Николай Колесницкий - «Священная Римская империя»: притязания и действительность

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Священная Римская империя»: притязания и действительность"
Описание и краткое содержание "«Священная Римская империя»: притязания и действительность" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о важнейших этапах истории «Священной Римской империи» от ее возникновения до фактического крушения в середине XIII в. Автор развенчивает мифы, созданные буржуазной немецкой историографией вокруг этого государства, показывает истинную суть его экспансионистской политики, пагубно повлиявшей на внутриполитическое развитие страны, которая не только не добилась господства над государствами Европы, но и сама была ввергнута в политический хаос.
Перу автора принадлежит ряд работ по истории средневековой Германии: «Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – середина XII в.)» (М., 1959); «Феодальное государство» (М., 1967) и др.
Римская и каролингская традиция служили орудием внешнеполитической экспансии германских императоров. По словам Оттона Фрейзингенского, «перенесение империи» от западных франков к восточным ни в какой степени не изменило характера этой империи. Император сохранил свои прерогативы в пределах прежнего Франкского государства, т. е. и в западной его части. Так обосновывались притязания на верховенство над Францией. В письмах Фридриха Барбароссы к французскому королю Людовику VII подчеркивалось, что германско-римский император сохраняет верховные права, унаследованные от Карла Великого на всей территории каролингской империи. В этой связи следует рассматривать предпринятую в 1166 г. Барбароссой канонизацию Карла Великого и объявление Ахена священным городом.
Агрессивные устремления Фридриха Барбароссы простирались и на восток. Он считал уже недостаточным уравняться в титуле с византийским императором, а претендовал на превосходство и над «Восточным Римом». В посланиях к византийскому двору проводилась мысль, что император «Священной Римской империи» – преемник римских императоров, которым принадлежала в свое время и восточная часть империи. Само собой разумеется, что от подобных заявлений до действительности было очень далеко. Но нужно считаться с тем, что эта экспансионистская идеология определяла внешнеполитический курс «Священной империи» Штауфенов. Характерно, что с ослаблением власти императоров внутри самой Германии этот курс становился все более агрессивным.
Важнейшим условием установления императорской гегемонии было подчинение папства. После заключения Вормского конкордата римская курия обрела значительную самостоятельность, а при Л отаре III и Конраде III даже подчинила своему влиянию императорский престол. Фридрих I пытался возродить оттоновскую традицию полного господства империи над папством. Сложившаяся в Риме и Италии обстановка, казалось, вполне этому благоприятствовала. Ставшее почти постоянным избрание на папский престол сразу нескольких лиц (не без участия императоров) наносило удар по престижу папства. В Риме еще в 1143 г. произошел политический переворот и была создана, по примеру других городов, республика, управляемая сенатом и другими выборными органами. Папа лишился всякой власти над городом и вынужден был на продолжительное время его покинуть. С 1145 г. во главе Римской республики стал Арнольд Брешианский – пламенный народный трибун, сторонник радикальной церковной реформы, приверженец философии Пьера Абеляра. Справиться собственными силами со своими мятежными подданными папа был не в состоянии и обращал взоры на своего традиционного «защитника» – германского короля. На юге Италии папским интересам угрожали норманны и Византия. Король Сицилии Рожер II и сменивший его Вильгельм не признавали папского верховенства над принадлежащей им страной и угрожали интересам курии в самой Средней Италии. Все это заставило папу искать союза с германским королем. В 1153 г. в Констанце, между Фридрихом I и папой Евгением III было заключено соглашение, по которому германский король как «покровитель» римской церкви обязан был оказывать ей защиту от всех врагов – внутренних (римлян) и внешних (норманнов, Византии). Папа молчаливо соглашался короновать Фридриха I в ближайшее время императорской короной.
В 1154 г. войска Фридриха I вторглись в Италию. Перед Барбароссой открывалась возможность использовать борьбу римлян с папой и приобрести императорскую корону не из рук папы, а от имени римского сената (подобные предложения делались уже его предшественнику и были повторены ему самому). Но это означало бы разрыв с феодальной традицией, и Барбаросса, естественно, не мог пойти на подобный шаг. Для него империя оставалась «священной католической», основанной на союзе с церковью. Он без колебаний выдал Арнольда Брешианского папе и помог подавить Римскую республику. Таким образом, Фридрих I выполнил свое главное обещание. Предстояло еще организовать поход против Вильгельма Сицилийского, но он с этим не спешил, желая поскорее произвести коронацию в Риме. Чтобы ускорить ее, он даже согласился, как в свое время Лотарь III, выполнять церемониальную маршальскую службу при торжественном выезде папы. Коронация была проведена без особых торжеств, тайно от римлян и вызвала народное возмущение, которое было жестоко подавлено немецкими рыцарями, предводительствуемыми Генрихом Львом.
