Георгий Флоровский - Восточные Отцы IV века

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Восточные Отцы IV века"
Описание и краткое содержание "Восточные Отцы IV века" читать бесплатно онлайн.
Протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979) — русский православный богослов, философ и историк, автор трудов по патристике, богословию, истории русского религиозного сознания. Его книги — итог многолетней работы над полной историей православного Предания, начиная с раннего христианства и заканчивая нашей эпохой. В книге «Восточные отцы IV века» автор с исчерпывающей глубиной исследует нравственные начала веры, ярко выраженные в судьбах великих учителей и отцов Церкви IV века — свтт. Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и др.
Текст приводится по изданию: Г.В. Флоровский. Восточные отцы IV века (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). Париж, 1931. + Добавления.
Библиография.
О сновные курсы и руководства: O. Bardenhewer, Patrologie, 1894, 3 Aufl. 1910; Geschichte der altkirchlichen Literatur, Bd. 3, 1912; Bd. 4, 1924; W. V. Christ, Geschichte der griechischen Literatur bis auf die Zeit des Justinians, Bd. II, 2, 6 Aufl. bearbeitet von O. Stдhlin, 1924 (Iw. Mьllers Handbuch, VII. 2. 2); A. Puech, Histoire de la littйrature grecque chrйtienne, t. 3: Le IV siиcle, 1930. Срв. Fessler-Jungmann, Institutiones patrologie, t. 1–2, ed. altйra, Oeniponte, 1890–1896; Ed Norden, Die antike Kunstprosa, Bd. II, 1898; Kihn, Patrologie, Bd. 1–2, 1904–1908; G. Rauschen, Grundriss der Patrologie mit besonderer Berьcksichtigung des Lehrgehaltes der Vдterschriften, 1903, 6–7 Aufl. bearbeitet von J. Wittig, 1921; J. Tixeront, Prйcis de patrologie, 7 йdit., 1923; G. Bardy, Littйrature grecque chrйtienne, 1929. До сих пор сохраняют свое значение и ценность старинные труды: L. de Tillemont, Mйmoires pour serVIr а l'histoire ecclйsiastique des six premiers siиcles, 16 vols, Paris, 1693; Venise, 1732; R. Ceillier, Histoire gйnйrale des auteurs sacrйs et ecclйsiastiques, 23 vols, Paris, 1729–1763; 2 йdit., 15 vols, 1858–1869; J. A. Fabri-cins, Bibliotheca gracca, 12 vols, йd. Harles, 1790–1809.
— По pycски можно указать немногое: Архиеп. Филарет (Гумилевский), Историческое учение об отцах Церкви, 3 тома, СПБ, 1859; 2 изд., 1882 (писано в 40-х годах); И. В. Попов, Конспект лекций по патрологии, Серг. Посад, 1914; Л. П. Карсавин, Св. отцы и учители Церкви, Раскрытие православия в их творениях, YMCA-Press, Paris (1927).
I. Основные черты богословской жизни IV-го века. — Для введения в догматическую проблематику IV-гo века см. общие курсы по истории догматов: Ad.Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. II, 1890, 4 Aufl., 1910; F. Loofs, Leitfaden zum Studium der Dogmengenschichte, 4 Aufl., 1906; R. Seeberg, Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. II, 2–3 Aufl., 1909; N. Bonwetsch, Grundriss der Dogmengeschichte, 2 Aufl., 1919; J. Schwane, Dogmengeschichte der patristischen Zeit, 2 Aufl. 1895; J. Tixeront, Histoire des dogmes, t. II, 7 йdit., 1924; J. F. Bethune-Baker, An introduction to thй early history of Christian doctrine, 1903. Срв. Hefele-Leclercque , Histoire des conciles, t. I, l, Paris 1906 (во французском издании ценные дополнения и примечания к этому замечательному, но отчасти устаревшему труду); H. M. Gwatkine, Studies in Arianism. 2 йdit., 1900; A. E. Barn, The council of Nicaea ,1925; A. D'Ales, La dogme de Nicйe, 1926. O троическом богословии IV-го века См. J. Kьhn, Katholische Dogmatik, Bd. II, 1857; Th. Regnon, Etudes de thйologie positIVe sur la S-te Trinitй, 4 vols, 1892–1898; K. Holl, Amphilochius von Ikonium in seinem Verhдltniss zu den grossen Kappadoziern 1904 (содержание книги много богаче, чем выражено названием). Срв. D. PetaVIi, De theologicis dogmatibus (1643–1650), новое издание, Baris-Ducis, 1864–1870, т.