне достаточная к полному осуществлению воли Божией и к самодеятельному очищению его от всех злых качеств или предрасположений, гнездящихся в его духовной природе, подобно тому, как и в естественной жизни человека, по рождении, для поддержания бытия своего и возрастания, он имеет нужду в подкреплении посредством света, воздуха, движения и других внешних пособий. Такая помощь свыше подается оправ{стр. 160}данному и возрожденному в крещении через особое священнодействие, называемое миропомазанием (χρίσμα, confirmatio), в православной церкви совершаемое непосредственно после крещения.

Миропомазание есть такое таинство, через которое подается крестившемуся Дух Святый, раздельнее, — в котором, «при помазании освященным миром частей тела во имя Св. Духа, подаются дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной» (Катих.), т. е. сообщающие ему силы постепенно усовершаться в духовной жизни и всегда сохранять и исповедовать веру в И. Христа.


II. В евангелиях нет такого прямого указания на заповедь Спасителя относительно миропомазания, какое есть ο крещении. Однако, в учении Спасителя об имевших излиться на верующих по Его прославлении дарах Св. Духа и особенно в свидетельствах апостолов ο преподаянии ими крещенным Духа Святаго даются твердые основания для верования церкви, что миропомазание есть особое богоустановленное таинство.

И. Христос всех жаждущих спасения призывал к Себе и всем верующим обещал дары Св. Духа. В последний день великий праздника, — свидетельствует ев. Иоанн, — стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет! Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече ο Дусе, Его же хотяху приимати верующие во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин 7, 37–39). Эти слова Спасителя содержат обетование об учреждении таинства миропомазания.

Из книги Деяний ап. видно, что апостолы преподавали верующим вслед за крещением их Духа Святаго через особое видимое посредство. Так, вскоре по сошествии Св. Духа слышавше, иже во Иерусалиме апостоли, яко прият Самария слово Божие (проповеданное Филиппом), послаша к ним Петра и Иоанна, иже сошедше помолишася ο них, яко да приимут Духа Святаго. Еще бо ни на единого их бе пришел, точию крещени бяху (Филиппом) во имя {стр. 161} Господа Иисуса. Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго (Деян 8, 14–17). Ап. Павел во время путешествия своего по странам малоазийским прииде во Ефес, где встретил учеников Иоанна Предтечи, которые крестились только Иоанновым крещением, и рече к ним: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся? Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во Грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во имя Господа Иucyca; и возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня, глаголаху же языки и пророчествоваху (Деян 19, 2–6). Ап. Петр говорил к народу в день Пятидесятницы; покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иucyca Христа во оставление грехов, и приимете дар Св. Духа (Деян 2, 38). Из этих свидетельств очевидна богоустановленность и отдельность от крещения таинства сообщения даров Св. Духа, т. е. священнодействия, называемого миропомазанием. Апостолы стали совершать это священнодействие вскоре же после Пятидесятницы, и так как они в устроении церкви не делали ничего от себя, а исполняли волю И. Христа, то, конечно, приняли ясную заповедь от Господа ο сообщении даров Духа через это таинство. Но когда именно Господь дал такую заповедь ученикам Своим, в Писании не указано. Нужно думать, что Господь установил это таинство, когда по воскресении являлся ученикам Своим и учил их тому, яже ο царствии Божии.

Со свидетельствами ο преподаянии верующим Св. Духа через рукоположение, находятся в Писании довольно ясные указания на употребление помазания, как другого видимого знака для преподаяния верующим Св. Духа после крещения. Так, ап. Иоанн пишет: вы помазание (χρίσμα) имате от Святаго и весте вся… И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не mpeбyeme, да кто учит вы но яко то само помазание учит вы ο всем, и истинно есть {стр. 162} и несть ложно; и якоже научи вас, пребывайте в нем (1 Ин 2, 20, 27). Подобно этому говорит ап. Павел: извествуяй же (βέβαιων — утверждающий) нас с вами во Христа и помазывый (χρίσας) нас Бог, Иже запечатле нас и даде нам обручение Духа в сердца наша (2 Кор 1, 21; сн. Еф 4, 30; 1, 18).