Союз с папой, однако, вскоре дал трещину, а затем и совсем развалился. В 1157 г. Адриан IV направил императору послание, требуя освободить из заключения архиепископа лундского и наказать виновников его ареста. В письме содержалось многозначительное выражение, что император получает от папы благодеяния (beneficia). Барбаросса понял это в привычном для того времени смысле: папа напоминает, что он пожаловал императорскую корону как бенефиций и требует вассальной верности. Папское послание было в грубой форме отвергнуто, а доставившие его кардиналы-легаты подверглись унижениям (одним из них был Ролланд – будущий папа Александр III). В изданной по этому поводу императорской энциклике говорилось, что римская корона вручается не властью папы, а от имени самого бога, и что папское утверждение о его верховенстве над императором противоречит учению апостола Петра: «Чтите бога, бойтесь царя». Император использовал этот инцидент, чтобы ограничить папское вмешательство в дела германской церкви: запрещалось без его разрешения отправляться в Рим и ограничивалось право апелляций в курию. Адриан IV вынужден был пойти на попятную и публично разъяснить, что содержащийся в его послании термин beneficium следует понимать не в привычном значении феод (feudum), а в буквальном смысле: оказывать добро, делать благодеяние (bene facio)[71]. Однако и после этого примирения не наступило и о прежнем, хотя и кратковременном союзе папы с императором не могло быть и речи. Барбаросса задался целью подчинить северные и среднеитальянские города и прочно укрепиться в Ломбардии и Средней Италии. Папа претендовал на усиление своего влияния в этих областях и выступал в роли защитника от чужестранного порабощения.
Не получив поддержки от Фридриха I в борьбе с непокорным вассалом – королем Сицилии Вильгельмом, папа нарушил Констанцский договор и пошел с ним на примирение, уступив за небольшой чинш все южноитальянские владения. Сицилийскому королю было даже предоставлено право светской инвеституры над местными епископами. Отношения императора с папой становились все более напряженными. Адриан IV вступил в переговоры с враждебно настроенными против императора ломбардскими городами. Фридрих I послал своих представителей в Рим, чтобы склонить римскую знать к антипапскому союзу. Папа даже собирался отлучить Барбароссу от церкви, но внезапно умер (1159).
В Риме возобновилась схизма, длившаяся на этот раз 17 лет. Сторонники императора избрали папой Виктора IV, но он оказался в меньшинстве. Большинство кардиналов поддержало кандидатуру противника императора – Ролланда, который и стал папой под именем Александра III. Это был выдающийся деятель католической церкви, стоящий в плеяде таких пап, как Григорий VII, Урбан II, Иннокентий III. Он явился достойным соперником Фридриха I в борьбе за политическую гегемонию на Западе. Развернувшаяся на десятилетия напряженная борьба папства с императорской властью и на этот раз принесла ему победу. Папство умело использовало при этом освободительную борьбу ломбардских городов против немецкого порабощения.
Фридрих Барбаросса делал безуспешные попытки ликвидировать раскол и утвердить на папском престоле своего ставленника. В 1160 г. в Павии по настоянию императора был созван вселенский собор, который должен был решить спор между антипапами. Александр III на него не явился и отказался подчиниться его решениям (на соборе почти отсутствовало французское и английское духовенство, и, по существу, он не являлся вселенским). Большинством голосов Александр ИГ был лишен папского достоинства и Виктор IV объявлялся единственным законным папой. Однако это не изменило положения дел. Александр III не сложил своего сана. Большинство кардиналов было на его стороне. На созванном им в 1161 г. соборе в Тулузе, а затем в Лоди прелаты Франции, Англии, Испании, Венгрии, Норвегии, Сицилии и Ирландии высказались в его пользу. За него были также представители восточных церквей. Антипапу Виктора IV поддержал только немецкий, чешский, датский и, отчасти, итальянский клир.
Не видя возможности покончить с расколом путем избрания нового папы, император пытался примирить антипап Александра III и Виктора IV. Однако Александр III не шел ни на какие компромиссы, требуя абсолютного признания своей власти. Не улучшилось положение и после смерти Виктора IV. Верное императору меньшинство кардиналов избрало нового антипапу – Пасхалия III (1164). Характерно, что даже часть имперских кардиналов не признала его, перейдя на сторону Александра III. Барбаросса вынужден был применить репрессии. На Вюрцбургском синоде в 1165 г., где присутствовали и представители английского духовенства (в это время сложился союз Фридриха I и Генриха II Плантагенета против папы Александра III), Пасхалий III был объявлен единственным законным папой, которому все имперское духовенство под угрозой потери ленов и должностей должно было в течение шести недель принести присягу. Некоторые неподчинившиеся прелаты были изгнаны из страны. Александр III ответил отлучением императора от церкви. Теперь он прочно себя чувствовал на престоле. На него и его сторонников не подействовали проведенные Барбароссой и антипапой Пасхалием III в 1166 г. в Ахене торжества, связанные с канонизацией Карла Великого. По замыслу Фридриха I, это мероприятие должно было поднять культ императора, господствующего над церковью. Папа не придавал значения всей этой возне с идеей священной сверхимперии, трезво оценивая реальную обстановку в Италии и на всем Западе, которая развивалась отнюдь не в пользу императора.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Священная Римская империя»: притязания и действительность"
Книги похожие на "«Священная Римская империя»: притязания и действительность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Колесницкий - «Священная Римская империя»: притязания и действительность"
Отзывы читателей о книге "«Священная Римская империя»: притязания и действительность", комментарии и мнения людей о произведении.