т. 2 и 3, — свод и систематический подбор текстов; см. еще G. Bullii, Defensio fidei Nicaenae (1685), ed. Oxon. 1827. O троической терминологии: F. B. Strang, The history of the theological term: substance, Journal of theol. studies, 1901, 1902; J. F. Bethune-Baker, The meaning of homoousios in the Constantinopolitan Creed, 1901 (= Cambridge Texts and Studies, VII. 1); P. Gallier, L'homoousios de Paul de Samosate, Recherches de science religieuse, 1922; S. Schlossmann, Persona und Prosopon im Recht und im christlichen Dogma, Kiel, 1906; A. Michel, Hypostase, Dictionnaire de thйologie catholique, t. VI, 2, 1921; P. Stiegele, Der Agennesiebegriff in der griechischen Theologie des IV-ten Jh., 1913 (= Freiburg. Theol. Studien, Hf. 12). К учению o Св. Духе см. H. B. Swete, On the history of the doctrine of the procession of the Holy Spirit, 1876; J.Langen, Die trinittarische Lehrdifferenz, Bonn, 1876; Th. Schermann, Die Gottheit des Hl. Geistes nach den griech. Vдtern des IV-ten Jhs., 1904 (= Strassb. Theol. Studien, IV, 4–5). Из русской литературы следуеть указать: B. B. Болотов, Лекции ло истории древней Церкви, т. IV, Пгр. 1918 (из «Христ. Чтения» 1913–1918 годов); Б. М. Мелиоранский, Из лекций по истории древней христианской Церкви, «Странник», 1910 и 1911 годов; А. П. Лебедев, Вселенские соборы IV и V в.в., 3 изд., Спб. 1904; прот. А. М. Иванцов-Платонов, Религиозные движения на христианском Востоке в IV и V в.в., 1888; А. А. Спасский. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. I, Тринитарный вопрос, 1906; А. П. Орлов, Тринитарныя воззрения Илария Пиктавийскаго, 1908 (большая часть книги посвящена общей характеристике троическаго богословия III и IV-гo веков); В. Виноградов, О литературных памятниках полуарианства, Богосл. Вестник, 1911, 4, 7–8, 12; свящ, Д. А. Лебедев, Евсевий Никомидийский и Лукиан, Богосл. Вестн., 1912, 4, 5; К вопросу об Антиохийском соборе 324 года, Труды Киевской д. академии, 1914, 4, 7–8, 11; 1915, 1; Св. Александр Александрийский и Оригеи, там же, 1915, 10–11, 12; С. Кохомский, Учение древней Церкви об исхождении Св. Духа, Спб. 1874 (из «Христианского Чтения» 1873 года); А. Л. Катанский, Учение о благодати Божией в творениях св. отцов, 1902 (из «Христ. Чтения» 1900–1902 годов). Об аполлинаризме: A. A. Спасский, Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийскаго, 1895 (срв. отзыв В. В. Болотова, «Христ. Чтение», 1908, 8–9, 10) ; G. Voisin, L'Apollinarisme, Louvain , 1901; H. Lietzmann, Apollinaris von Laodicea und seine Schule, 1904; E. Weigl, Christologie vom Tode des hl. Athanasius bis zum Ausbruch des Nestorianischen Streites, 1925. Срв. еще J. RIViиre, Le dogme de la Rйdemption, йtude historique, 1905.
II. Св. Афанасий Александрийский. — Основное издание творений Lopin et Montfaucon (1698), с дополнениями повторено Justiniani (1777), — Міgпе, t.t. 25–28. Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 4 тома, 1851 след., 2 изд. 1903. — J. A.Mцhler, Athanasius der Grosse, 1827, 2 Aufl., 1844; Я. Voigt, Die Lehre des Athanasius von Alexandrien, 1861; L. Atzberger, Die Logoslehre des hl. Athanasius, 1880; K. Hots, Studien ьber das Schrifttum und die Theologie des Athanasius, 1899; A. Stьlcken, Athanasiana, Texte und Untersuchungen, Bd. XIX. 4, 1899; E. Schwartz, Zur Geschichte des Athanasius, I-IX, Nachrichten der kgl. Gesellschaft der Wissensch. zu Gцttingen, 1904, 1905, 1908, 1911; E.Weigl, Untersuchungen zur Christologie des hl. Athanasius, 1914 (= Erhardt-Kirsch Forschungen, Bd. XII. 4). — A. B. Горский, Жизнь Св. Афанасия Великого (1851), в 1-ом томе русскаго перевода; И. В. Понов, Религиозный идеал св. Афанасия, Богосл. вестник, 1903, 12; 1904, 3, 5.
III. Св. Кирилл Иерусалимский. — Основное издание Dom Touttйe (1720, 1763), — Мigпе, t 33; срв. издание Reischl-Rupp, 1–2, 1848, 1860. Русский перевод в издании Моск. д. академии, 1855, 2 изд., 1891, с вводной статьей А. П. Лебедева. — J.Mader, Der hl. Cyrillus, Bischof von Jerusalem, 1891; Niederberger, Die Logoslehre des hl. Cyrill, Diss., 1923; J. Lebon, La position de St. Cyrille de Jйrusalem dans les luttes provoquйes par l'arianisme, Revue de l'histoire ecclйs., XX, 1924. К истолкованию слов св. Кирила с литургической стороны срв. работы F. X. Dцlger'a, Das Sakrament der Firmung, 1906; Der Exorcismus im altchristlichen Taufritual, 1909; Sphragis, 1911.