§ 145. Видимая сторона таинства. Невидимые его действия.

I. Чинопоследование таинства миропомазания, как совершаемого в связи с крещением, по обрядовой своей стороне просто и несложно. Совершитель таинства (обычно священник) произносит молитву, в которой просит Господа Бога, Источника благих, даровать новокрещенному «печать дара Духа Святаго» и «причащения святаго тела и честные крове Христовых», сохранить его в преподанном ему освящении и утвердить в правой вере, а затем крестообразно помазует разные части тела святым миром, с произнесением при каждом помазании: «печать дара Духа Святаго, аминь». Существенными принадлежностями и действиями, составляющими видимую сторону таинства, таким образом являются: 1) употребление установленного вещества для таинства, — св. мира; 2) молитва ο ниспослании Св. Духа; 3) помазание св. миром и 4) совершительные слова при помазании св. миром.


1. Веществом для таинства миропомазания должно быть миро, освященное епископами. При этом, признавая миро, как единственное вещество для таинства, православная церковь во все времена признавала и признает его учреждением апостольским, а по началу — божественным.

Правда, апостолы совершали низведение Св. Духа на крещаемых через возложение рук, но в апостольское же время было употребляемо для той же цели и помазание миром или елеем. Более оснований полагать, что обе эти формы — руковозложение и помазание употреблялись не одновременно, а что руковозложение было заменено самими же апостолами, по наставлению от Духа истины, миропомазанием крестившихся. Что такая замена или {стр. 163} введение помазания совершено апостолами или по их распоряжению и согласию, это предполагается апостольскими же свидетельствами ο запечатлении крещеных помазанием от Святаго. Никто из преемников апостолов, получивших от них завещание хранить и устные и письменные их предания (1 Тим 6, 20; 2 Сол 2, 15), и не решился бы самовольно допустить такую замену. В древне-церковных же памятниках установление помазания миром для низведения Духа Святаго прямо усвояется апостолам (напр. Пост. ап. III, 16–17. О церк. иер. IV, 1). — Чем была вызвана перемена в обрядовой стороне таинства сообщения даров Св. Духа? Низводить на крестившихся Св. Духа могли одни апостолы (Деян VIII, 12–18). Это было возможно для них при начале христианства, когда крестившихся было еще не так много. Но с распространением христианства как сами апостолы, так и их непосредственные преемники — епископы, не могли являться повсюду, чтобы вслед за крещением низводить Св. Духа на всех крестившихся через возложение рук. Α потому, может быть, и изволися Духу Святому, обитавшему в апостолах, заменить возложение рук апостольских на крестившихся другим, более удобным действием, — миропомазанием, так, чтобы освящение мира было совершаемо самими апостолами и после их кончины — епископами, а помазание священнвым миром крестившихся предоставлено было и всем пресвитерам. Допустимо при этом и другое предположение. Руковозложение употреблялось и при поставлении на церковные должности. Отсюда, естественно, мог возникнуть вопрос: в чем же должно состоять различие между рукоположением, как поставлением на степени священства, и рукоположением, как сообщением благодатных даров, необходимых для утверждения в христианской вере и жизни? Нельзя ожидать, чтобы апостолы сами не устранили подобных недоразумений, или, по крайней мере, не дали ответа на подобный вопрос. Таким образом, естественно, что на перемену формы миропомазания вызвало апостолов подобное соображение. Именно же миро, а не какое-либо другое вещество могло быть избрано потому, что помазание миром соответствовало своему ветхозаветному прообразу. В Вет{стр. 164}хом Завете помазывали священным миром священников и царей, каковое достоинство в общем смысле усвояется апостолами и христианам (1 Пет 2, 9; Апок 1, 6; 20, 6).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерк православного догматического богословия. Часть II"

Книги похожие на "Очерк православного догматического богословия. Часть II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Малиновский

Николай Малиновский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Малиновский - Очерк православного догматического богословия. Часть II"

Отзывы читателей о книге "Очерк православного догматического богословия. Часть II", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.