IV. Св. Василий Великий. — Основное издание Garnier-Uaran (1721–1730), повторено с дополкениями Sinner (1839), — Міgпе, т.т. 29–32. Русский перевод в издании Моск. дух академии, 7 томов, 1845–1848; 2 изд., 1891–1892. Срв. статью прот. А. В. Горского, Жизнь св. Василия Великаго в «Прибавлениях к изданию творений св. отцов», Ш, 1845. — С.R. W. Klose, Basilius der Grosse nach Leben und Lehre, 1835; F. Bцhringer, Die drei Kappadozier, 1875 (= Die Kirche Christi und ihre Zeugen, Bd VII); /. Wьtig, Die Friedenspolitik des Papstes Damasus, 1912; L. Schдfer, Basilius des Grossen Beziehungen zum Abendlande, 1919; Я. Weiss, Die grossen Kappadoziern, als Exegeten, 1872; F. E. Robbins, The hexaemeral literature, Chicago, 1912; C. Gronau, Poseidonius und die jьdischchristliche Genesisexegese, 1914; A. Jahn, De Basilio Magno plotinizante, 1838; C. R. W. Klose, Geschichte und Lehre des Eunomins, 1883; M. Albertz, Untersuchungen ьber die Schriften des Eunomius, Diss., 1908; F. Nager, Die Trinitдtslehre des hl. Basilius, 1912; K. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischem Mцnchtum, 1898; Morison, St. Basil and his rule, 1912; Clarke, Basil the Grйвt, a Stumy in Monasticism, 1913.
V. Св. Григорий Богослов. — Бенедиктинское издание, начатое перед самой французской революцией, было закончено только в 1840 г., — Міgпе, т.т. 35–38. Из отдельных изданий нужно отметить A. J. Maton, The fIVe theological orations of Gregory of Nazianze, 1899, — с очень ценным введением. Краковская академия приготовляет в настоящее время новое критическое издание. Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 6 томов, 1843–1846; 2 изд., 1889. — C. Ullmann, Gregorius von Nazianze, 1825; 2 Aufl. 1867; E. Fleury, St. Grйgoire de N. et son temps, P. 1930; H. Pinault, Le platonisme de St. Grйgoire de N., 1925; M. Guignet, St. Grйgoire de N. et la rhйtorique, 1911; Les procйdйs йpistolaires de St Grйgoire de N., 1911. Для сравнения cm. o неоплатонизме : R. Arnou, Le dйsir de Dieu dans la Philosophie de Plotin, 1921. — J. Sajdak, Historia critica scholiastarum et commentatorum Gregorii Naz., Meletemata patristica, 1, CracoVIae, 1914; De Gre-gorio N. poetarum christianorum fonte, ArchIVum filologiczne, 1, Krakow, 1917, — (M. Салмиш), Жизиь св. Григория Б., «Прибавления», I, 1843; (И. E. Tpomudft), Последние годы жизни св. Григория Богослова, Христ. Чтение, 1863, II; А. Говоров, Св. Григорий Богослов, как христианский поэт, Казань, 1886; Н. Виноградов, Догматическое учение св. Григория Богослова, Казань, 1887.
VI. Cв. Григорий Нисский. — У Міgпе, т.т. 44–46, перепечатаны очень неисправные старые издания. Отдельныя творения бьши изданы критически в прошлом веке. В последние годы Берлинская академия предприняла полное критическое издание; вышло два тома: книги против Евномия (Jaeger, 1921) и письма (Pasquali, 1925). Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 8 томов, 1861–1872, — над ним работал прот. П. Делицын. — J. Rupp, Gregors, des Bischofs von Nyssa, Leben und Meinungen, 1834; F. Dlekamp, Die Gotteslehre des hl. Gregor von Nyssa, I, 1896; H. Koch, Das mystische Schauen beim hl. Gregor von Nyssa, Theol. Quartalschrift, 80, 1898; A. Krampf, Der Urzustand des Menschen nach der Lehre des hl. Gregor von Nyssa, 1889; F. Hut, Des hl. Gregor von Nyssa Lehre vom Menschen, 1890; J. B. Aufhвuser, Die Heilslehre des hl. Gregor von Nyssa, 1910. — Apx. Порфирий (Полов), Св. Григорий, епископ Нисский, «Прибавления», XX, 1861; В. И. Несме-лов, Догматическая система св. Григория Нисского, 1887; А. Марты-нов, Эсхатология св. Григория Нисскаго, «Прибавления», 1883; Антропология св. Григория Нисскаго, там же, 1886; Д. Тихомиров, Св. Григорий Нисский, как моралист, 1886; М. Ф. Оксиюк, Эсхатология св. Григория Нисскаго, 1914; С. В. Троицкий, Об именах Божиих и имябожниках, 1914.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Восточные Отцы IV века"
Книги похожие на "Восточные Отцы IV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Флоровский - Восточные Отцы IV века"
Отзывы читателей о книге "Восточные Отцы IV века", комментарии и мнения людей о произведении.